- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Дом Киреевского

Парадная анфилада, 2006 [1]

Во 2-м Зачатьевском переулке, прямо напротив нарядных ворот 3ачатьевского монастыря, можно обнаружить мрачную, перекошенную руину, огороженную железным забором. Между тем, по документам этот дом известен как «Объект культурного наследия N2 Ф74б арх., 275 ист., Остоженка, 19, стр. 2». Архитектурная ценность объекта обусловлена его древним происхождением, историческая — славными страницами биографии. Публикуем материалы исследования палат Петра Киреевского, выполненного Центром историко-градостроительных исследований.


История формирования домовладения восходит к 17 веку, когда были построены каменные палаты по «проезжему переулку», до 1750-х годов продолжавшему направление современного 3-го Зачатьевского и доходившего до церкви Воскресения Нового (стояла на углу Остоженки и 1 Зачатьевского до 1930-х гг.). Архитекторы-реставраторы Казакевич и Путятина, обследовавшие палаты в 1987 году, датировали их 1680-ми годами. От этого времени, несмотря на многочисленные перестройки, сохранилось очень многое — первоначальная структура дома прослеживается вполне ясно. Дом был простым, но при этом не совсем обычным для слободских палат — его прямоугольный объем вытянут вдоль границы соседнего участка, принадлежавшего дьякону Воскресенской церкви. Здание имело двое сеней с деревянными крыльцами, из каждых сеней направо вели двери в сводчатые комнаты — такая планировка напоминает устройство некоторых келейных корпусов второй половины 17 века.

План 1 этажа, обмер ЦИГИ. [2]

На фасадах дома до сих пор видны фрагменты лопаток, междуэтажного и венчающего карниза с поребриком, прямоугольные наличники окон второго этажа (окна имели плоские металлические перемычки), фрагмент дверей, соединявших несохранившиеся крыльца с сенями. Задний, обращенный к соседнему владению фасад изначально был глухим (за исключением, может быть, нескольких крохотных слуховых окошек, одно из которых уцелело поныне), но его поверхность оживляет небольшой ризалит, плоский и несимметричный. Он расположен в заднем торце главных, южных сеней и, скорее всего, отмечал выступ ретирады (сиречь отхожего места). В нижнем этаже сохранились кирпичные своды, в стенах много мощных арочных ниш, указывающих на складскую функцию помещений. На внутренней стене торцевой палаты второго этажа обнаружена большая прямоугольная ниша – плоская, в полкирпича, имевшая обрамление кирпичным валиком. Скорее всего, это киот для иконы, что весьма необычно для интерьеров жилых зданий. Стена, в которой он располагался, обращена к монастырю; из окон, располагавшихся по обе стороны киота, открывался прекрасный вид на монастырские храмы.

Киот и заложенные окна в главном зале [3]

Первоначальное назначение дома остается пока неясным. Высказывалось мнение, что палаты могли принадлежать стольнику Петра I А.Л.Римскому-Корсакову, вкладчику Зачатьевского монастыря, на чьи средства в 1696 году была построена противостоящая дому надвратная церковь Спаса Нерукотворного. Усадьба Римских-Корсаковых находилась где-то по соседству с монастырем, и в 1724 году для ее владельцев была даже устроена парадная лестница, ведущая из переулка на гульбище Спасского храма (восстановлена при реставрации 1960-х и ликвидирована в начале 2008-го как «новодельная»). Но декор палат больше напоминает административные или скромные жилые – слободские, монастырские постройки своего времени, для главного дома богатой усадьбы он явно простоват. Палаты могли быть административным центром Зачатьевской слободы или же быть как-то связаны с самим монастырём.

1764. Палаты обозначены под №6. [4]

Известно, что в 1-й трети 18 века палаты принадлежали подьячему Симбирского приказа Григорию Ивановичу Левонову. На плане усадьба впервые зафиксирована в 1764 году, когда ее главным домом были другие, П-образные палаты, сильно выступавшие за красную линию Остоженки. После пожара 1812 года «обгорелые палаты» были разобраны и главным жилым домом стал рассматриваемый нами дворовый корпус усадьбы. К 1815 году секунд-майор Бухвостов перестраивает здание. Была повышена высота парадного этажа, который все равно оставался довольно-таки низким и тесным, но над ним был надстроен еще один жилой этаж. Внешне здание приобрело черты классицизма. Дом также был расширен пристройкой в сторону Остоженки, с торца была устроена галерея на колоннах, обращённая в сад.

фото А.Степанова, 2004 [5]

В декабре 1836 года дом на Остоженке, 19 приобрел коллежский регистратор дворянин Петр Васильевич Киреевский [6], известный славянофил и собиратель русского фольклора, собравший, и фактически спасший от забвения, тысячи старинных песен и былин. По свидетельству современника, Петр Киреевский «с палкою в руке и котомкой на плечах отправился странствовать пешком по нашим селам и деревням, вдали от больших дорог, туда, где следы старины сохранились живей и ярче, неутомимо собирая народные песни, пословицы, сказанья, изучая народный быт и нравы, стараясь разглядеть и понять обломки давно прошедшей народной русской жизни». С Киреевским сотрудничали Пушкин, Гоголь, Погодин, Даль, Ершов; не исключено, что они посещали его усадьбу. Другой фольклорист, Ф.И.Буслаев, вспоминал: «Киреевский занимал верхний этаж, где помещалась большая комната вроде залы, с неровным щелистым полом, служившей и приемной для гостей, и рабочим кабинетом. Мебели всего было ветхий диван у глухой стены, придвинутый к окну, а против него деревянная коробья (старинный сундук, окованный железом), запертая висячим замком; у стены против окна дубовый шкаф с книгами; у дивана большой четырехугольный стол и вдобавок ко всему полдюжины разнокалиберных стульев и кресел … Дом был каменный, двухэтажный, старинный, с железной наружной дверью и с железными решетками у окон каждого этажа, точно крепость. Он стоял в тенистом саду без дорожек, на улицу выходил лишь сплошной забор с воротами».

Интерьер 1 этажа, 2004, фото А.Степанова [7]

В 1846 году Киреевский продал дом, говорят, для того, чтобы помочь изданию сборника народных песен. А дом продолжал жить своей жизнью. В начале 20 века его помещения сдавались под квартиры (полуподвал занимали кухня, дворницкая и прачечная), в деревянном флигеле размещались Пречистенские рабочие курсы и районное попечительство о бедных. Замечательно, что бомжи, обитавшие в доме Киреевского ещё пару лет назад, хранили непонятно как сохранившуюся память об этом факте: рассказывали, что дом-то наш старинный, что при царе тут был благотворительный институт, о нашем брате честно заботились!

Палаты Киреевского, 2002, фото А.Можаева [8]

Запустение сюда пришло лет 15 назад. Дом был отселён и брошен. Верхние этажи выгорели, в стенах росли огромные трещины. Южная стена здания, наиболее хорошо сохранившая древний декор, грозит обрушением. Около пяти лет назад дом был передан Зачатьевскому монастырю, однако пока это никак не изменило его участи. Правда, два года назад дом был очищен от бомжей и мусора и над ним была установлена временная кровля, но никаких противоаварийных работ проведено не было – монастырь слишком увлечён строительством нового собора. Зачатьевские палаты, между тем, остаются не только уникальным образцом древнерусской гражданской архитектуры, но и единственным памятником нашему действительно великому соотечественнику — Петру Киреевскому.

[9]

PS. Буквально через неделю после этой публикации в здании наконец начаты противоаварийные работы.

PPS. Памятник разрушен летом 2014 года. [10]

1 Comment (Open | Close)

1 Comment To "Дом Киреевского"

#1 Comment By brusnik On Четверг, Июнь 12, 2008 @ 20:26

Сейчас там такая вот объява висит:
[11]