- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Щусев и партнеры

[1]

Александр Можаев

Пару месяцев назад заместитель начальника управления территории «Китай-город» Василий Панкратов сделал официальное заявление [2]: «Среди москвичей еще ходят слухи о том, что при воссоздании проект был изменен, что этажей стало больше, чем было. Все это слухи — гостиница восстановлена именно в таком виде, в каком была. Единственное, что она поменяла, это цвет.» То есть гостиница восстановлена «строго по проекту академика Алексея Щусева».

На разводку повелись даже профессионалы — глубокоуважаемый Кирилл Асс, обругав [3]новодельный корпус по Театральной площади последними словами, одновременно признает: «Фасад, обращенный к Манежной, похож на оригинальный, как близнец — за исключением отвратительного бледно-бежевого цвета, который в нынешней Москве считается признаком хорошего тона.»

На самом деле, говоря о том, что «Москва» восстановлена в прежнем виде, господин Панкратов соврал дважды: во-первых, никто и не обещал, что новодел будет точной копией прежнего здания. Вернее, обещали в самом начале, до сноса, однако потом концепция неоднократно менялась. Во-вторых, итогом долгих споров был следующий уговор: реставрационное воссоздание фасадов по Манежной и Охотному ряду, условное воспроизведение фасада по площади Революции и строительство в прежних габаритах нового корпуса по Театральной. Слово «реставрационное» оказалось заведомым обманом, старые фасады соотносятся с новыми, как музейная ваза с ее пластилиновой копией, выполненной активистами кружка «Умелые руки».

Эксперты, которых мы просили прокомментировать различия старого и нового зданий, отвечали примерно одно и то же: что тут вообще говорить, ставьте фотографии. Виктор Иванович Шередега даже прислал следующую молчаливую схему:

[4]

Ниже мы более подробно проанализируем необратимые искажения отдельных узлов здания. Лучшими комментариями к ними будут разновременные высказывания участников и свидетелей событий. Начать стоит с начала, то есть с 2002 года, когда было объявлено о закрытии [5]гостиницы и ее последующем «сносе с воссозданием».

[6]

Директор Института Искусствознания Алексей Комеч [7] о гостинице «Москва»:

«Защита гостиницы «Москва» от уничтожения в наши дни не только объяснима исторически, но и имеет основания в архитектурных качествах здания. Чем дальше от нас уходит ненавистная демагогия атмосферы победившего социализма, тем яснее обрисовываются истинные достоинства этой архитектуры. Будучи создана на рубеже перехода от конструктивизма к подавляющему сталинскому ампиру, она хранит рациональные и приветливые черты традиции 1920-х годов. Вероятно, они связаны с творчеством авторов основного проекта — Л. И. Савельева О. А. Стапрана. Выполненная А. В. Щусевым декорация фасадов была наложена на эти объемы, но не изменила их характер.

Тяготеющее к классической и ренессансной традиции творчество А. В. Щусева сформировалось не в атмосфере 1930-х годов, а в русле поисков неоклассицизма 1910-х годов… Чем больше разглядываешь детали этого здания и снаружи, и внутри, тем яснее понимаешь блестящее мастерство архитектора и строителей. При всем богатстве материалов и технологий современная архитектура практически никогда не достигает такой индивидуальности, образности и тонкости.

Гостиница «Москва» стала неотъемлемой частью Москвы, свидетелем трагических событий ее жизни и памятником надежд ее жителей. Только люди, которым не дорога история собственного народа, могут для чисто коммерческих целей ее разрушить. Мощь современного стройкомплекса тут же воздвигнет ее заново…, мертвые плоскости евроремонта заменят исторический образ памятника, бесспорную индивидуальность и качество его архитектурных форм.»

[8]

Из интервью [9] девелопера проекта, президента Московской нефтяной компании Шалвы Чигиринского:

«Мы построим то же самое здание, только оно будет служить обществу ХХI века. Сейчас люди покупают дорогие машины, они хотят бывать в красивых местах, посещать хорошие рестораны, красивые здания. Богатые туристы хотят смотреть на Кремль.
— На Кремль хотят смотреть не только богатые.
— Богатые могут себе это позволить. Да, это дорого — смотреть на Кремль… Рядом с Кремлем должна быть гостиница самого высокого класса. Пять плюс. Гостиниц такого класса в Москве еще нет. А что, опять трехзвездную строить? Нужно отходить от менталитета черни, толпы.
— Зачем же тогда воссоздавать мрачный символ сталинизма?
— Это памятник. Это великолепный проект. Нравится кому-то или нет, но он стоит в Москве. И мы его тронуть не можем.
— Так вы же его сломаете!
— Что мы сломаем? Шлакобетон? Денег-то не было, экономили цемент, насыщали здание композициями. Этот фасад все равно рухнет, долго ему не стоять… Мы сохраним все, что представляет художественную и историческую ценность, будем работать с реставраторами, художниками. Это история, это красиво. В конце концов, это дорого. Дух здания будет сохранен.»

[10]

[11]

Окраска не только изменила тон — она стала полихромной. Выделения рыжим цветом некоторых ниш на фасаде образовали ничем не оправданные композиционные акценты, разрушив монолитность здания, подчеркнув неочевидную прежде ассиметрию его главного фасада.

Автор проекта реконструкции «Москвы» Владимир Колосницын, Моспроект-2:

«Проект курирует правительство города, а его реализация идет под наблюдением ведущих московских архитекторов Александра Кузьмина и Михаила Посохина.
Уважая сложившийся облик центра города, привычный для москвичей, здание воссоздается по первоначальным чертежам Щусева. Окраска несколько изменится, …мы постараемся, чтобы гостиница выглядела немножко посветлей-повеселей, …чтобы новая гостиница сохранила в себе максимум черт прежней, привычной «Москвы».»

[12]

[13]

Полуэтажи на боковых пилонах (вернее, верхние окна двусветных залов) стали отдельными ярусами, нарушив пропорции. Стандартизация оконных проемов уничтожила вертикальный ритм фасадов — обратите особое внимание на боковую поверхность правого пилона. Увеличение их размеров вместе с изменением окраски ослабило впечатление монументальности здания.

Юрий Лужков:

«Мне вообще гостиница «Москва» не нравится, скажу, положа руку на сердце… Фасад, который выходит на Манежную площадь, не вызывает возражений. Нравится он или нет, нужно воссоздавать».

Владимир Колосницын:

«В постановлении правительства столицы предписано восстановить первоначальный исторический облик гостиницы «Москва»… Со стороны Государственной думы и Манежной площади фасады останутся такими же, как и были, то есть будут восстановлены в режиме реставрации

[14]

[15]

«Реставрационное воссоздание» верхней части гостиницы. Изменен объем завершения, упрощен силуэт здания, хорошо просматривающийся с обоих боковых сторон. Фасад, обращенный к Охотному ряду, кажется, наиболее близок к оригиналу, лишь венчающая коллонада превратилась в навес. Однако обратите внимание на позорную нестыковку карнизов фасада и подросшей башни…

Владимир Колосницын:

«Один к одному повторить здание невозможно. Хотя бы потому, что та «Москва» была построена из шлакоблоков, изготовленных из отходов мартеновского производства. Зачем же городу воссоздавать здание, не прожившее и века, да еще и экологически нечистое?.. Да и чисто конструктивно постройка устарела. В частности, шаг колонн у Щусева был 7,2 метра, а для того чтобы сделать подземный паркинг, нужно 8,4- 8,5.»

Григорий Ревзин:

«С «Москвой» не нужны никакие специальные знания, никакая аргументация на тему о градостроительной, экономической и всякой другой целесообразности тут не действует. Елисейские поля в Париже застроены зданиями XIX века, под которые сегодня подведены многоэтажные подземные парковки — никому в голову при этом не приходило их сносить и строить заново, просто потому, что этим определяется мера цивилизованности. Сложность в том, что дикарю крайне трудно объяснить такие вещи.»

[16]

[17]

Левая башня Охотного ряда: наглядно видно приращенье лишнего этажа, сопутсвующее изменение пропорций и общего характера башни. А также крайне ощутимую утрату выноса нижнего карниза.

Владимир Колосницын:

«Что касается верхней части гостиницы, которую, собственно, и будут лицезреть москвичи каждый день — она будет воссоздана в точном соответствии с оригинальным, не испорченным позднейшими перестройками проектом. Принято решение восстанавливать целиком проект гостиницы архитекторов Щусева, Сопрана, Савельева.»

Это, кстати, цитата из интервью, озаглавленного «Щусев был бы доволен«.
Нельзя не вспомнить и о заведомо бесперспекивных прожектах обустройства величественной площади, либо воссоздания масштаба кварталов 19 века (Юрий Лужков был готов отказаться от строительства «если об этом попросят инвесторы, уже вложившие средства в снос гостиницы» — найти логическое объяснение этим странным метаниям пытался Григорий Ревзин [18]).

Кстати, реставрационные работы в сравнении с новым строительством оплачиваются с коэффициэнтом 3-5. То есть с точки зрения чистой коммерции снос памятника с последующим новым строительством под видом реставрации — вполне нелохая находка.  
А это на тему обещанной «реставрации» некогда великолепных [19] интерьеров: http://www.vesti7.ru/news?id=5104 [20]

[21]

Фасад, обращенный к площади Революции, также выполнен Щусевым, но в зону «реставрации» отчего-то не попал. Видимо, в соответствии со вкусами инвестора, в него внесены элементы эклектики, но сделано это под благородным предлогом возрождения памяти о давно позабытой гостинице «Гранд-отель». Над венчающим карнизом воспроизведена колоннада, исторически присутствующая на обратном, Охотнорядском фасаде здания.  В результате восточная башня (о ней ниже) слилась с горизонтальным объемом, а фасад стал еще более грузным. При этом он утратил былую монументальность, обзаведясь лишними лоджиями, эркерами и невнятными декоративными отливками. Обратите внимание на трактовку капителей:

[22]

Владимир Колосницын:

«Фасад со стороны Кремля по рекомендациям общественного совета будет напоминать архитектуру «Гранд-отеля», который в дореволюционные времена стоял на месте «Москвы»…  Отделкой здания мы хотели бы подчеркнуть фундаментальность, массивность проекта. Здесь не должно быть дешевых декоративных материалов. Хотелось, чтобы все смотрелось серьезно и, скажем так, мощно. Первые этажи будут отделаны темным гранитом, выше — штукатуркой светлых тонов с декоративными элементами.»

[23]

[24]

Восточная башня была, пожалуй, наиболее яркой из четырех угловых доминант комплекса. Она не была отмечена на фасаде вертикальными членениями, а выглядела отдельной смотровой вышкой, посталенной на крышу здания. Ее отличали глубокие оконные лоджии и выигрышное расположение на стыке корпусов. Теперь она не только выглядит совершенно иначе, но и башней как таковой быть перестала. Неуемная жадность новых хозяев привела к появлению хамских достроек, которые норовят соединить бывшую восточную башню с противолежащей северной. Исключительно выразительный силуэт задней части гостиницы превратился в бесформенное нагромождение коммерческих кубометров.

[25]

Алексей Комеч:

«Территория, где стоит гостиница «Москва», является объединенной зоной охраны множества памятников центра, в том числе и Кремля, признанного, как известно, памятником мирового культурного наследия. Новое строительство в подобной зоне охраны запрещено всеми этими актами. Но поразительно не только решение о новом строительстве, но и сама форма объявления о нем — радостно-незаконная, фактически — преступная. Власть как бы упивается своей способностью жонглировать социально-полезными словами и оборотами…

Да, гостиница «Москва» — не памятник архитектуры. Но ведь и здесь скрыта фантастическая демагогия. Кто не признал это здание памятником и не внес его в государственные списки? Ответ один — правительство Москвы. Оно уже несколько лет пребывает в списках памятников архитектуры, рекомендуемых специалистами на государственную охрану, т.е. мнение Главного управления охраны памятников Москвы выражено совершенно отчетливо. Но теперь управление получит приказ oб исключении гостиницы из этого списка — и не выполнить его оно не сможет.»

Так и было: здание гостиницы выведено из списка вновь выявленных памятников. Однако по еще одной непонятной причине до сих пор числится в списках Москомнаследия и присутствует в недавно изданном комитетом Атласе объектов культурного наследия в качестве статусного памятника…

[26]

[27]

Однако самое печальное — не поруганный Щусев, а «новый» корпус на Театральной площади, чудовищное творческое самовыражение самого Колосницына. Напомним, что этот автор уже подарил городу незабываемый северный корпус [28]Центробанка на Балчуге. Теперь продолжает творчески осваивать просторы Китай-города и Боровицкой площади…

Юрий Лужков:

«Я думаю, нужно вернуть <фасады> во времена архитектуры гостиницы «Националь», сделать ближе к истории этого места

Владимир Колосницын:

«Со стороны Театральной площади и бывшего Музея Ленина гостиница будет совсем не такой, какой москвичи привыкли ее видеть… На Театральной площади объемы здания, в том числе и этажность, останутся прежними, а архитектура станет более спокойной, созвучной стилистике гостиницы «Метрополь»… Главной задачей было лучше вписать его в исторический ансамбль Театральной площади… Чтобы облик площади стал целостным и законченным

«Сначала мы предлагали сделать почти всю гостиницу одной высоты — 11 этажей и только со стороны Манежной площади — 17… Затем на общественном совете при мэре Москвы нам рекомендовали сделать фасады со стороны Манежа и Моховой улицы по проекту Щусева, а со стороны Театральной площади спроектировать фасад немного скромнее — так, чтобы здание не оттеняло Большой театр. Задача, мягко говоря, нелегкая — сложно встраивать новое здание в уже имеющиеся параметры. Но я считаю, что мы с ней справились

Кирилл Асс:

«Легко понять, что именно сложная композиция и керамический тимпан «Метрополя» «вдохновили» «Моспроект-2» на эту жалкую пародию. Но как же ужасна эта ошибка — заведомо понимая, что сравниться с «Метрополем» не удастся ни с финансовой, ни с артистической стороны, пытаться выступить контекстуально! Трудно себе представить больший провал. Мало того, что новый фасад нисколько не вяжется с воспроизведенной «Москвой», он еще и архитектурно беспомощен до крайней степени. Что ж, Москва и не такое стерпит

[29]

[30]

Глядя на недавние, но теперь уже старые фотографии старой «Москвы», неожиданно понимаешь, насколько качественным и даже благородным было это сооружение, включая простоватый корпус 1970-х. Мы ее в общем-то не любили — сталинизм,  дурные ассоциации, тяжелятина. Оказывается, еще и оттого, что сравнивать было не с чем.
Теперь — есть. Только это не «Москва», это позор Москвы. Тактикой «сноса и воссоздания» городские власти в очередной раз пытались утвердить примат формы над содержанием, и в очередной раз доказали обратное. С любых позиций — исключая, возможно, позицию быстрой окупаемости — клон «Москвы» представляет собой полное, как бы сказать, оно. На лопате. Таковым и пребудет, на наших глазах, на долгие годы, в самом центре Российской столицы.
И спасибо всем, кто принимал в этом посильное участие.

57 Comments (Open | Close)

57 Comments To "Щусев и партнеры"

#1 Comment By Юлия Викторова On Понедельник, Декабрь 8, 2008 @ 9:36

Предлагаю в качестве реферата на грядущее заседание Президиума Экоса как раз по этой теме. Надо бы хоть один раз наглое враньё московских властей вкупе с Комитетами по наследию и архитектуре как следует пополаскать.

#2 Comment By Сергей On Понедельник, Декабрь 8, 2008 @ 18:42

Теперь надо будет долбануть по «дому на набережной». Всё равно половину острова отстраивать. Всю «старую» и «новую площади». Да-да — «Детский мир» уже. О, средние торговые ряды. Ну и Зарядье. Не знаю, почему обширный квартал от Зарядья до Котельнической высотки не трогают. Там же служб можно в три раза больше разместить! По Москве-реке пройтись, до Крымского-то моста…

Кстати, если Кепку на Абрамовича заменят — как думаете, как оно пойдёт всё?

#3 Comment By chahal On Вторник, Декабрь 9, 2008 @ 21:37

Абрамович снесёт и построит как было.

#4 Comment By Саша On Вторник, Ноябрь 30, 2010 @ 21:39

«как было» уже не получится.

#5 Comment By Андрей On Понедельник, Декабрь 8, 2008 @ 21:05

Мне стыдно за свой город!

#6 Comment By Алиса On Вторник, Декабрь 9, 2008 @ 11:29

Вы неправы! Город и сам страдает от этого засилия уродства.
Но действительно — стыдно.

#7 Comment By Юлия Викторова On Понедельник, Декабрь 8, 2008 @ 22:14

Саш, кину тебе ссылочку на фото из Я-фоток, забавно-символическое, может найдешь ей место в галерее : [31]

#8 Comment By Ксения On Вторник, Декабрь 9, 2008 @ 9:30

Очень жалко мой истерзанный, изнасилованный город…

#9 Comment By Xellos On Вторник, Декабрь 9, 2008 @ 18:26

Пиздец Москве. Придётся создавать новый план генеральной реконструкции, как в 34м. Сносить всё это убожество нахрен и строить с нуля. Я по своему городу без слёз уже не могу ходить — в каждом, в каждом районе какая-нибудь хуйня воткнута. «Москвы» нет, «Украины» нет, «Детского мира» нет. Кто следующий? Политех? МГУ? Сам Кремль?

#10 Comment By Юлия Викторова On Вторник, Декабрь 9, 2008 @ 23:45

Саш, учти еще вот эти фоты, здесь отличные интерьеры: [32]

#11 Comment By Профессор On Среда, Декабрь 10, 2008 @ 16:51

Гостиница Москва изначально ужасна по архитектуре. Кто этого не понимает, то это его проблемы. Из Щусева тоже не следует делать священную корову. Это довольно слабый архитектор, я бы поставил его в ряд этак… пятый. Так, что один слабый проект заменен другим слабым проектом. Как говорится: «Хам перехамил хама…». Я коренной москвич, в отличие от многих из вас и всегда старался не смотреть на этот опус Щусева, когда проходил мимо. Он больше подходит для этикетки Столичной, чем для здания против Кремля.

#12 Comment By Андрей Антольевич On Четверг, Декабрь 18, 2008 @ 16:52

Почему Щусев слабый архитетор. А мовзолей? Я дом на Ростовской наб.?

#13 Comment By Юлия Викторова On Среда, Декабрь 10, 2008 @ 18:23

Ув. Профессор — не надо нас сталкивать в этот застарелый спор! Речь в основном не идет о качестве ар-ры Щусева ( я тоже от нее не тащусь), а о том зачем надо было это все ломать, врать, что будет реставрация, а затем выстроить вот такое убожество ? Да и в целом Ваша оценка Щусева не вполне профессорская -))

#14 Comment By Ирина Изотова On Четверг, Декабрь 11, 2008 @ 10:28

Жаль, что это был не проект Сопрана и Савельева, ещё более жаль, что его снесли и испохабили…

#15 Comment By Subbotine On Четверг, Декабрь 11, 2008 @ 20:53

Владимир Колосницын:

«Хотелось, чтобы все смотрелось серьезно и, скажем так, мощно»

Да, старик, мощно, по-другому и не скажешь!.. Слегка правда элегантности не хватает 😉

#16 Comment By Митя On Пятница, Декабрь 12, 2008 @ 14:50

Колосницыну: Ты сам то понял что сказал?

#17 Comment By Кирил Асс On Пятница, Декабрь 12, 2008 @ 17:12

Каюсь, не сравнил с достаточным вниманием оригинал и новодел. Получились, верно, не близнецы, а двоюродные братья. Спасибо что указали на искажения.
По содержанию, мне кажется, не стоит себя тешить надеждами и слушать вранье — к реставрации этот клон не имеет никакого отношения. Так что рассматривать гостиницу Москва следует в категориях нового строительства, срисованного с памятника архитектуры. И в этом контексте проект тоже не выдерживает критики.

#18 Comment By Наталья Радкевич On Суббота, Декабрь 13, 2008 @ 15:29

А мне почему-то подумалось — все познается в сравнении! Многие пишут, что им не нравилась гостиница Москва Щусевская. Я тоже воспринимала ее только как некую данность — таков вот облик моего города, центра. Но то, что построили сейчас мне нравится еще меньше, а вернее я на это даже смотреть не могу без слез. И правильно замечают комментаторы — дело в том, что нам постоянно врут, делают дураками и творят — что хотят. Я проезжаю по Москве, смотрю на еще сохранившиеся старинные здания и думаю — что их ждет, неужели и их тоже или снесут, или перестроят. Мы теряем старую Москву — вот в чем дело!!! Надо уважать ее сложившийся облик таким каков он есть. Когда я захожу на этот сайт или сайт Москва которой нет я в страшном ожидании — что еще успели испохабить? Мы теряем не только старую Москву, но и ее целостность, ее облик, а Москва теряет свою душу, которую заменяют стеклянно-плиточными осколками.

#19 Comment By chur On Вторник, Январь 6, 2009 @ 0:55

Господи, какое убожество…

#20 Comment By Алексей On Пятница, Февраль 13, 2009 @ 12:08

Дааа, знаете ли… Сам я не из Москвы, окончил арх.фак сравнительно недавно! То что происходит — это просто позорище! Смотрю на фотографии и сердце щемит! Давольно много знаю о старой Москве, помню как маленьким гулял с мамой по уже не существующим пейзажам. Был в Москве недавно и неузнал половины мест((
Скажите пожалуйста, как я могу делом помочь вашей организации?

#21 Comment By Ira On Пятница, Февраль 13, 2009 @ 21:54

Интересно, что думают об этом в Strabag? По-моему получившиеся фотографии — отличная реклама строительной компании с огромной репутацией. Австрияки прочно строят!!!!! На века!!!! В данном случае к сожалению….:)

#22 Comment By Прохожий. On Суббота, Февраль 14, 2009 @ 20:21

Был ужас, посторили еще больший ужас.

#23 Comment By Иван Туркин On Среда, Февраль 18, 2009 @ 10:33

Кадры со стороны Театральной площади — кошмар!!! Боже, как хорошо, что я давно там не ездил — стошнило бы прямо на руль. Блядство какое-то, извините за стиль. Вместо спокойной, солидной архитектуры, соответствующей и месту, и самому щусевскому зданию «Москвы» (и это в «убогие»-то 70-е!) — какой-то дешёвенький египетский отельчик, Хургада-лайт, в натуре. И это напротив «Метрополя»! У Колосницына крышу снесло, наверное, если он смеет своё гавно сравнивать с шедеврами. Сцуко драное. Извините великодушно за ненормативную лексику — дргих слов как-то не находится для характеристики этого лужковатого чигиринства…
Грустно это всё. 🙁
И ещё. Извините, маленькая поправка. Фамилия одного из авторов «той» «Москвы» — СТАПРАН. К сериалу «Клан Сопрано» он не имеет никакого отношения. 🙂

#24 Comment By Pamita On Суббота, Март 7, 2009 @ 0:18

Даже если она будет как две капли воды похожа на прежнюю (и не надо придираться к мелочам, это создаёт впечатление, что мы тявкаем, а сделать ничего не можем), это будет не она. И с Детским миром то же самое и кто там ещё остался. Когда человек умирает, часть души улетает, остальная часть распределяется по тем, кто его любил. То же и с домом. В новый дом вряд ли кто понесёт часть души прежнего любимого дома. Извините, что развожу тут демагогию, но по-моему, это важно.

#25 Comment By борис On Пятница, Март 13, 2009 @ 22:39

Лучше бы ее вообще построили заново,например на рублевке.Почему то никто не вспоминает,что гостиница была достроена со стороны площади относительно недавно А до того там,по-моему еще в 60 годы стоял очень красивый дом,как раз только он и гармонировал и с Большим и со всей застройкой площади..

#26 Comment By Lana On Среда, Апрель 22, 2009 @ 14:53

Да, постройка весьма и весьма гадкая. Зато четко прослеживается типичный стиль московских новостроек — «у##ищный». Уж извините, лучщего слова не подберешь!

#27 Comment By Zagloba On Среда, Май 27, 2009 @ 22:51

Ничего удивительного в том, что новое здание не нравится нет. Приблизительно этого все и ожидали. Колосницын вошёл в московскую историю, как Церителли (или как там это пишется).

Если будет желание, могу предоставить открытки и фотоизображения с видами гостиницы.

#28 Comment By Orava On Среда, Июнь 10, 2009 @ 0:18

А мне новое здание нравится гораздо больше прежнего. Нет, я, безусловно, резко против царящей вакханалии с «реконструкциями» и мне дико больно от того, что сносят старую Москву — ведь дом, которому 200 лет, построить невозможно, как бы ни точна была его копия. И тем не менее, вот конкретно новое здание гостиницы «Москва» мне кажется намного симпатичнее мрачного сталинского «сундука». Не хочу произносить слово «украсило», но новое здание бежевого цвета с бордовыми вставками и на мой взгляд уместной репликой «Метрополя» (чем не попытка создать ансамбль, примирить разношерстность стилей?), как мне кажется, больше подходит под окружающий архитектурный ландшафт.

#29 Comment By Нина On Понедельник, Май 7, 2012 @ 8:38

Колосницын, залогиньтесь.

#30 Comment By Николай Анархист On Пятница, Июнь 19, 2009 @ 16:02

Московское правительство давно достало всех, но оно это не понимает. Оно встречает только блюдолизов и тех, кому закомпостировала мозги газета «Тверская 13», а истинных москвичей оно никогда не видело. Пора показать Лужкову, Ресину и Кузьмину, что Церетели,Рукавишников, Колосницин и Воронцов уместны лишь в Нью-Васюках. Кто знает, где есть хороший антиправительственный журнал, оставьте здесь ссылку, как его найти. То же самое о сайтах. Нас, порядочных людей, осталось не так уж много, поэтому мы должны всеми силами кооперироваться вместе. Нам нужен план достойного отпора веку коммерсантов и меркантилизма, а по-простому — подлости и произвола.

#31 Comment By Pessimister On Четверг, Октябрь 1, 2009 @ 1:47

Присоединяюсь к голосам о том, что оба здания одинаково ужасны. Мрачная, массивная и подавляющая архитектура. Никакие башенки и колонны не смогли украсить эту депрессивную коробку. С более светлой расцветкой даже стало немного повеселее.
Удивляюсь архитектурной общественности, которая сначала защищала это безобразие, а теперь сожалеет о том, что новому зданию не хватает аутентичности. Небольшие отклонения сути не меняют — кошмар так и остался кошмаром.

#32 Comment By aranrot On Среда, Декабрь 9, 2009 @ 21:24

Не скажу, что старая Москва была божественно хороша. У неё были свои недостатки. Она была тяжеловесной и не очень гармонировала с Кремлём. Но это не повод её сносить и ставить на её место пластмассовую коробку ещё более ужасных пропрций. Баженовские дворцы в Кремле тоже построены в ином стиле и совершенно (имхо) не гармонируют со старыми постройками. Так почему бы их не снести? Согласитесь, это была бы просто дикость!

Недавно была в ценстре и снова ужаснулась этому «подобию оригинала». Старая гостиница выглядела благородно. Старый гранит, скромные бордюры, колонады, благородие. То, что поставили теперь, это чудо, простите меня, цвета детской неожиданности производит впечатление ящика, обитого сайдингом или покрытого пластиковыми панелями. Вобщем, убого оно выглядит. Из-за хамски изменённых пропорций новое здание давит на зрителя ещё больше, чем старая «Москва»… Одним словом, мне стало стыдно, что в моём университете когда-то учился Ресин. Это позор для Горного…

Теперь жду, когда сместят Лужкова и хорошенько потрясут его и его жену, которые устроили эту вакханалию в самом центре. Первое, что должен будет сделать его преемник, это остановить все эти «реконструкции» и отменить новый генплан…

#33 Comment By McSeam On Пятница, Февраль 11, 2011 @ 17:51

«Баженовские дворцы в Кремле» снести совершенно невозможно.
Потому что их там нет и не было.

#34 Comment By Светлана On Понедельник, Январь 4, 2010 @ 15:21

То, что происходит, трудно представить даже в страшном сне. В это трудно поверить.Все, что происходит с Москвой, полный абсурд, отсутсие логики вещей. Только люди самого низшего качества, каковыми являются чиновники Москвы, могут нагло утверждать, что замена истории,старой архитектуры, бетонными безвкусными новоделами, это верх совершества, и то, что это делается на благо народа
К сожалению, это сложно остановоить. Народ, живший годами в эпоху тотального дефицита, разомлел в погоне за бесконечным удовлетворением своих материальных потребностей. Да, может гостиница Москва и не была самым красивым зданием, но была частью нашей истории.

#35 Comment By Владимир On Среда, Февраль 10, 2010 @ 2:52

нет слов..нас всех обокрали..и крадут постоянно

#36 Comment By Al On Понедельник, Февраль 15, 2010 @ 17:53

Лучше бы это здание вообще убрали — комплекс старых зданий (Манежная — Охотный ряд — пл. Революции — Театральная) вместе выглядел бы куда как лучше.

#37 Comment By DeKarafootsky On Воскресенье, Май 16, 2010 @ 5:23

Последнее пожелание «Иванам»…

Мы славно гуляли в республике вашей,
Мы доллары черпали полною чашей.
Пока вы тут пили, мы вас разорили,
Заводы продали, богатыми стали.
И вам всем «здоровья», «живите богато»,
А мы отправляем ресурсы на запад.
И чтобы ни крошки у вас не осталось,
И чтобы здоровых детей не рождалось.
За ваши ресурсы дадим мы вам шприцев,
И спирта цистерны, до смерти упиться.
Наркотики в вены вливайте «богато»,
Валяйтесь, как свиньи, вблизи вашей хаты.
Для нас вы все быдло: дерьмо, папуасы,
Зачем папуасам земные запасы?
Вы слышите, свиньи, мы стали богаты,
Мы скоро отнимем у вас ваши хаты.
Дадим казино, сигареты, секс-фильмы.
Курите и пейте, рожайте дебильных.
Больные, уроды для нас не опасны —
Мы их уничтожим поддельным лекарством.
Вы все постепенно умрете бомжами,
И долю такую вы выбрали сами.
И ваша земля, нам нужна без народа.
Мы вас похороним в любую погоду.
Так будьте «здоровы», «живите богато»,
Насколько позволит вам ваша зарплата.
А если зарплата вам жить не дозволит —
Так вешайся, быдло, — никто не неволит.

автор не известен

#38 Comment By DeKarafootsky On Понедельник, Май 17, 2010 @ 12:04

Берлогой стала Родина моя,
Власть обрела звериную натуру-
Здесь каждая поганая свинья
Стремится натянуть медвежью шкуру.

Повсюду, как грибы после дождя,
Повылезли хвалебные плакаты
И славят мудрость нашего вождя
Лихие борзописцы-«медвежата».

Хреновые приходят времена,
Россия потонула в сумасбродстве.

В последнем акте действо
Такое вот простое:
Добро сменилось злобой,
Доверье — клеветою.

Меняем убеждения
Десятки раз на дню.
Сменили честь на прибыль,

Дела на болтовню.

Когда-то были стройки,
А нынче — разрушенья.
Сегодня грустный праздник —
День Перерождения.

Из моего окна видна
Та чёрно-белая страна,
Которой не видны края —
Больная Родина моя.

Страна доверчивых детей,
Страна винтовок и плетей,
Страна веселья сквозь тоску,
Страна имён длиной в строку,

Страна просторов и степей
Страна раздоров и цепей,
Страна шизоидных идей
И полуграмотных вождей,

Страна безумных виражей,
Страна бредовых миражей,
Страна неисчислимых бед,
Страна проигранных побед,

Страна фальшивых перемен,
Страна обманов и измен,
Страна, где говорит кастет
И спят художник и поэт,

Страна беспочвенных надежд,
Страна пророков и невежд,
Страна утраченной мечты
И беспросветной нищеты,

Страна бессильного труда,
Где жизнь дешевле, чем руда,
Страна рабов и бунтарей,
Страна восстаний и царей,

Страна разгромленных церквей,
Чужая мать для сыновей,
Страна неслыханных богатств,
Страна подпольных тайных братств,

Страна загубленных Левшей,
Страна святых и торгашей,
Страна, где правят вор и плут,
Страна героев и иуд,

Страна всеслышащих ушей,
Страна всесильных легашей,
Страна с заплёванной душой,
Страна, где слон осёдлан вшой,

Страна изуверских расправ,
Где кто подлее, тот и прав,
Где суд вершат холуй и льстец,
Страна разорванных сердец,

Страна, где некуда идти,
Где перекрыты все пути,
Где ворон слаще соловья —
Всё это Родина моя.

автор не известен

#39 Comment By мила миелович On Среда, Январь 5, 2011 @ 23:25

Отличный стих — спасибо !

#40 Comment By Анна On Воскресенье, Июнь 13, 2010 @ 14:14

да деньги они отмыли и все. ДУмаете им так интересно было что-то восстановить?))) ну, не смешите .Плевать им на все. А Лужкова не смещать надо, а еще и судить. Супругу его за воровство и мошенничество а Лужка еще и за использование служебного пложения в личных целях.( во всех смыслах)

#41 Comment By мила миелович On Среда, Январь 5, 2011 @ 23:27

Вы как в воду глядели !

#42 Comment By Leo On Пятница, Июль 30, 2010 @ 0:01

Был 100% Сталинский стиль гостиницы «Москва», вспомните Волго-Донский канал с его шлюзами всё было в одном стиле Сталинской эпохи.
А сейчас даже не клон «Москвы» а дешевый выпендрёж Колесницына.
Очень стыдно за Россию что таким говнюкам везде зелёный свет включают.

#43 Comment By Sharikovpp On Вторник, Октябрь 5, 2010 @ 17:05

Вы тут всё приводите цитаты из высказываний Колосницына. И поносите его направо и налево. Ну так, поди, легко это делать? Не стоит забывать, что всё это творится под предводительством прежде всего М.М. Посохина и все высказывания Колосницына, наверняка, под копирку переложены с того, что Мих.Михыч Колосницыну в кабинете высказывает. Хотя нет, наверное, там много матерных слов ещё повычеркнуто.

#44 Comment By Константин On Суббота, Ноябрь 13, 2010 @ 1:33

Я обычный житель города Москвы. Как-то давно не был на Манежной площади и вот в один прекрасный момент забрел туда. Новая гостиница Москва поразила меня своим новым пластмассовым фасадом. От былой монументальности не осталось и следа. Где гранит? Новое здание диссонирует с окружающими зданиями. Ужасно… Это здание просто портит все настроение. Предлагаю снести второй раз и оставить поле.

#45 Comment By мила миелович On Среда, Январь 5, 2011 @ 23:37

Заставить бы лужка за свой счет первоначальный облик щусевской
гостиницы восстановить !

#46 Comment By Илия On Четверг, Март 17, 2011 @ 7:13

Не понятные дебаты…
Людям больше нечего делать,как обсуждать сооружение!?Новое здание симпатичнее и живее чем коммунистическое — это однозначно!Вообще,если обратить внимание на все коммунистические постройки в Москве,где люди не покладая рук отдавали жизни лишь бы показать своё «величие» ,откровенно говоря эти здания навивают какой-то мрак и утомление!!!Но ведь что произошло в России — был царь,люди верили в Бога,Россия была величайшей страной и Россию очень боялись!Была цель разрушить государство Российское!С планировался план действий,людей подкупали деньгами (человек придя на забастовку получал в два раза больше,чем за отработанную смену) и желающих такое получить становилось всё больше и больше,затем «революция»(обманутые и не образованные восстали),затем царь стал врагом — убили, Бог стал не нужным — разгромили церкви,убивали священнослужителей,к власти пришли «рабы»!И Россия в момент из великого государства превратилась в страну третьего мира!
При коммунизме нет личности,о ней не думают,есть один народ — всех под одно,народ приучили что о нём «заботятся» ВЛКСМ ,ЦК КПСС и т.п. управление.Теперь спустя десятилетия потихоньку выползаем,но в учебных заведениях не учат о совести,чести и морали с достоинством,каждый кто доберается до власти и денег — ему ещё больше и больше этого хочется,т.к. не насытимы глаза человеческие!
Человек не наученный не может понять в чём смысл жизни.Что «накопленное-награбленное» он не заберёт с собой в могилу.Что корень всех зол — сребролюбие- не деньги,но любовь к ним.Что за все свои мысли,слова и действия придёться дать ответ веришь в это или нет — это неизбежно для каждого живущего!
Так вот к чему я всё это — а к тому,что хватит пустословить,обсуждать всякую бесполезность!Ведь в том то и дело,что нынешняя «Москва» не ахти получилась,потому что вопроизвели клон «урода коммунистического» !!!

#47 Comment By Максим On Воскресенье, Май 29, 2011 @ 0:36

Полный бред и новое здание и последний комментарий гопника Ильи. Причем здесь коммунизм и архитектура здания! Не удивлюсь если это сам Колосницын или его секретарша и пишут. Новое здание это тошниловка по сравнению со старым. Это все равно что исакиевский собор в питере с его гранитными колоннами и цветом упростить от множества «лишних» мелких деталей и отштукатурить в этот у-щный поносный цвет. Полностью согласен с комментариями про пластиковый фасад и турецкий новодел. И про то что старое здание имело горделивый стильный вид, и цвет был не просто случайный, а как раз самый подходящий для этого места, а новое здание, это подчеркнутый китайский копеечный ширпотреб. К стати, на примере новой москвы теперь понял почему новые здания с закосом под старину выглядят намного хуже, чем любое старое здание.

#48 Comment By Den On Понедельник, Август 8, 2011 @ 2:35

Уважаемые, хочется зайти с другой стороны, так сказать «с заду», а именно: самое главное на мой взгляд, что ситуация с «Москвой» вообще не имеет никакого отношения ни к архитектуре, ни к сталинизму, коммунизму и пр. высоким материям. Здесь абсолютно бесполезно обсуждать кто что испортил, недоделал, какую погубили идею и что не смогли передать при реконструкции, китай ли здесь виден, пластиковый ли фасад, дешево, дорого, символично, монументально, вписывается-не вписывается и пр. Друзья, все это ерунда, потому что главная причина всей этой затеи с Москвой — это абсолютно простое и циничное ЖЕЛАНИЕ ЗАРАБОТАТЬ и все!!! причем, используя прорехи в городском законодательстве и организации городского управления, спиз..ть некое количество бабла, выделяемое ИЗ БЮДЖЕТА на эту перестройку…с Россией — чем не аналогичный случай?

#49 Comment By bayer On Воскресенье, Январь 15, 2012 @ 0:44

Раз снесли старое здание, не нужно было строить новое… Очень тяжелое оно — зрительно давит буквально, даже смотреть не хочется в ту сторону. В центре очень мало площадей с клумбами и аллеями как во многих европейких городах. А то что уже есть из подобных цветников и аллей не всегда достойны таковыми называться…все реализованно очень посредственно…

#50 Comment By Дмитрий On Вторник, Февраль 19, 2013 @ 21:56

Генплан в себе включал непревышение населения МСК 5 млн, но это тоже сейчас актуально, с нашими пробками 🙂
Кстати, ХХС нормально восстановили. (хоть и я за постройку Дворца Советов здесь)

#51 Comment By Stas On Воскресенье, Август 11, 2013 @ 17:32

Для Дубая было бы самый раз — безвкусица. Кто вообще этому архитектору дал возможность творить-гадить??

#52 Comment By Алексей On Четверг, Сентябрь 19, 2013 @ 19:58

Я надеялся что это безобразие канет в лету, как символ всего того безобразия соответствующего той эпохи, а на его месте возведут что-то принципиально новое — современное, соответствующее духу и станет символом нового времени. Ан нет, жизнь чудовища решили продлить. Что ж, тоже похвально!

#53 Comment By А. Ш. On Вторник, Февраль 18, 2014 @ 0:53

Передел все же красивее щусевщины.

#54 Comment By чингиз-хан On Пятница, Январь 23, 2015 @ 20:29

непонятно, как в старом еврейском анекдоте, почему все вы, уважаемые критики решили начать свою архитектурно-защитную деятельность здесь, в парикмахерской?
почему вы решили, что именно вам должно принадлежать мнение, и чем, собственно в этом смысле уроженец хабаровска хуже уроженца свердловска, риги, липецка или подмосковья?
даже в золотые 20е годы «конструктивисты» не брезговали строить муляжи европейской и американской архитектуры!
стыдно этого не знать! особенно тебе, киря.
корбюзье отказался от авторства здания центросоюза испохабленного
известным московско-английским архитектором….
только люмпен шариков может уповать на то, что архитектура может быть лучше того общества, которым востребуется.
нет, дорогие мои — какое общество, какие ценности — такая и барахолка!

#55 Comment By сергей орлов On Вторник, Октябрь 18, 2016 @ 13:14

мне кажется под вашим комментом подписались бы миллионы москвичей…

#56 Comment By Михаил On Пятница, Январь 12, 2018 @ 11:21

А.В. Щусев — академик архитектуры. Мастерство его признано нацией и миром.
А вот кто ты такой и какую имеешь компетенцию такие оценки давать?

#57 Comment By Надежда On Четверг, Март 30, 2023 @ 20:18

Уважаемые специалисты, а надпись на фасаде «Four Seasons Hotei»?
И это на Манежной площади»