- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Пивзавод-плаза

p1070001 [1]

Константин Михайлов
Опубликовано в «Газете»

Разбирательство, начатое Москомнаследием по поводу уничтожения охраняемого государством корпуса пивоваренного завода Калинкина, пока привело лишь к тому, что собственнику разрушенного старинного здания придется заплатить штраф. Правда, его сумма будет меньше, чем стоит половина квадратного метра московской недвижимости. Москомнаследие уже обратилось в прокуратуру города, результатом чего может стать возбуждение уголовного дела против компании-разушителя по статье 243 УК РФ (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры).


В сентябре 2008 года с лица московской земли исчез выявленный объект культурного наследия — конторский корпус пивоваренного завода купца Калинкина. Упоминания о знаменитом калинкинском пиве можно встретить у Чехова и Толстого, а московский завод Калинкина, где его варили, до 2000-х годов можно было и увидеть — на Русаковской улице, 13. В глубине стояли производственные корпуса «кирпичного стиля», а на улицу выходили прекрасные фасады пары двухэтажных корпусов, украшенные фронтонами, деревянными резными деталями и изящными наличниками. Построил их в 1892—1902 годах архитектор Август Егорович Вебер.

rusak13 [2]

Изничтожали старину в два приема. В 2002 году был снесен один корпус, и с тех пор на участке выросли массивные здания офисно-гостиничного комплекса «Бородино Плаза». Он принадлежит группе компаний «Бородино». Второй же корпус еще в 2001 году получил статус выявленного объекта, формально охраняемого законом. Но в конце 2007 года его, как сообщает сайт Москомнаследия, приобрело ООО «Строительная компания «Бородино-Строй», которое «в соответствии с федеральным законодательством как новый собственник приняло на себя обязательство по сохранению вышеуказанного объекта».

В августе 2008-го дом затянули фальшфасадом, на котором было изображено подобие фасада настоящего. Вполне можно было решить, что за красивой картинкой начался ремонт, только вскоре за фальшфасадом был уже пустырь с кирпичными обломками. Во время своей проверки 24 сентября Москомнаследие установило: здание отсутствует.

Объяснения собственника о том, что в ходе ремонта произошло самообрушение здания, Москомнаследие не впечатлили. «Ни заключения, ни задания, ни разрешения на производство каких-либо работ Москомнаследием не выдавалось, — сообщает сайт ведомства. Проектная документация не согласовывалась. Таким образом, все работы, проведенные на объекте культурного наследия, являются незаконными».

Вручив «Бородино-Строй» предписание об остановке работ, Москомнаследие возбудило административное производство в отношении компании и ее гендиректора Юрия Лихотворика.

«Расплата за вандализм в отношении памятников неотвратима», — предупреждает сайт охранного ведомства. Но пока она настолько же неотвратима, насколько смехотворна. По решению мирового суда, подтвержденному Красносельским райсудом Москвы, как сообщает Москомнаследие, «в общей сложности компания и ее директор заплатят 49 тыс. рублей». Таким образом, расплата за разрушение старинного двухэтажного дома — меньше стоимости половины квадратного метра московской недвижимости. Если прикинуть, сколько квадратных метров можно выстроить на расчищенном участке, останется только признать разрушение памятников в Москве одним из самых рентабельных видов бизнеса в мире.

p1070005 [3]

К чести Москомнаследия, оно не остановилось на достигнутом. На руины памятника пригласили представителей следственных органов, а прокурору Москвы была направлена просьба рассмотреть возможность возбуждения против «Бородино-Строй» уголовного дела по статье 243 УК РФ (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры). Прокуратура организовала проверку, порученную ОВД Красносельского района. В Москомнаследии не сомневаются, что виновные будут наказаны по всей строгости закона, и выражают убежденность, что на подобных примерах и формируется судебная практика.

Бесспорно, резонанс от одного-единственного факта реального применения 243-й статьи УК, предусматривающей наказание вплоть до пяти лет лишения свободы, послужил бы охране столичных памятников гораздо эффективнее, чем 100 томов предписаний и газетных статей. Однако, как сообщил корреспонденту «Газеты» гендиректор «Бородино-Строй» Юрий Лихотворик, с проверкой в компанию уже приходили и возбуждать уголовное дело отказались. По словам Лихотворика, у собственника не было документов о том, что этот дом — памятник архитектуры, поэтому компания и не обращалась в Москомнаследие за санкциями.

Сейчас строители заняты «обустройством монолитной бетонной плиты» на месте руин. Что здесь будет построено, пока не решено. «Если нам скажут воссоздать как было, думаю, наш президент не будет против», — пообещал гендиректор.

Председатель комитета города Москвы по культурному наследию Валерий Шевчук на вопрос о перспективах разбирательства ответил кратко: «Москомнаследие это дело обязательно доведет до конца».

1-model-4-2600 [4]

«Новый бутик-отель станет третьим проектом Группы «Бородино» в секторе гостиничной недвижимости. [5]Архитектурный стиль здания и внутреннее убранство бутик-отеля выдержано в стиле классицизм.
Приверженность классике — это признак основательности, консерватизма, в хорошем смысле, тонкого вкуса владельца отеля. Особенно это важно, если речь идет о людях с высоким социальным статусом, ведь классический стиль освящен всей историей культуры и бесконечным списком знаменитых имен.»

Фотографии: Музей архитектуры (1960-е), А.Можаев (2001).