- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Осталось написать Сталину

7ae772860c102431d6f86d337513b246_full

Константин Михайлов

Пока городские чиновники успокаивали общественность обещаниями, что строительство комплеса “Пять столиц” не уничтожит Кадашевскую слободу, в ней продолжали орудовать экскаваторы. Снос старинного дома дьякона церкви Воскресения в Кадашах, остановленный [1] было депутатами и общественными деятелями 8 октября, возобновился [2]. Напомним, что этот дом, как и соседние исторические постройки в охранной зоне памятника архитектуры, сносили по разрешению Москомнаследия, выданому 18 июня 2009 года.

И вдруг Москомнаследие решило защитить дом дьякона. На официальном сайте комитета появилось сообщение: “16 октября 2009 года в связи с обращением председателя Комиссии Общественной палаты В.Л. Глазычева Москомнаследие направило письмо в адрес инвестора о приостановке работ по сносу строения 1 дома 3 по Кадашевскому тупику до рассмотрения откорректированной проектной документации по проекту офисно-жилого комплекса «Пять столиц»”.
Этот документ нужно выбить на памятной скрижали золотыми буквами. Потому что уже 14 октября от дома дьякона не осталось ровным счетом ничего.


С тем же успехом Москомнаследие могло бы сегодня отправить Сталину и Кагановичу предписание остановить снос Сухаревой башни. Столь же своевременно бы вышло и столь же действенно.

Вячеслав Глазычев, кстати, никакого личного «обращения» в Москомнаследие не направлял – видимо, в комитет поступило резюме слушаний по ситуации в Кадашах, устроенных возглавляемой Глазычевым комиссией Общественной палаты РФ еще 21 сентября.

Предполагать, что в Москомнаследии не читают газет, не слушают радио и не смотрят телевизор и потому не знали до 16 октября о сносе, не стоит. Хотя бы потому, что еще 8 октября тогда еще депутат Мосгордумы Евгений Бунимович, стоя в Кадашах на крыше, лично звонил председателю Москомнаследия Валерию Шевчуку и убеждал его остановить снос.

В Петербурге на злополучной Охте картина похожая. Проект «ошибки 403» еще не утвержден окончательно, министр культуры протестует, в прокуратуру отправлено заключение Росохранкультуры – а археологи и защитники питерской старины свидетельствуют: бульдозеры атаковали земляные валы крепостей Ниеншанца и Ландскроны, пробили в них бреши и расчистили плацдарм. Осталось, видимо, подождать, пока они окончательно сровняют с землей археологические артефакты – через пару дней из Росохранкультуры или петербургского комитета по охране памятников непременно пришлют запретительную бумагу.

В Москве в этом году в защиту исторического города уже устраивали уличные пикеты, в Петербурге – митинги. То, что строительная техника оказывается действеннее органов “государственной охраны” памятников, в конце концов доведет защитников памятников до бросания под бульдозеры.

Это достижение своей культурной политики государство могло бы предотвратить созданием культурной полиции, специализированноых подразделений силовых структур, занятых охраной культурного наследия. В этой мысли нет ничего фантастического – подобные подразделения действуют в Италии, в России есть специализированная экологическая милиция. Проблема сохранения культурных памятников, судя по речам президента на Госсовете в Великом Новгороде, не менее остра и болезненна, чем экологическая.

Если бы культурная полиция могла бы брать под охрану исторические объекты, подобно кадашевским домам, попавшие в спорные и конфликтные ситуации, — они успевали бы дожить до прихода охранных грамот.

2 Comments (Open | Close)

2 Comments To "Осталось написать Сталину"

#1 Comment By Михаил Иванов On Понедельник, Октябрь 19, 2009 @ 20:54

Это все закономерно… и о какой культурной полиции может идти речь если в сохранении памятников государство заинтересовано только в декларациях? А создание номинальных органов охраны нужно только для покрытия темных дел и урегулирования (замыливания)проблемных и скандальных вопросов. Оперативно работающие органы охраны памятников не нужны! Показателем оперативности да и последующей действеннй работы этих органов должны являться остановленные незаконные работы и иски в суды о привлечении к ответственности нарушителей, а вы зайдите на сайт Росохранкультуры и посмотрите судебную практику — ее в принципе нет! А что тогда требовать от региональных органов охраны, которым делегировали полномочия федералы? Они вообще бездействуют… Вот пример — один из самых действенных органов охраны памятников до недавнего времени был в Тверской области, правда около года назад он перестал таковым быть после прихода в его руководители бывшего советника министра культуры Соколова. За время его правления не было подано ни одного искового заявления вообще и это при статистике десятков исков в год за прошедшее десятилетие. Нарушения на памятниках и в застройке растут в арифметической прогрессии!

#2 Comment By sanny On Четверг, Октябрь 22, 2009 @ 23:32

доломали-таки ((((

да, никакая полиция тут не поможет. выгодно сносить — будут сносить, выгодно сохранять — будут сохранять. не сносить тот или иной дом, потому что он признан каким-то там «органом» памятником — это ж глупо, если деньги и выгода всегда оказываются с противоположенной стороны! а законы в стране такие, что подавать в суд бессмысленно: пока «суд да дело» снесут и закатают в бетон историю.

искала власть, кажется, национальную идею? ну так вот она лежит тут же под ногами- берите, шлифуйте. подскажите им что ли, что эти развалины с деревянными перекрытиями выгодно использовать, не разрушая. плохо? давайте изобретать способы, как остановить уничтожение НАШЕЙ (и их тоже) истории и культуры, удобные и для властьимущих и деньгодающих…

надо лезть с альтернативой во власть… или в деньги… по-другому остановить беспредел невозможно…