- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Не стой под скалой

[1]

Рустам Рахматуллин

Опубликовано в «Известиях»

Амбициозный проект строительства 17-этажного Музея современного искусства на месте Дома театрального просвещения, построенного в начале XX века (ул. Зоологическая, 13), входит в рабочую фазу. Недавно концепция архитектора Михаила Хазанова была одобрена начальством, включая министра культуры и мэра Москвы с его Общественным советом. В жертву приносится памятник Серебряного века, любимое детище Василия Поленова.

С 1904 по 1918 год Поленов жил в старинной усадьбе на Садово-Кудринской улице, 7 (сохранилась во дворе). В 1915 году художник приметил по соседству пустующий участок крестьянина Миронова. Покупателем участка выступило Московское общество народных университетов, в котором Поленов руководил Секцией содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров. Строителем Театрального дома был архитектор Осип Шишковский, однако естественно предположить, что эскизное решение принадлежало самому Поленову.

1910e [2]

«Заживаясь в Москве до позднего лета, — вспоминала дочь художника, — он по нескольку раз в день, накинув черный баварский плащ, через сады, по прямой тропинке с Кудринской Садовой… бегает к своему излюбленному Театральному дому». Над прудом речки Кабанихи (ныне верхний пруд новой территории зоопарка — см. этюд Поленова «Вид на Дом театрального просвещения с восточной стороны») поднялся миниатюрный романтический замок с лестничной башней и стрельчатыми окнами театрального зала. Открытие состоялось 29 декабря 1916 года в присутствии возможных финансистов проекта — Мамонтова и Бахрушина.

Первое революционное десятилетие Театральный дом пережил под именем Центрального дома искусств деревни имени Крупской. В 1928 году мечту Поленова уничтожил пожар (художник умер за год до этого события). Погибли мастерские и библиотека, декорации и реквизит, а здание, вероятно, превратилось в руину. В 1930-е годы, когда участок перешел заводу «Гостеасвет», выпускавшему осветительное оборудование для театров, часть наружных и внутренних стен выстроили заново. Согласно предварительным результатам исследований, от первоначальной постройки сохранились, по крайней мере, угловая башня на сводчатом основании, фасадная стена первого этажа и сводчатое помещение за ней, под театральным залом.

zoo13 [3]

В 2001 году бывший завод, находившийся на балансе Минкульта, передали Государственному центру современного искусства. Вскоре соседний с поленовским корпус (Зоологическая, 11) был перестроен по проекту Михаила Хазанова. На фестивале «Зодчество-2005» эта работа получила архитектурного «Оскара» — «Хрустального Дедала». ГЦСИ — бюджетная организация, однако в проект была заложена инвестиционная составляющая: 17-этажный гостинично-офисный центр. Сначала [4] он проектировался в глубине участка, но в итоге почему-то нарисовался над поленовским домом. Год назад Министерство культуры решило преобразовать ГЦСИ в Музей современного искусства и взять его «на бюджет». Небоскреб, однако, не исчез из проекта, а стал его главной частью — экспозиционным корпусом.

Параллельно совершались манипуляции с охранным статусом поленовского дома. Он стал выявленным памятником еще в 1993 году. Десять лет спустя, когда ГЦСИ начал свое проектирование, Москомнаследие лишило дом этого статуса «в связи с большим объемом реконструктивного вмешательства и тяжелым техническим состоянием».

[5]

Что такое сам проект? Над трехэтажным поленовским замком нависает 14-этажная искусственная скала, охваченная металлическим каркасом. Скала — слепая бетонная конструкция, перекликающаяся с искусственными скалами соседнего зоопарка. По каркасу, с внешней стороны скалы, вьется серпантин лестницы. Поленовский фасад приблизительно воссоздается по старинной фотографии (проект Шишковского не найден), а все, что за фасадом, включая сохранившуюся сводчатую комнату, уничтожается ради пятиэтажного подземелья. Только лестничную башню обещают сохранить. В качестве реверанса Поленову предполагается устроить в «историческом» уровне детский театр.

На этом можно было закончить, если бы не исключительный талант Михаила Хазанова и его команды. Хазанов не работает в проектных структурах мэрии, не бывал замечен в вандальных решениях. Новое положение, в которое ставит себя Хазанов, — отдельная тема, сейчас о другом. Перед нами не какой-нибудь лже-Военторг, а художественный образ. Скала на замке, перевертыш замка на скале. Скала не вырастает из земли, как ее соседи в зоопарке, а падает с неба. И падает на замок. Не уверен, что в памяти культуры есть прообраз этого образа. Возможно, создается новый архетип. Скала современного искусства (в первоначальном замысле — бизнеса) падает на замок старой культуры. Или старой Москвы. Замка почти не видно, он почти погиб — скала пробила землю за его стеной на пять этажей глубины. Это памятник астрономической катастрофе старой Москвы.

Иллюстрации: Борис Пастернак и архив ЦИГИ, openspace.ru [6]

P.SНайден поленовский эскиз Театрального дома [7] в Москве.

13 Comments (Open | Close)

13 Comments To "Не стой под скалой"

#1 Comment By Сергей On Суббота, Июнь 26, 2010 @ 22:15

Скала Урбанизма — Армагеддон Архитектуры – Эпилепсия Абстракции… К-короче — Караул!

#2 Comment By Валентина М On Воскресенье, Июнь 27, 2010 @ 11:26

Если бы Дом умел говорить, он наверно попросил бы, чтобы его убили.
«Новая религия»…

#3 Comment By Кипра On Понедельник, Июль 12, 2010 @ 21:26

«Если бы Дом умел говорить, он наверно попросил бы, чтобы его убили.» — Это точно!

#4 Comment By Zooshurik On Воскресенье, Июнь 27, 2010 @ 14:49

ПВО зачот — замок Магритта сняли!

#5 Comment By Йокорный Бабай On Понедельник, Июнь 28, 2010 @ 13:38

Пиzdeц!

#6 Comment By Orava On Среда, Июнь 30, 2010 @ 12:51

Большое спасибо Рустаму Рахматуллину за статью и в особенности — за последний абзац. Я действительно взглянул на проект другими глазами. За такой архитектурой действительно стоит талант, мысль, идея, образ. Другое дело, что в бедной Москве всего понатыкано слишком густо — талантливого и без. Чтобы оценить этот проект после его реализации, ему нужно вокруг как минимум большое пространство. Ну а как максимум — чтобы, по возможности, его реализовывали вне привязки к старому особняку.

#7 Comment By Йокорный Бабай On Пятница, Июль 2, 2010 @ 10:13

Дык! Ёлы-палы! Строил бы у себя на дачном участке, раз такой талантливый!

#8 Comment By Сергей On Среда, Июнь 30, 2010 @ 21:16

by Orava — эк Вы хватили… «талант, мысль, идея, образ», нда-а…

Я-то ничуть не сомневаюсь в отсутствие — «За такой архитектурой» — как минимум первых двух прославлений… а «идея, образ» сегодня не проблема, даже для бездарных…

Хотя, ежели с чистом поле(степи? пустыни?), то — да! может и впечатлит… Скомпенсирует ландшафтное однообразие, «протезирует» неровности, создаст имитацию скал…

#9 Comment By Константин Мордвинов On Среда, Июнь 30, 2010 @ 22:16

Подумаешь невидаль ? Хрущеву дозволялось воткнуть Дворец съездов в Кремль. Никого это «явление архитектуры» не раздражает . Объявили памятником архитектуры. А вот и его прямые наследники подросли …продолжатели традиций обдирной архитектуры . Ничего не напоминают слова «…мы свой, мы новый мир построим,кто был ничем,тот станет всем… » ? Стекляшки-закусочные ,но только гигантские ! Бетонные коровники,но только мега размеров ! Только жить в этих домах будет инфантильная публика. Вот откуда такие потребности доказывать у кого там что больше….

#10 Comment By Федор Карпец On Четверг, Июль 1, 2010 @ 10:03

ну, вообще-то, дворец съездов раздражает очень многих, в особенности обитателей этого сайта, я полагаю.

#11 Comment By Ндауж On Пятница, Июль 2, 2010 @ 15:50

Что-то подобное такому проекту, возможно, прокатило бы, будь то небольшой памятничек на пустыре подальше от чего-либо старинного… А так, это не памятник, это и есть часть самой катастрофы!

#12 Comment By Местный On Понедельник, Июль 26, 2010 @ 23:01

Наш район — воокруг зоопарка — вообще дюже пострадавший — здесь же имеет честь проживать «великий» Зураб!

Но вот, на что я хотел бы обратить внимание архнадзора — недалеко, в Волковом переулке стоит старый заброшенный старинный особняк, который вдруг недавно тоже обзавёлся вывеской «какого-то центра современной чего-то там» — и по этой причине его активно обколачивают листами какого-то материала!

Типичный загородный дом будет, видимо, уничтожен в угоду «современному» искусству!

#13 Comment By Ирина Трубецкая On Среда, Январь 5, 2011 @ 17:09

Есть ли информация о том, что происходит с этим проектом?
Не удалось ли как-то спасти бывший Театральный дом Василия Дмитрича Поленова?