- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

На контроле Москомнаследия

[1]

Константин Михайлов

Этот материал был опубликован 5 августа в «Известиях» — по неизвестным нам причинам в версии, дающей неверное представление о позиции автора, ходе событий на объекте и роли Комитета по культурному наследию города Москвы в происходившем. По просьбе автора публикуем текст в первоначальном виде.

Миновало 1 августа — срок, в который Москомнаследие предписало инвестору окончить установку временной кровли на палатах Гурьевых [2]. Работы даже не начинались — в полном соответствии с «инсенуациями ряда СМИ».

В 2010 году мы неоднократно возвращались к судьбе многострадального памятника архитектуры XVII-XIX веков – палат Гурьева в Потаповском переулке, 6. Это старинный дом со сводчатыми палатами 1688 года в основе, сохраняющий фрагменты барочного декора фасадов и остатки роскошных интерьеров XIX столетия. В конце декабря 2009 года он пережил пожар, а также решение Межведомственной комиссии при правительстве Москвы об отказе в статусе объекта культурного наследия регионального значения.


После отъезда пожарных, проливших его тоннами воды, дом простоял три месяца в виде ледяного дворца. В марте в нем произошел очередной (к счастью, небольшой) пожар, а в апреле лед начал таять, стены и перекрытия пропитались водой, а убранство интерьеров начало давать трещины, отслаиваться и в буквальном смысле слова стекать на пол. Обгоревшие два верхних этажа дома, надстроенные в советское время, угрожали обрушением.

Правительство Москвы тем временем успело упразднить Межведомственную комиссию вместе с ее декабрьскими решениями, так и не подтвержденными никаким городским нормативным актом. Палаты Гурьева сохранили статус выявленного памятника архитектуры, но легче им от этого не стало. За четыре месяца – с конца декабря до конца апреля ни Москомнаследие, ни фирма ООО «Регион Инвест», которая должна по договору с городскими властями осуществить «инвестиционный проект реставрации» дома, не организовали никаких противоаварийных мероприятий на разрушавшемся памятнике. Дошло до того, что один из активистов «Архнадзора» обратился с иском в суд, требуя признать бездействие Москомнаследия незаконным.

Суд в иске отказал, однако после этого бездействие закончилось. В мае Москомнаследие провело три совещания по состоянию дел на объекте, поручило инвестору подготовить откорректированный проект реставрации и проект первоочередных противоаварийных работ. Недели проходили, пошли весенние дожди, вновь пропитавшие лепнину в интерьерах, бумаги вращались, но над зданием не появилось временной кровли, а в парадных залах хотя бы подпорок под перекрытиями.

«Архнадзор» время от времени направлял председателю Москомнаследия Валерию Шевчуку тревожные письма. Ответы приходили успокоительные, с неизменной припиской в конце – «вопрос находится на контроле Москомнаследия».

3 июня Москомнаследие согласовало проект первоочередных противоаварийных работ, а 7 июня выдало ООО «Регион Инвест» разрешение на их проведение. С момента пожара прошло полгода, когда 23 июня на объекте прошло очередное «выездное совещание». Его участники увидели, что никакие противоаварийные работы не начаты. Зато выяснилось, что неплохо поработали реставраторы фирмы «АР*СС», привлеченной инвестором. Невооруженным глазом было видно, что за два месяца их пребывания на объекте интерьеры здания понесли больший урон, нежели от пожара, водных процедур и четырехмесячного пребывания без крыши.

[3]

Москомнаследие предписало инвестору обеспечить консервацию лепнины в интерьерах дома, но к концу июня большая часть ее оказалась просто демонтированной со стен – как объяснили реставраторы, с целью снятия слепков и изготовления точных копий. Лепнина, по словам реставраторов, пришла в такое плохое состояние, что ни сохранить ее на месте, ни вернуть снятые элементы на стены уже невозможно. Впечатление, впрочем, было такое, что стремление заменить подлинное убранство интерьеров новодельным было изначальным – лепнина была демонтирована даже в помещениях, не пострадавших от протечек. Лепные плафоны в главном парадном зале потрескались и частично обвалились.

Представитель ООО «Регион Инвест» Георгий Чекалкин дополнил тогда впечатления собравшихся сообщением о том, что во многих местах аварийны не только стены, но и фундаменты. Представитель «Архнадзора», ваш покорный слуга, вынужден был отметить, что если противоаварийные работы не начнутся и над зданием не появится хотя бы временной кровли, то следующая выездная комиссия будет обсуждать уже перспективы замены новоделом самих стен и сводов XVII-XVIII веков.

Комиссия решила, что ООО «Регион Инвест» немедленно приступит к производству противоаварийных работ, в том числе в срок до 1 августа установит над домом временную кровлю.

Прошло еще больше месяца. Прошло семь с половиной месяцев со дня пожара. Прошло 1 августа. Никаких противоаварийных работ в палатах Гурьева как не было, так и нет. Обгоревшие верхние этажи не разобраны, нет и никакой временной кровли.

[4]

Согласно протоколу совещания 23 июня, еще тогда Георгий Чекалкин предупреждал, что началу противоаварийных работ «препятствует нерешенность земельно-имущественных отношений». Видимо, пока эта нерешенность так и не решилась. В офисе ООО «Регион Инвест» нам сообщили, что начальство в отпуске, а без него комментировать положение дел на объекте некому.

Но как же быть с «контролем Москомнаследия» и с оптимистическими сообщениями на его сайте, что «Палаты Гурьева будут сохранены, несмотря на инсинуации в ряде СМИ»? Неужто инсинуации оказались столь магическими, что противоаварийные работы на погибающем памятнике не могут стартовать в течение нескольких месяцев? 26 июля во время короткой встречи с представителями «Архнадзора» председатель Москомнаследия Валерий Шевчук сообщил им, что намерен «докладывать вопрос» мэру Москвы Юрию Лужкову. Общественники в ответ напомнили о примере — возможности консервации памятника за счет города, по образцу ранее принятого правительством Москвы решения по дому архитектора Казакова в Малом Златоустинском переулке. Насколько нам известно, доклад Валерия Шевчука Юрию Лужкову на прошлой неделе состоялся. Результатом было поручение Москонтролю решить-таки с инвестором вопрос о начале противоаварийных и реставрационных работ.

Эффективность «инвестиционной модели» реставрации памятников Москвы на примере здания в Потаповском переулке за семь месяцев стала понятна без объяснений. Осталось выяснить только одно – сколько времени способны еще простоять палаты Гурьева, пока их спасением будут заниматься уже два комитета городского правительства?

Авторство плаката на 1й фотографии — Овощам.нет [5]