- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Русское дерево — 3

Продолжаем [1] публиковать материалы книги “Русское деревянное зодчество“, изданной Академией наук СССР в 1942 году. Следующий раздел – шатровые храмы вне Архангельского края и колокольни.


Село Шуерецкое, Кемский район Карело-Финской ССР.

32199 [2]

 

Никольская церковь, 1595 (?).

Метрика 1887 г. называет годом постройки церкви 1595, тогда как надпись на тябле иконостаса говорит об освящении её (но не о постройке) в 1753 г. Во всяком случае по своей композиции она близка некоторым постройкам 16 в. (Уна; Куштский монастырь). Обшитая тёсом около 1890 г., внутри эта церковь сохранила пятиярусный тябловый иконостас с царскими вратами, обложенными серебряной басмой и рядом древних, прекрасно сохранившихся икон. Дверной проём из паперти в церковь имеет украшенный резьбой и росписью наличник, а самые двери — фигурные «жиковины», подложенные окрашенной в красный цвет слюдой.

Погост [3] полностью сгорел в 1947-м. Место, на котором он стоял, застроено.

Село Верховье, Тарногский район Вологодской области.

322 [4]

 

23 [5]

Богородицкая церковь, 17в. (?).

Церковь точно не датирована. Местные предания относили её к 15 — началу 16 в. В.В.Суслов был склонен видеть в ней постройку 17 в. В высшей степени интересна внутренняя архитектура церкви [6], где суровые бревенчатые стены и такие же паруса, образующие переход к восьмерику, служат хорошим фоном для древнего иконостаса с расписными тяблами, простых клиросов и древних деревянных подсвечников и полок для образов. Очень своеобразны миниатюрные главки, увенчивающие маленькие шатры и конек крыши крыльца. В 1908 г. церковь была перебрана с заменой подгнивших венцов новыми.

Утрачена в середине 20 в.

Погост Чёлмужи, Повенецкий район Карело-Финской ССР.

47 [7]

Богоявленская церковь, 1605 г.

Погост Челмужи расположен на восточном берегу Онежского озера и являлся одним из древних новгородских погостов Обонежской пятины. Западная наружная стена четверика основана не на стене, а на балках: это чуть ли не единственный в русском деревянном зодчестве пример несоответствия между планом и наружным объёмом сооружения.

Богоявленский храм существует [8]. В 2007-м велась реставрация [9] с частичной заменой обшивки и переборкой крыльца.

Село Поча, Тарногский район Вологодской области.

340 [10]

340_ [11]

Георгиевская церковь 1700 г.

Церковь устроена на подклете и ведущее в неё с запада высокое крыльцо по простоте и законченности форм принадлежит к лучшим сооружениям этого рода. В 1908г. церковь была ремонтирована, причем бочка алтаря (два пятиугольных сруба под общей кровлей) была покрыта железом.

В 1980-е церковь намечалась к перевозке в заповедник, но обрушился шатёр и «из-за недостатка средств она была почти полностью утеряна». В 1995 году в Вологодском этнографическом музее построена копия памятника. [12]

Село Варзуга, Терский район Мурманской области.

342 [13]

Успенская церковь, 1674 г.

Построена в одном из древнейших поселений на Кольском полуострове. Церковь обшита тёсом в 1848 г., в 1860 подверглись перестройке галерея и крыльца. Внутри сохранился пятиярусный иконостас 1677 г.

Сохранилась [14]. В 1999 г. передана в пользование РПЦ, в 2006-2009 полностью перебрана, реставрирована, освобождена от обшивки.

Город Кондопога, Карело-Финская ССР.

346 [15]

347 [16]

Успенская церковь, 1774 г.

Церковь, построенная на берегу губы Онежского озера, представляет шатровую церковь прионежского типа в наиболее развитом виде. Церковь хорошо сохранилась и снаружи и внутри. Необшитая, даже со следами раскраски кровель (зелёная бочка алтаря с красными подзорами и желтый шатёр), она потеряла лишь маленький бочечки-теремки, украшавшие переход от углов четверика к восьмерику. Внутри интересна трапезная с резными столбами и «опушенными» резным тёсом лавками по стенам. Под существующим иконостасом (18 — н.19в.) сохранились первоначальные расписные тябла. Отдельно стоящая шатровая колокольн, несколько грузная и тяжелая по пропорциям, сгорела в 1927 г.

Сохранилась [17]. Последний раз реставрировалась в 1999 г. Является филиалом городского музея, по праздникам в храме проходят богослужения.

Село Линдозеро, Петровский район Карело-Финской ССР.

348 [18]

Никольская церковь, 1634 г.

Линдозеро — один из древних пунктов новгородской колонизации на Севере. Погост существовал в 15 в. Церковь является древнейшей среди памятников западно-прионежской архитектурной школы и композиционно наиболее близка к кондопожской. В 1861 г. был произведен ресонт, стены обшиты тесом, поставлена колокольня.

Сгорела в 1960-е.

Село Гиморецкое, Вознесенский район Ленинградской области.

349_ [19]

 

351 [20]

Богородицкая церковь, 1695 г. (?)

Церковь, расположенная на юго-западном берегу Онежского озера, принадлежит к прионежскому типу шатровых церквей. Постройку церкви различные источники относят к 1659, 1682 и 1695 гг.

Сохранилась [21], реставрирована в 1970-80-е гг.  Некоторые иконы из иконостаса церкви находятся в Русском музее.

Село Согинцы, Подпорожсий район Ленинградской области.

352 [22]

353 [23]

Никольская церковь, 1696 г.

Расположена в живописной долине р. Важинки, окруженной холмами, покрытыми лесом. В непосредственной связи с церковью находится колокольня (шестерик на четверике), что в шатровых церквах, рубленых восьмериком, встречается редко. Отсутствие органичной композиционноц связи между колокольней и основным объёме, случайное расположение крыльца в маленьком прирубе, поволяют предположить, что колокольня не одновременна с основной частью храма. Хорошо решен интерьер церкви с двумя высокими столбами-колоннами с подкосами сложного рисунка, завершающимися головой коня.

Сохранилась [24], реставрирована в 1974.

Город Кемь, Карело-Финская ССР.

362 [25]

361 [26]

Успенский собор, 1714 г.

Здание стоит на высоком берегу Лепострова, образованного рукавом р. Кеми. Храм состоит из трёх отдельных шатровых церквей, объединённых обширной невысокой трапезной. Выстроен из очень крепкого кондового леса. При позднейших перестройках стены были обшиты тесом, в гранях восьмерика большого храма прорублены окна, изменена лестница и уничтожены отдельные входы в приделы.

Существует [27]. В 1950-е реставрировался, ныне [28] одет в леса и огорожен глухим забором, работы не ведутся. В 2006 г. передан в пользование Кемскому Благовещенскому монастырю.

Село Ухтомское, Вашкинский район Вологодской области.

368_ [29]

Знаменская церковь, 1742 г.

Сильно вытянутый по линии Север-юг прямоугольный сруб увенчан двумя невысокими шатрами на восьмериках, отвечабщими её двум престолам. Около 1912 г. церковь была  перенесена на новое место и поставлена на каменный фундамент, причём была удалена поздняя тесовая обшивка.

Не сохранилась.

***

КОЛОКОЛЬНИ.

Село Кулига (Дракованово), Красноборский район Архангельской области.

322998 [30]

Колокольня 16 в. (?)

Сохранилась [31], перевезена в заповедник Малые Корелы.

Село Кимжа, Мезенский район Архангельской области.

32399 [32]

Колокольня, 1763 г.

Знаменитая Одигитриевская церковь [33] в Кимже (начало 18 в.) разобрана [34] в 2008 году; насколько известно, сейчас работы по реставрации приостановлены. Колокольня не сохранилась.

Село Ракулы, Холмогорский район Архангельской области.

32499 [35]

Колокольня, 17 в.

От погоста [36] уцелела лишь пятиверхая Воскресенская церковь [37], колокольня утрачена.

Село Улялега, Сямозерский район Карело-Финской ССР.

25 [38]

Часовня с колокольней, 18 в. (?)

В отдельных случаях часовни строились с колокольнями большего размера, по своей структуре и композиции одинаковыми с колокольнями церквей. Особенностью колокольни в селе Улялега является расширение восьмерика снизу вверх, что роднит её с шатровыми церквами прионежского типа.

Не сохранилась.

Село Цывозеро, Красноборский район Архангельской области.

32599 [39]

Колокольня, 1658 г.

Сохранилась. [40] Один из самых известных памятников Северной Двины, воспета Билибиным [41]. Находится в аварийном состоянии.

***

Итого по этому разделу: из приведённых в сборнике 1942 г. 15 памятников сохранились на своём месте 7, в заповедник перевезены 2 (один из них практически в виде новодела).

Верхнее фото — горящий Верхнемудьюжский погост, 1997,  http://www.towns.ru/other/mudyuga.html [42]

Продолжение следует [43].

 

5 Comments (Open | Close)

5 Comments To "Русское дерево — 3"

#1 Comment By Надежда Федорова On Вторник, Декабрь 7, 2010 @ 15:53

Ребята, спасибо Вам огромное за Вашу работу!
Размещайте информацию из книги, пожалуйста, дальше.
Особое спасибо за то, что указываете состояние памятника на настоящий момент. К сожалению, как правила, судьба их печальна. Хотя бы в памяти сохранить….

#2 Comment By Елена Кудрявцева On Четверг, Декабрь 9, 2010 @ 11:03

Успенская церковь в Варзуге была полностью перебрана плотниками из ООО «Поморская плотницкая школа» в 2006-2009 году.

#3 Comment By admin On Четверг, Декабрь 9, 2010 @ 13:26

Спасибо за уточнение!

#4 Comment By Сергей On Понедельник, Сентябрь 5, 2011 @ 1:40

Здравствуйте! Помогите пожалуйста найти Озёро-Никольскую церковь Ефимовского района Тихвинского уезда Новгородской губернии..вблизи Ретешского сельсого совета и деревень Васичево, Ростань….

#5 Comment By Алексей On Пятница, Октябрь 31, 2014 @ 17:12

Дополню. В Новгородском музее деревянного зодчества «Витославлицы» сохранилась шатровая Успенская церковь из с. Курицко (1595), а также Церковь Рождества Богородицы из с. Передки (срублена не позднее 1539 г.), принадлежащая к довольно редкому типу «шатёр на восьмискатной кровле». Вологодская область: в Спасо-Прилуцком монастыре сохранилась шатровая Успенская церковь из Александро-Куштского монастыря, срубленная в первой половине 16 века, в с. Саминский погост сохранилась Ильинская церковь 1696 года. В Карелии сохранились шатровые храмы: Никольский в Муезерской пустыни (1602), Флора и Лавра в д. Мегрега (1613, принадлежит к типу «шатёр на восьмискатной кровле»), Петропавловский на Лычном острове (ок. 1620, состояние неудовлетворительное), Варваринский в д. Яндомозеро (1656, состояние неудовлетворительное), Александра Свирского в д. Космозеро (1770). В музее под открытым небом Новосибирского Академгородка сохранился шатровый Спасский храм из Зашиверского острога, срубленный около 1700 г.