- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Москва бездомная

[1] [2]

Константин Михайлов

Ее ломали крепкие хозяйственники, маститые архитекторы, режиссеры оперных театров и даже одна Государственная Третьяковская галерея

У нас украли очередной старинный дом. Не у «Архнадзора» — у Москвы. Дом № 10 на Кадашевской набережной. 16 декабря ФГУП «Государственная Третьяковская галерея» получила ордер ОАТИ на снос здания. К вечеру 17 декабря его уже не было. Наученные опытом Кадашей, Тверского бульвара и Ростовского переулка, московские преобразователи и реконструкторы перешли к тактике блицкрига. Увы, на Кадашевской набережной блицкриг против старого города увенчался успехом. Я подъехал к воротам стройки в половине девятого и успел увидеть, как экскаватор заваливает последний угол фасада.


[3]

На стройке были любезны. Ко мне вышел человек, назвавшийся Александром. Я представился и попросил показать ордер на снос. Он показал. И еще показал разрешение Москомнаследия на этот снос, выданное Третьяковской галерее 9 июля 2010 года.

Перечитывать эту фразу не хочется. На снос старинного красивого дома, некогда составлявшего часть парадного, обращенного к Кремлю, фасада Замоскворечья, Москомнаследие выдает разрешение Третьяковской галерее. Одни хранители наследия выдают другим разрешение на его уничтожение.

В 1994-м именно здесь, со сносов на Кадашевской набережной, начиналась лужковская «реконструкция» старой Москвы. Круг замкнулся – теперь здесь случился первый снос собянинского времени. Да, я понимаю, что все основные решения приняты раньше «дня утраты доверия» Но хронология – упрямая вещь.

?.?????? [2]

Я даже не хочу обсуждать здесь законность происходящего. Охранная зона Московского Кремля, охранная зона Замоскворечья – и экскаватор. Зачем придуманы вообще охранные зоны вокруг памятников архитектуры? Понятно и школьнику: чтобы сохранялись и охранялися не только памятники, но и их естественный исторический контекст. Какой смысл утверждать территории охранных зон, чтобы выдавать потом разрешения на снос? Это, пожалуй, школьнику не понятно, но понятно взрослому: если кто-то хочет построиться в центре, он может сделать это под видом пресловутой регенерации. И что с того, что регенерацию московский закон об охране памятников определяет как восстановление утраченных элементов архитектурных или градостроительных ансамблей? Закон законом, а в документах правительства Москвы (и, естественно, при их исполнении) регенерацией оказывается снос подлинной исторической застройки в охранных зонах и новое строительство на ее месте. Вместо восстановления утраченного – сносят подлинное. Вернее, быстренько организуют экскаваторную утрату подлинного и строят новое. Это, видимо, предстоит пережить в будущем и Кадашевской набережной. Несмотря на то, что еще в 2006 году председатель ЭКОСа Александр Кудрявцев заявлял, что проект нового музейного комплекса не соответствует требованиям законодательства о регенерации.

Снесенный только что комплекс зданий Хлудовской биржевой артели (с надворными постройками середины XIX века), между тем, представлял собою не рядовой элемент городской застройки. В декабре 2009 г. в Москомнаследие поступил акт историко-культурной экспертизы, выполненный тремя видными специалистами в области реставрации и охраны архитектурного наследия – В.А. Виноградовым, И.И. Кроленко, И.К. Русакомским. Эксперты дали подробное обоснование присвоению указанному зданию статуса объекта культурного наследия и невозможности его сноса. Подчеркну: это не мнение общественников, «дилетантов», журналистов – это вердикт профессиональных экспертов, работающих с памятниками не один десяток лет. Но обращение, к которому был приложен этот акт, было возвращено Москомнаследием в феврале 2010 г. даже без рассмотрения.

??????????? ??????????. [4]

На том основании, что вопрос о статусе дома № 10 по Кадашевской набережной уже рассматривался в Москомнаследии в марте 2009 года, и здание было сочтено недостойным звания памятника – ему присвоили статус «объекта историко-градостроительной среды». Все вроде бы законно – по постановлению правительства Москвы, повторные заявки на охрану не рассматриваются. Но интересное дело – почему в нашем городе историко-культурное правосудие так избирательно? Вопрос о статусе памятника решается единожды и навсегда (как будто не открываются новые обстоятельства и свидетельства культурной ценности – боюсь, сегодня Петру Барановскому не удалось бы, как в 1960-х, спасти Английский двор, показавшийся из руин сносимого здания, казавшегося поздним, Москомнаследие просто ответило бы ему, что вопрос о статусе уже рассмотрен). А вот вопрос о сносе исторических домов можно поднимать и рассматривать сколько угодно раз – до тех пор, пока эксперты не устанут сопротивляться. Так было со снесенной летом усадьбо Алексеевых на улице Бахрушина, так было с не снесенным еще комплексом зданий работы архитектора Нирнзее на Садовнической улице, 9. Так было и с домом 10 по Кадашевской набережной. В 2002 году эксперты рабочей группы «несносной комиссии» столичного правительства отказались вынести решение о его сносе, решив «сохранить предложенное к сносу строение как представляющее историко-архитектурную ценность и находящееся в удовлетворительном техническом состоянии». Что ж, в 2006 году вопрос о сносе здания Хлудовской артели, как ни в чем не бывало, вновь разбирался на комиссии под председательством В.И. Ресина – и был вынесен желанный вердикт о сносе.

?.?????? [1]

В июле 2010-го, Москомнаследие, как уже сказано, выдало свое разрешение на снос. Если нам когда-нибудь удастся встретиться с Александром Кибовским (в отличие от своего предшественника, он рабочих встреч с «Архнадзором» не проводит, на комиссии не приглашает), мы обязательно у него спросим, как он понимает самую первую статью Закона города Москвы «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве» № 40 от 09.06.2004. Там сказано, что охранные зоны устанавливаются «в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде”. Если мы правильно понимаем русские буквы, то выдача разрешений на снос объектов этой самой среды является прямым нарушением требований этого закона.

1 ноября в Департамент по культурному наследию было подано заявление-рекомендация, к которой был вновь приложен цитированный выше акт историко-культурной экспертизы. 21 декабря, уже после сноса, все это вновь вернулось без рассмотрения.

[5]

Еще в начале 1990-х годов эксперты считали старинную застройку Кадашевской набережной одним из наиболее хорошо и полно сохранившихся ансамблей исторического города. Теперь Кадашевской набережной нет. В 1994 году по распоряжению Юрия Лужкова снесли дом № 12 (памятник архитектуры XVIII века), который потом посмертно сняли с охраны. Прокуратура пыталась возражать и против сноса и против разжалования, просила мэра устранить нарушения закона. Мэрия откликнулась – были снесены дома №№ 14 и 16, проломленные сводчатые перекрытия их подвалов некоторое время торчали посреди пустырей. Потом сломали еще несколько старых домов – все это теперь заменено новоделами, из-за которых едва видны маковки Воскресенской церкви. Дом № 10 был одним из последних. В охранной зоне Московского Кремля, в которую входят фасады Кадашевской набережной, доохранялись до предпоследнего дома.

[6]

AVE, CAESAR, MORITURI TE SALUTANT! Прощально помахивая разрешениями Москомнаследия.

На наших глазах из Москвы белокаменной и златоглавой вырастает Москва бездомная. В ней все больше многофункциональных комплексов, в ней все меньше старинных домов. Ильф и Петров XXI века обязательно напишут про Москву: ее ломали крепкие хозяйственники, маститые архитекторы, режиссеры оперных театров и даже одна Государственная Третьяковская галерея.

[7]

[8]

[9]

P.S. Именно поэтому свой пикет протеста против очередного сноса в охранных зонах «Архнадзор» проводит 26 декабря напротив дверей художественной галереи – хранительницы заветов Павла Третьякова, хранителя и собирателя русского искуссства.

Фотографии сносов А.Смарыгина и А.Можаева, проект новостройки — А.Боков и А.Сержантов.

22 Comments (Open | Close)

22 Comments To "Москва бездомная"

#1 Comment By Михаил On Воскресенье, Декабрь 26, 2010 @ 20:05

У Спаса на кружке забыто наше детство.
Что видится теперь в раскрытое окно?
Все меньше мест в Москве, где можно нам погреться,
все больше мест в Москве, где пусто и темно.

Мечтали зло унять и новый мир построить,
построить новый мир, иную жизнь начать.
Все меньше мест в Москве, где есть о чем поспорить,
все больше мест в Москве, где есть о чем молчать.

Куда-то все спешит надменная столица,
с которою давно мы перешли на «вы»…
Все меньше мест в Москве, где помнят наши лица,
все больше мест в Москве, где и без нас правы.

Булат Окуджава, 1979

Писал он, скорее всего, не об этом, однако…

#2 Comment By Михаил On Воскресенье, Декабрь 26, 2010 @ 23:31

Бездомный дом, боящийся, болящий,
Ютящийся задворками дворов,
По-стариковски сгорбленно стоящий
Но ст?ящий и самый настоящий
Среди своих соседей у метро
Покорно ожидает приговора
Свершенье в неоговорённый срок…
О как бы ярок и наряден мог
Он быть, прохожих приглашая взоры!
Но красоты старинной слишком дорог
Для содержанья церемониал.
Порядок современный скор в сужденьях:
Бесправно то, что не приносит денег,
Бессмысленно. Верховный трибунал
Дает добро скорей играть финал,
Чтобы потом — на свежем пустыре,
Как на чужой десны кровавой ране
Высверливать отверстье под имплант.
И чт? толпе бессмысленный талант,
Когда сквозняк на сердце и в кармане,
И сделка с совестью забита в прейскурант?..

#3 Comment By Михаил Иванов On Воскресенье, Декабрь 26, 2010 @ 23:36

Дикая страна — дикие чиновники — дикие третьяковские галереи 21 века… ни чего не изменилось со времен Пушкина: любя Париж — пример с него не берут….

#4 Comment By alex On Вторник, Декабрь 28, 2010 @ 19:20

Что значит не изменилось? А те дома которые сносят когда были построены? В том-то и беда, что все слишком изменилось

#5 Comment By pyatachyok On Среда, Декабрь 29, 2010 @ 20:47

Какой Париж? С изнасилованным Лувром и башней «Монпарнас»?

#6 Comment By Валентина М On Понедельник, Декабрь 27, 2010 @ 1:38

…по окончательном устройстве города последовал целый ряд празднеств. Во-первых, назначен был праздник по случаю переименования города из Глупова в Непреклонск; во-вторых, последовал праздник в воспоминание побед, одержанных бывшими градоначальниками над обывателями; и, в-третьих, по случаю наступления осеннего времени, сам собой подошел праздник «предержащих властей». Изнуренные, обруганные и уничтоженные, глуповцы, после долгого перерыва, в первый раз вздохнули свободно. Они взглянули друг на друга — и вдруг устыдились. Они не понимали, что именно произошло вокруг них, но чувствовали, что воздух наполнен сквернословием и что далее дышать в этом воздухе невозможно. Была ли у них история, были ли в этой истории моменты, когда они имели возможность проявить свою самостоятельность? — ничего они не помнили. Помнили только, что у них были Урус-Кугуш-Кильдибаевы, Негодяевы, Бородавкины и, в довершение позора, этот ужасный, этот бесславный прохвост! И все это глушило, грызло, рвало зубами — во имя чего?
М.Е.Салтыков-Щедрин

#7 Comment By николай On Понедельник, Декабрь 27, 2010 @ 2:12

давайте жить дружно!

#8 Comment By Кирилл Воронов On Понедельник, Декабрь 27, 2010 @ 3:25

Какой же это ужас!!!
Вид со стороны набережной и моста(эскиз №2 проекта)
своим фасадом с массивным остеклением с ромбической сеткой,а так «вставками» её в элементы базисного строения создает уверенное впечатление что это здание тюрьмы или дурдома для особой буйных,но ни в коем разе не для галереи художественного музея.

#9 Comment By Zooshurik On Понедельник, Декабрь 27, 2010 @ 15:10

Это у них такие представления об Италии наверна…или очки некачественные.

#10 Comment By Наталья Самовер On Понедельник, Декабрь 27, 2010 @ 16:06

Вы еще не обратили внимание на деревья, которые предлагатся посадить на террасах (третий эскиз — вид со стороны переулка). По Лаврушинскому переулку появляется горный ландшафт с висячими садами. Регенерация, как и было сказано.

#11 Comment By Zooshurik On Вторник, Декабрь 28, 2010 @ 13:41

…это вот эти вот шарики??????? хм…пожалуй единственно, что можно им простить, живое самоценно однако.

#12 Comment By Кирилл Воронов On Среда, Декабрь 29, 2010 @ 0:51

Обратил конечно же,но не стал писать об этом ибо вне контекста сноса дома №10.
Увы,такое же разочарование как и например «привет Лувру» в виде конусообразной пирамиды с первого эскиза.

#13 Comment By Сергей On Понедельник, Декабрь 27, 2010 @ 11:36

Кто с кем должен начать жить дружно? Собственники памятников не хотят мира с памятниками, вот в чем проблема…

#14 Comment By Валерий On Понедельник, Декабрь 27, 2010 @ 15:25

Уважаемый Константин, по поводу вопроса, который Вы хотите задать А.Кибовскому. А почему бы не послать в Москомнаследие официальный запрос о том, как понимается эта статья закона?

#15 Comment By Елена On Понедельник, Декабрь 27, 2010 @ 18:41

Господи! Ну если у нас Третьяковская галерея сносит памятники архитектуры, чтобы разжиться землицей, то спасенья нет. Такое вот самоотверженное спасение Русской культуры :)) Бедный Третьяков в гробу ворочается, я думаю.
Всю Кадашевскую набережную жалко просто до слез.

#16 Comment By Юлия Викторова On Понедельник, Декабрь 27, 2010 @ 22:27

Война культур продолжается ! До победного конца ! Горе старым и больным !

#17 Comment By Надежда On Понедельник, Декабрь 27, 2010 @ 23:39

Страшно, что Третьяковка способна на подобное преступление. Если не ошибаюсь, летом в мцзее сменился директор. Молодая дама. Видно, это первая «ласточка» от нее….

#18 Comment By Сергей On Вторник, Декабрь 28, 2010 @ 2:41

Есть конкретный человек, отвечавший за этот снос — Олег Алексеевич Беликов. Не все сотрудники Третьяковки вообще осведомлены в том, какие планы у их начальства. Впрочем. это лишний раз доказывает, что наша культура в том же состоянии, что и все общество.

#19 Comment By Алексей Петухов On Среда, Декабрь 29, 2010 @ 14:07

В высшей степени прискорбно, что музеи задают такой «стандарт» отношения к наследию. Еще хуже, что крупнейшие федеральные музеи столицы теперь явно конкурируют — чья реконструкция круче 🙁

А рука у проектов одна — позорная, чувствуется сразу. «Мастер» кургузых стеклянных крыш и рахитичных пирамидок — недоархитектор Боков. На его счету уже не одна реконструкция подобного рода — настоящий «фирменный стиль» вырисовывается…

Стыдно.

#20 Comment By геликоновцы On Пятница, Декабрь 31, 2010 @ 2:48

ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ АРХНАДЗОРОВЦЕВ С НОВЫМ ГОДОМ!!!!!
ЖЕЛАЕМ ВАМ ЗДОРОВЬЯ, И ВСЕ-ТАКИ ХОДИТЬ НА КЛАССИЧЕСКИЕ КОНЦЕРТЫ И СПЕКТАКЛИ… ЖДЕМ ВАС И В ГЕЛИКОНЕ НА СПЕКТАКЛЯХ!

ГЕЛИКОНОВЦЫ

#21 Comment By admin On Пятница, Декабрь 31, 2010 @ 16:05

И вам всего доброго,
Ваше здоровье!!!

#22 Comment By Юлия On Вторник, Февраль 1, 2011 @ 11:18

Какие вы милые! И вам не хворать. И все-таки научиться писать строчными буквами, а не только прописными.