- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Сплит-архитектура

[1]

Константин Михайлов

Опубликовано в «Известиях»

Недавно москвичам вышло послабление. Городские власти отменили строгие правила установки кондиционеров на многоквартирных домах, сделав исключение только для исторических памятников. За ними все же будут присматривать, чтобы устройства бытового комфорта не портили старинные фасады. Смущает только одно: и при старом режиме, когда на каждый кондиционер, пусть даже и на панельном доме, требовалось оформить разрешение, граждане ухитрились испортить немало ценных исторических фасадов.


Вот лишь три примера нового архитектурного стиля с использованием таких деталей, как геометрически простой и благородный в пропорциях ящик кондиционера.

Доходный дом генеральши Сокол на Кузнецком Мосту (дом 3, строение 2) — один из известнейших памятников московского модерна, без упоминаний о нем не обходится ни один серьезный московский путеводитель. Здание, построенное в 1903 году по проекту архитектора Ивана Машкова, знаменито не столько утонченными формами, восходящими к венскому «Сецессиону», сколько великолепными майоликовыми панно в верхней части фасада и керамическими изразцами по рисункам Врубеля.

Наши времена дополнили композицию знаменитого фасада. Вверху, как и прежде, работа мирискусника Николая Сапунова — птица, парящая над морем. А чуть ниже — по фасаду прихотливо разбросаны наружные блоки кондиционеров, причем отверстия для ведущих к ним шлангов пробиты прямо сквозь модерновую майолику. Этот вандализм на людной улице совершен на глазах у всего города и почему-то до сих пор не привлек внимания контролирующих состояние памятников органов. В доме Сокол, по иронии судьбы, обитает «Моспроект-3», он же ГУП «Институт по проектированию жилых и общественных зданий, благоустройства и городского дизайна». Благоустройство и дизайн — налицо.

Другой образец модерна, изуродованного кондиционерами, не столь известен, не имеет охранного статуса и, следовательно, никак не защищен от любителей комфорта. Это дом Калиновской на 4-й Тверской-Ямской улице, 5, построенный в 1913 году известным архитектором Эрнстом Рихардом Нирнзее. Фасад его украшен керамическими орнаментами в весьма редком для Москвы стиле, который некоторые исследователи называют «украинским модерном»: они воспроизводят мотивы народного искусства Восточной Европы. Убранство фасада создавалось в знаменитой Абрамцевской художественной мастерской по рисункам Аполлинария Васнецова, Михаила Врубеля, Александра Головина и Василия Поленова. Забавна история огромных керамических наличников верхнего этажа: созданные Головиным, они экспонировались на Парижской выставке 1900 года в качестве… рам для умывальных приборов, предназначенных для богатых интерьеров той эпохи. На 4-й Тверской-Ямской абрамцевско-парижские рамы оказались остроумно встроенными в композицию фасада: место огромных зеркал заняли окна, место умывальных раковин — подоконники.

Москва 2000-х годов достойно почтила наследие мастеров Серебряного века — прямо в уникальный наличник со сказочными жар-птицами врезан кондиционер. В доме сейчас — жилые квартиры и гостиница.

Калашный переулок, д. 7, "фриз" из кондиционеров

Третий случай явно представляет собой продукт обдуманной постмодернистской игры кондиционерами. В Калашном переулке, 7 — на территории объединенной охранной зоны памятников архитектуры — неизвестными дизайнерами поставлен смелый архитектурный эксперимент. Неоклассический колонный портик на двухэтажном здании 1915-1917 годов (это флигель на усадьбе дореволюционного московского офиса Государственного банка, предназначавшийся для домовой церкви этого учреждения) дополнен монументальным фризом из восьми кондиционерных ящиков. Имени для этого нового стиля современное искусствоведение, боюсь, ещё не подобрало.

Предвижу возражения граждан, не желающих, как стало в Москве модно говорить, «жить в египетской мумии»: что ж умирать, что ли, от жары в ваших памятниках? И верно, не умирать же. Но только, позволяя кому-то устроить себе индивидуальный комфорт, городским властям все же стоит помнить об общем городском комфорте — облике исторического центра Москвы. Кондиционеры ведь можно с тем же успехом устанавливать на дворовых фасадах, кровлях — там, где они незаметны. Это, конечно, хлопотнее и дороже, но почему за чьи-то индивидуальные удобства целый город должен расплачиваться своим историческим обликом?

[2]

UPD: большой репортаж Ильи Варламова на эту же тему [3].

7 Comments (Open | Close)

7 Comments To "Сплит-архитектура"

#1 Comment By Юра On Вторник, Апрель 5, 2011 @ 0:46

сплиты, гупы… меня уже давно поражает слепота многих руководителей и активных членов архнадзора.
в Москве есть здание:
[4]
его переделывают — надстраивают ему ещё несколько этажей. это не прихоть архитекторов, а желание заказчиков. перед архитекторами я преклоняюсь — люди из кожи вон лезут, что бы не навредить, что бы попасть в стиль, не помешать дому. я им в ноги готов поклониться. но прекрасно понятно — что «не навредить» практически невозможно. законченный красивый дом превращается в постамент для пентхауса. об этом я не видел текстов у архнадзора. но это не главное. главное кто заказчик:
дом купило правительство Азербайджана для дочери Ильхама Алиева (президент Азербайджана) — Лейлы Алиевой, которая к слову замужем за Эмином Агаларовым, сыном Араса Агаларова, владельца крокуса, начхавшего на всё, включая историю с проектом станции метро Мякинино (он не выполнил архитектурный проект станции).
то есть мы видим, что люди богатые и властные будучи заказчиками распоряжаются с Москвой как хотят, говоря, что доводят дом «до ума», потому что сейчас бедняга ниже соседей, и из-за этого кажется больным зубом.
так вот. Лужкова Архнадзор ругал, но его все ругали. Гаева заругали только когда стул из по него был вынут, не беря в расчёт как страдал метрополитен до него. почти никого других никого не тронули. потому что Архнадзор как огня боится политики, боится власти. а ведь видно — что они делают. какие решения они принимают. Архнадзор молчит. думает что стороной беда обойдёт. а ведь тут всё вместе. Боимся Лейлы Алиевой? За ней батяня и свёкор? так-то.

простите, что не по теме. сегодня давелось оказаться на станции метро «Библиотека имени Ленина». там началась замена светильников. вместо тёплых жёлтых ламп, в «дугах» появились холодно-белые энергосберегающие лампы. станция на себя не похожа. Продолжается уничтожение памятников и подземлёй. А Гаева сняли 2 месяца назад. Видимо не в нём было дело. Но ведь против Беседина Архнадзор ничего не имеет(((

простите, если кого-то обидел, или слишком проехался, из-за глобальный оффтоп тоже прочтите. но НАКИПЕЛО!

#2 Comment By Валентина М On Вторник, Апрель 5, 2011 @ 13:22

Для памятника (да и вообще) подобный фон тоже «хорош»…
[5]
на фото — ул.Щепкина, 32/34 — Жилой дом, кон. XIX в., арх. Н.Тютюнов, С.Ф.Воскресенский, с художественно-ценными интерьерами, нач. XX в.

#3 Comment By Наталья Самовер On Вторник, Апрель 5, 2011 @ 14:30

Очень странно, я знаю это здание (то, что увешано кондиционерами). Оно построено в 90-х годах, и там вообще-то было центральное кондиционирование. Видимо, с ним что-то случилось.

#4 Comment By Валентина М On Вторник, Апрель 5, 2011 @ 15:03

Фотографии — апрель 2008 г.
[6]

#5 Comment By Житель Москвы On Пятница, Апрель 8, 2011 @ 8:05

Не всё так плохо, господа краеведы!Есть и другие примеры. Например, д.8/12 на углу Смоленской и Каменной Слободы ещё недавно был весь облеплен кондиционерами, а сейчас поглядите- глас радуется. Искренне хочется поблагодорить владельца.

#6 Comment By Наталья Самовер On Пятница, Апрель 8, 2011 @ 12:13

Искренне благодарим! Побольше бы таких культурных и ответственных владельцев и пользователей. Мы тоже знаем положительные примеры. Посмотрите, например, на дом Страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре. Памятник архитектуры федерального значения. Он состоит из двух корпусов, в каждом свое ТСЖ. Один увешан кондиционерами на фасадах, другой чистый, все кондеи спрятаны в недоступный взглядам внутренний дворик. Вот, что значит культурное управление домом. Добрая воля многое может.

#7 Comment By Сергей Елисеев On Вторник, Май 17, 2011 @ 12:28

С приятным удивлением заметил, что дом, что на углу Каменной слободы и Садового кольца лишился всех кондиционеров. Оно даже как-то непривычно было и тревожно — как это? зачем это? под снос готовят? Но там внутри контора работает, да и на других зданиях я стал замечать дырки со шлангами, непрокрашенные полоски и места креплений кондиционеров. Что-то где-то задвигалось-завертелось.