- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Новые рельсы

[1]

В спорах о судьбе веерного депо Ленинградского вокзала решается будущее и прочих памятников, состоящих в ведении РЖД: будут ли они по прежнему гибнуть и разрушаться или же обретут новую жизнь. Тем временем, многие недоумевают: в чём смысл сохранения этих, столь неказистых с виду технических построек, каковы варианты их дальнейшего служения народному хозяйству, и кто за это всё платить будет. В качестве наглядной иллюстрации публикуем фрагменты двух студенческих дипломных работ, посвященных конверсии исторических объектов железнодорожной инфрастуктуры, их реставрации, приспособлению и возможностям дальнейшего коммерческого использования.


Для начала напомним о ставшем печально известным веерном депо Николаевской (Октябрьской) дороги. До разгрома [2], начатого пару недель назад, оно выглядело так:

[3]

А это историческая фотография и план депо. Напомним, что здание построено в 1891-92 годах и представляет собой гараж для 19-ти паровозов. Паровоз въезжал на поворотный круг в центре двора, разворачивался по оси своего стойла и отправлялся на заслуженный ночной отдых.

[4]

[5]

Далее представляем проект реконструкции веерного депо Казанского вокзала, выполненный студенткой МАрхИ Ксении Воробьёвой (руководители Н.Тютчева, А.Петухов, Т.Кудрявцева). По своему устройству Казанское депо аналогично Ленинградскому, оно также построено в конце 19 века в «кирпичном» стиле и также изуродовано поздними переделками. В данный момент используется как вагоноремонтный цех.

[6]

Проект создания промышленного объекта для среднего бизнеса предполагает музеефикацию исторического здания с одновременным сохранением его прежней функции. К подковообразному депо пристраивается протяженный объём цеха, специализирующегося на ремонте и рестайлинге вагонов («дизайнерские» частные вагоны для вип-персон или крупных корпораций ныне становятся всё более перспективной темой).

[7]

Веерное депо приспосабливается под музей вагонов и выставочную площадку образцов современной продукции. Архитектурное решение нового производственного корпуса, примыкающего к зданию депо, основано на анализе ритма фасадов исторической постройки.

[8]

Одновременно решена проблема адаптации промзоны, агрессивной по отношению к прилегающему жилому массиву. Территория озеленяется, значительная её часть становится открытым городским пространством.

[9]

Следующий проект выполнен студенткой Международного Славянского института Ольгой Чередниковой (специальность — «Дизайн среды», руководитель В.Н.Ткачёв). Он посвящен реставрации и приспособлению другого известного памятника Николаевской железной дороги, находящегося под угрозой сноса. Круглое паровозное депо Ленинградского вокзала [10] сооружено в 1849 году и относится к числу самых ранних из сохранившихся в России образцов железнодорожной архитектуры. Впрочем, сегодняшнее состояние памятника не даёт представления о его былом благородстве.

[11]

[12]

Прилагаемая к дипломному проекту пояснительная записка подчеркивает, что в условиях рыночной экономики не может быть речи о поддержании большого количества исторических зданий за счёт государства. При этом использование помещений в качестве выставочных залов помогает решить одновременно и проблему сохранения памятника в первоначальном виде, и получить коммерчески целесообразные выставочные пространства в центре города — то есть самоокупаемость объекта наследия при его полной сохранности.

[13]

На проектируемой территории предусмотрено размещение различных функциональных зон: музейно-выставочная, парковая зона с прогулочными дорожками (одновременно исполняющая роль шумопоглощающего буфера между музейной зоной и ж/д путями),  и техническая зона, включающая в себя стоянки автотранспорта и подсобные постройки. Важным достоинством территории является близость к станции метро «Комсомольская».

[14]

Исторический купол депо (30 м в диаметре и 14 м в высоту) будет восстановлен. Предлагается оснастить его арочными окнами, предусмотренными проектом К.Тона, но не выполненными в натуре. Это добавит освещенности центральной части депо, где может быть расположена экспозиция с объемным макетом железной дороги. Оформление ажурных ферм купола будет восстановлено по историческим чертежам и литографиям, что поможет посетителям окунуться в удивительную атмосферу эпохи технологических открытий и прорывов.

[15]

[16]

Для поддержания краснокирпичного стиля архитектуры Николаевского депо, предлагается очистить от штукатурки и внутренние стены здания и экспонировать историческую кладку, в особенности уникальную спиралевидную кладку купола 2 этажа. Прилегающее к депо здание водокачки после реставрации также станет вполне самостоятельным экспонатом, так как является классическим примером романского историзма.

[17]

Реализация предложений, высказанных в дипломной работе, потребует серьезных инвестиций, однако создание новой современной инфраструктуры вокруг реконструируемого объекта – это не только деньги, затраченные на восстановление памятника, но и вложения, способные принести доход как собственнику здания, так и городу Москве. Паровозы перестали быть средством передвижения, но стали предметом антикварной роскоши.

[18]

И в дополнение — замечательное видео, демонстрирующее поворотный круг паровозного депо в действии (снято в Петербурге). Настоящая романтика эпохи великих технологических открытий, готовый аттракцион для диснейленда. Можно под ковш пустить, а можно детей радовать да добросовестно обогащаться — у кого на что разуменья достанет.

Материал подготовил Александр Можаев.

3 Comments (Open | Close)

3 Comments To "Новые рельсы"

#1 Comment By Наталия On Суббота, Апрель 23, 2011 @ 10:41

Приспосабливать усадьбы под музеи еще куда ни шло, но дэпо — это через чур — это раз, и то что это не понимают молодые люди это еще больше печальней. Здание строилось под определенное назначение и в связи с этим принимались объемно-планировочные решения по архитектуре, рассчитывались параметры и конструкции.
Мне кажется это неграмотным и кощунственным вешать фонари над подкрановые балки под кран в 32 тонны.
Ну и не говоря про то, что это музеев не хватит на все реставрируемые здания. Вообще предлагаю серьезно задуматься над приспособлением реставрируемых зданий в конкретном городе.
Мне очень нравится винзавод, гараж, но объекты ЖД профилировать под общественное здание это неправильно в корне. А уж наполовину еще смешнее, а как же безопасность? Да и ударный шум…
В конкретном случае собственник точно не сменится, поэтому тут сила советов сомнительна, да и вообще не считаю нужным в конкретном случае этим заниматься, хотя попредлагать можно, никто не запрещает.
Просто важно сохранить здание, желательно отреставрировать, а как его приспособить пусть собственник думает. Поездов, электричек меньше не стало, их тоже надо где то обслуживать. Что-нибудь придумают.
Просто снести и новое построить дешевле и важно это не допустить, особенно если и закон тоже требует сохранить и привести в первоначальный вид

#2 Comment By admin On Суббота, Апрель 23, 2011 @ 19:39

Ваша жалоба передана в деканат, кощунники будут наказаны.

#3 Comment By дм. сухин On Пятница, Июль 1, 2011 @ 6:07

Примеры, в том числе и реконструкции, циркульных депо вы найдёте в серии заметок «инстерГОДа»:
[19]
[20]
[21]
[22]
[23]
Жаль, что нашим схожим проектам всё никак не удаётся найти друг друга. Впрочем же вынужден согласиться с Натальей: всего в музей не превратишь, нужны более активные и самоподдерживающие элементы городской среды.