- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Она погорела

[1]

Об огненной смерти «Ветеринарии» и ледяном равнодушии властей

Заявление Общественного движения «Архнадзор»

30 августа пожаром полностью уничтожен павильон «Ветеринария» на ВВЦ – элемент ансамбля Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, впоследствии ВДНХ СССР). Гибель одной из построек уникального архитектурного комплекса 1930-х годов по обыкновению не вызвала хотя бы формальной реакции — ни федеральных властей, ни московских властей, ни уполномоченного органа охраны культурного наследия столицы. Молчание над пепелищем нарушили только растиражированные СМИ слова [2] гендиректора ВВЦ Ивана Малахова о том, что сгоревшее здание якобы не имело ни исторической, ни архитектурной ценности. Фактически г-н Малахов выступил с этим откровением от имени государства, поскольку ВВЦ именуется «Государственным акционерным обществом», учредителями которого, согласно его уставу, являются Российская Федерация и город Москва.


Подобные заявления, конечно, прекрасно характеризуют не столько предмет разговора, сколько тех, кто с ними выступает, уровень компетентности и ответственности людей, которым вверена судьба исторических ансамблей и памятников в современной России.

Павильон «Ветеринария» [3] был одним из немногих сохранившихся элементов первоначального ансамбля ВСХВ середины 1930-х годов, до последнего дня он сохранял не только изящное убранство фасадов в стиле «советского классицизма», но и фрагменты подлинных интерьеров, включая росписи плафонов, светильники и др.

[4]

Павильон «Ветеринария», вопреки своим художественным качествам, не был официально признан объектом культурного наследия, как и многие другие постройки ВСХВ-ВДНХ. Его гибель, скорее всего, не повлечет ничьей персональной ответственности, а престижный участок в самом центре комплекса оказался расчищен. Учитывая амбициозные планы [5] новой застройки на территории ВВЦ, вынашиваемые администрацией ВВЦ и воплощенные в чертежах «Моспроекта-4», нетрудно предположить, что под угрозой находятся и остальные здания грандиозного выставочного ансамбля, по непонятным причинам не поставленные под государственную охрану. Напомним, что в 2009 году представители московских властей уже выступали с предложениями снести находящийся на территории ВВЦ Монреальский павильон [6] – одно из наиболее значимых произведений отечественной архитектуры 1970-х гг.

[7]

Комментарий эксперта — профессора Московского архитектурного института, члена Международного совета ЮНЕСКО по вопросам памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) Натальи Душкиной:

— В трагической истории погибшего павильона меня поразило не только высказывание генерального директора ВВЦ Ивана Малахова, хотя, конечно, вердикты об отсутствии историко-архитектурной ценности — отнюдь не компетенция управленца. Меня глубоко удивляет молчание уполномоченного органа охраны памятников Москвы — Мосгорнаследия. Да, павильон «Ветеринария» не числился официально объектом культурного наследия, как и многие другие павильоны бывшего ВСХВ-ВДНХ. Но это свидетельствует только о том, что павильоны ВВЦ ставились на государственную охрану в начале 1990-х годов в спешном порядке, под угрозой их разрушения, и эта работа не была доведена органом охраны наследия до конца. Пока остальные сооружения выставки, не поставленные на госохрану, не постигла судьба «Ветеринарии», необходимо провести дополнительные исследования и экспертизы, для выявления всех ценных элементов этого грандиозного архитектурного и ландшафтно-планировочного ансамбля. На территории ВВЦ Москва располагает уникальным — не только во всероссийском, но и в мировом архитектурном контексте — ансамблем ХХ века, имеющим высокую историческую и художественную ценность, и огромный туристически-рекреационный потенциал.

[8]

Ситуация, при которой ценный элемент этого ансамбля погибает, а власти даже не заговаривают об ответственности тех, чьему попечению он был вверен, открывает прямую дорогу к постепенному уничтожению всех прочих построек ВСХВ-ВДНХ, не удостоившихся охранного статуса. Но приходится опасаться и за сохранность павильонов — объектов культурного наследия федерального значения, уникальной системы фонтанов, ландшафтов и планировочных решений ансамбля. Состояние многих из них сегодня говорит о несоблюдении элементарных требований по охране наследия. Возникает вопрос: были ли вообще подписаны охранные обязательства?

Ценность погибшего павильона «Ветеринария» не ограничивается тем, что он был частью выставочного ансамбля. Это была, во-первых, одна из немногих сохранившихся ранних построек (1936 г.) первоначальной ВСХВ, прообраза нынешнего грандиозного комплекса. Во-вторых, «Ветеринария» представляла собою самое изящное, легкое сооружение ладшафтно-усадебного характера, «ансамбль в ансамбле» – в составе комплекса Животноводческого городка, который без него сразу «обеднел». Исходя из этого, необходимо ставить вопрос о реставрационном воссоздании утраченного павильона, о проведении для этого специальной государственной историко-культурной экспертизы.

[9]

Общественное движение «Архнадзор» призывает власти Российской Федерации и города Москвы:

— провести комплексную проверку состояния объектов культурного наследия и исторических сооружений 1930-1970-х гг. на территории ВВЦ, дать оценку действиям администрации ОАО «ГАО ВВЦ» по сохранению исторического наследия ВСХВ-ВДНХ;
— привлечь к ответственности виновных в утрате павильона «Ветеринария» — ценного элемента первоначального архитектурного ансамбля выставки;
— инициировать реставрационное воссоздание павильона «Ветеринария» в целях восполнения утрат архитектурного ансамбля Животноводческого городка и ВСХВ-ВДНХ в целом;
— инициировать работы по определению предметов охраны объектов культурного наследия на территории ВВЦ, а также охранных градостроительных регламентов;
— провести дополнительные обследования и государственную историко-культурную экспертизу всех сохранившихся на территории ВВЦ построек 1930-1970-х гг.;
— до их проведения наложить мораторий на снос, реконструкцию, новое строительство на территории ВВЦ, во избежание утрат и искажения ценных зданий, элементов планировки и ландшафтов ансамбля ВСХВ-ВВЦ.

Координационный совет Общественного движения «Архнадзор»
1 сентября 2011 года

[10]

Досье «Архнадзора»: Павильон «Ветеринария» был построен в 1936-1937 гг. по проекту художника А.С. Магидсона; незначительно перестроен в первой половине 1950-х гг. по проекту архитектора А.О.Колесниченко и художника С.Я.Сенькина,при этом расширен и дополнен дополнительными колоннами. Также были переоформлены интерьеры, сохранявшиеся до самых последний дней. Роспись, изображающая стада овец и коров украшала плафон вводной части экспозиции, но особенно привлекала внимание люстра , напоминающая эмблему Фестиваля молодёжи и студентов. У входа в павильон был установлен фонтан «Чаша со змеёй», а в период с 1959 по 1966-е гг., когда павильон именовался «Здравоохранение и медицинская промышленность», его облик был дополнен скульптурой «Семья», ныне находящейся на лужайке павильона «Юные натуралисты».

[11]

[12]

[13]

[14]

[15]

UPD. С места катастрофы сообщают: 1 сентября рабочие уничтожили уцелевший после пожара фонтан «Чаша и змея».

Фотографии Натальи Самовер, Бориса Бочарникова, Ирины Трубецкой, Павла Чусовитина.

13 Comments (Open | Close)

13 Comments To "Она погорела"

#1 Comment By Юрий On Четверг, Сентябрь 1, 2011 @ 21:49

Скорблю об утрате павильона «Ветеринария» (1936-1937, 1950-е гг., арх. А.С. Магидсон). Это тяжелая потеря объекта мирового значения. Деревянное ар-деко великолепного художественного качества, сохранности… И не объект культурного наследия — нонсенс. Конечно, такой шедевр просто предназначен для использования под складские помещения товаров народного потребления. Потреблять культуру народу ни к чему, по мнению пользователя. И конечно, деревянное здание просто предназначено для проведения сварочнох работ. Если очень хочется на этом месте соорудить более экономичное здание для складирования товаров.
Высказывание генерального директора ВВЦ Ивана Малахова об отсутствии историко-архитектурной ценности склада совершенно правильное. Этот Магидсон какой-то вредитель — совершенно не правильный склад построил. И фонтаны с гусями на складской территории ни к чему. А остатки люстры в цветмет сгодятся. Впочем, пускай валяются.
Об чем скорбеть! Теоретически можно было бы в этот павильон туристов водить по десять автобусов в день. Да когда еще Москва станет туристическим городом! Да и не протиснутся автобусы через рынок. Пробки у нас нынче.

#2 Comment By житель Москвы On Четверг, Сентябрь 1, 2011 @ 23:37

Господа (вернее, Товарищи)!Присмотритесь к фонтану со змеёй! Вы что, и вправду считаете утрату этого «шедевра» трагедией?! Какое это ар-деко! Ар-деко появился и развивался в свободной стране, а не в СССР. Вся эта ВДНХ пошлость тоталитарного государства со змеями, баранами и колхозниками. Вспомните, как оценили творчество кумира советских архитекторов Шпеера на его Родине.

#3 Comment By pyatachyok On Пятница, Сентябрь 2, 2011 @ 5:23

Это какой такой Шпеер? Министр вооружений и военной промышленности Германии? Или его сын? Сын, вроде, вполне процветает и в том числе в Германии (заказы он получает исправно, всякие немецкие награды — тоже). Отец же был больше по части государственного строительства (и сработал, прямо скажем, неплохо: вся Европа кроме СССР легла под Германию сразу, только непотопляемый авианосец Великобритания мог сопротивляться — но не на суше: из Европы британские войска были в панике эвакуированы, да и СССР пришлось туго).

ЗЫ: А так, да, всем известно, что искусство — это когда в черном свитере. Но, скажу по секрету, если художник не педераст, то черный свитер не действует, бугага.

#4 Comment By boris On Пятница, Сентябрь 2, 2011 @ 22:58

Шпеер никогда кумиром советских архитекторов не был. А также, в отличии от Германии, Советская архитектура была продолжением Русской классической архитектуры и т.д.

А фонтан это был одним из самых необычных, и ничего «тоталитарного» на ВСХВ — нету. Но конечно, можно и «Покровский Собор» назвать «чудищем кровавого Грозненского страшного режима»!!!
Поэтому, политику опустим подальше, и будем оценивать наследие как наследие, так как архитектура — это каменная летопись, и до 1955 года ею можно было гордиться, не то ,что в наше время.

#5 Comment By The Ragtime Sisters On Четверг, Сентябрь 1, 2011 @ 23:48

Юрий и житель Москвы! вы вообще отдаёте себе отчёт в своих словах?? фонтан действительно шедевр, поскольку воссоздать известную всем «аптечную» эмблему в виде фонтана — до этого надо было ещё додуматься!! не думаем, что в ваши светлые головы за их невесть какую длинную жизнь приходили подобные гениальные идеи!!

#6 Comment By key On Пятница, Сентябрь 2, 2011 @ 0:38

пора помойму серию открывать » покушение на ВСХВ «

#7 Comment By dorgeit On Пятница, Сентябрь 2, 2011 @ 12:03

Вот так уходит время…

#8 Comment By житель Москвы On Пятница, Сентябрь 2, 2011 @ 22:02

Пусть уходит

#9 Comment By Петр On Суббота, Сентябрь 3, 2011 @ 19:44

Да Собянину все пофигу!

#10 Comment By sergiks On Воскресенье, Сентябрь 4, 2011 @ 1:00

Кого предлагаете вместо Собянина?

#11 Comment By boris On Воскресенье, Сентябрь 4, 2011 @ 14:34

Собянин вообще тут не причём, в отличии от Архитектурного департамента ВВЦ и тех ,кто обслуживает ВВЦ и пр.
Пора просто пересмотреть взгляд на ВДНХ, придав ему музейный аспект, а не продолжать то ,что с ней до сих пор творят с ужасных 1960-х, когда и начались сносы…

#12 Comment By Дмитрий Пузырев On Понедельник, Сентябрь 5, 2011 @ 0:19

В Арабских Эмиратах почти нет исторических зданий. Самые старые из сохранившихся относятся как раз к 30-м годам. Зато куча новых супер-стеклянных торговых центров. Находиться там не слишком приятно. А мы бодро двигаемся в том-же направлении, хотя все побывали в Европе и протащились от очарования старых городов. И отдыхать мы ездим именно туда, где они есть — где есть изюминка, где есть что пофотографировать, где посреди улицы чувствуешь себя как в уютной квартире. И такие места приносят доход, потому что они привлекательны своей аутентичностью. И люди, которые пользуются Москвой как полигоном для строительства коммерческих центров, тоже ездят отдыхать туда, где красиво и вкусно. Оставляют там деньги. Виллы там покупают. А тут почему-то гадят под себя и думают, что их экскременты тоже привлекут покупателей.

#13 Comment By Татьяна On Среда, Июнь 22, 2016 @ 7:19

Недавно была на «ВДНХ». Строительство грандиозное, но… вспоминаю то время, когда мы водили своих детей смотреть лошадей, коров, свиней и прочих животных — рекордистов нашего сельского хозяйства. Поистине «с водой выплеснули ребёнка». А какие были шашлыки в «Узбекистане»! Подумаешь, очереди! Ну, постоим минут 40, за то получали такое удовольствие от настоящего шашлыка из баранины! И для всех по цене всё было доступно. В павильон «Ветеринария» ходила не только купить лекарства для своих животных, но и получить бесплатную консультацию ветеринаров. Павильон был очень красивый, но нуждался в реставрации. Похоже, спалили намеренно. А злопыхателям я бы ответила: «Пошли вон! Такие, как вы, не ценящие свою историю, всё и разрушили, а сами бездельники, бездушные рвачи! Вы-то ценители?! Смех, да и только!»