- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Снесён последний дачный вокзал России

Вокзал Ильинское, 2006г. [1]

Юрий Егоров

18 октября 2012 года произошло не очень заметное, но очень печальное событие. Российская Федерация полностью, окончательно и бесповоротно лишилась целого класса своего историко-культурного наследия – небольших пригородных деревянных вокзалов «дачного» типа. Развязка наступила на платформе Ильинское Усовской железнодорожной ветки, относящейся к Белорусскому направлению Московской железной дороги.

Снесенное Ильинское [2]

Во второй половине XIX века в России возникает такое явление, как дачники – люди, которые постоянно жили в городах, а на лето выезжали в сельскую местность, где у них было своё или съёмное жилье – та самая дача. С развитием транспорта всё чаще и чаще путь из города на дачу пролегал по железной дороге, которая, в свою очередь, шла навстречу растущему числу дачников и организовывала остановочные пункты для пригородных поездов в районах массовой дачной застройки. Появление таких остановок  служило импульсом для появления новых дачных посёлков, вслед за которыми возникали новые «дачные» платформы.

Открытка "Пригородная платформа" [3]

Строить на них полноценные вокзалы не имело смысла – с наступлением холодов поток дачников полностью исчезал, чтобы вновь появиться весной. Эти остановочные пункты не имели путевого развития, на них не было никакой другой работы, кроме посадки и высадки дачников. Поэтому для них был разработан специальный тип вокзала, больше напоминающий остановочный павильон: небольшой зал ожидания, обычно отапливаемый, и пристроенные к нему лёгкие навесы для защиты пассажиров от дождя и солнца.

Станция Лосиноостровская, 1912 г. [4]

А больше ничего и не требовалось – пассажиры приходили на платформу ко времени прихода поезда, садились в него и уезжали. В обратную сторону процесс происходил точно так же – приехавшие с пригородным поездом пассажиры не задерживались на платформе. Строились такие вокзалы очень быстро, обычно они были деревянными.

Станция Тайнинская, Московская обл., 1928г. [5]

К началу ХХ века любой более-менее крупный город имел свои дачи и своих дачников, в стране насчитывалось огромное количество пригородных остановок, а, следовательно, и дачных вокзалов.

Войны и революции заметно убавили как количество дачников, так и число дачных вокзалов. Однако с возвращением жизни в мирное русло вернулись и те, и другие. Электрификация головных участков железных дорог только способствовала развитию пригородного движения. Строительство дачных вокзалов продолжилось и в 1930-е годы, их облик принципиально не отличался от дореволюционного: те же небольшие деревянные здания с печами и открытыми навесами-верандами.

Переломным моментом в судьбе дачных вокзалов следует считать послевоенные годы и период реконструкции железных дорог. Появление высоких пассажирских платформ, повсеместное внедрение типовых железобетонных конструкций сделали старые дачные вокзалы неприспособленными к современной жизни, послужили причиной утраты многих из них. Конечно, этот процесс не был одномоментным, но он был массовым. Поворот произошёл, количество деревянных вокзалов-павильонов стало стремительно уменьшаться.

История сохранила названия последних трёх дачных вокзалов России – платформы Александровская и Курорт на Сестрорецкой линии под Санкт-Петербургом и вокзал Ильинское в ближнем Подмосковье.

Станция Курорт [6]

Судьба первых двух зданий сложилась печально – вокзал платформы Курорт сгорел в середине 2000-х годов, тогда же был снесён и вокзал платформы Александровская. До наших дней дошёл единственный дачный вокзал Ильинское. Длительные поиски не дали никаких результатов – других дачных вокзалов в России больше не было. Что же мы знаем об этом вокзале? Был ли он «одним из многих»? Безусловно. Но оказалось, что это здание имеет и свою собственную, уникальную и неповторимую историю, связанную с именами многих известных людей нашей страны.

Ильинское до сноса [7]

Платформа Ильинское Усовской железнодорожной ветки расположена в дачном посёлке Жуковка, а название получила по одноимённому селу, расположенному на противоположном берегу Москвы-реки. Эта железнодорожная линия проходит через посёлки, названия которых известны далеко за пределами московского региона: Раздоры, Барвиха, Жуковка, Ильинское, Усово и другие. Рядом с платформой были построены дачные посёлки Совета Министров СССР, ЦК КПСС и небольшой посёлок академических дач. В разные годы здесь жили авиаконструктор А. С. Яковлев, академики А. Д. Сахаров и В. Н. Челомей, министр культуры Е. А. Фурцева, дочь Л. И. Брежнева Галина. Здесь в 1960-х на даче у Ростроповичей нашёл приют опальный тогда писатель А. И. Солженицын. После отставки до самой смерти здесь жил В. М. Молотов.

Для обеспечения удобной связи дачных посёлков с Москвой в 1924 году на Усовской железнодорожной ветке было организовано пригородное пассажирское движение.

Вокзал Усово [8]

В середине 1930-х годов на станциях Ромашково и Усово были построены полноценные железнодорожные вокзалы, а здания на промежуточных платформах Раздоры, Барвиха и Ильинское носили пригородный, дачный характер, являясь, скорее, остановочными павильонами, чем вокзалами. Вокзал в Ильинском был построен в 1935 году.

В своих воспоминаниях известный историк и коренной житель Барвихи Адриан Васильевич Рудомино пишет: «В электричке можно было увидеть и бывших первых лиц государства, часто опальных, но продолжавших жить на Успенке. В.М. Молотов обычно скромно сидел в купе, ни на кого не обращая внимания. Иногда от Ильинского в усовском поезде ездил Н.А. Булганин, второй человек уже в хрущевской иерархии. К нему подсаживались рабочие с филёвских заводов и вели бесконечные разговоры о светлом коммунистическом будущем. В конце 1960-х годов в усовской электричке можно было видеть А.И. Солженицына, жившего на даче М.Л. Ростроповича в Жуковке, и других известных людей».

Вокзал в Ильинском был построен полностью из дерева и состоял из капитальной средней части и двух симметрично пристроенных к ней летних веранд с навесами для защиты пассажиров, ожидающих поезд, от дождя и солнца.

Вокзал Ильинское [9]

В средней части здания находился отапливаемый зал ожидания с помещениями билетной кассы и технической комнатой. Перед вокзалом была устроена низкая деревянная платформа. При электрификации участка Кунцево – Усово в 1957 году новая высокая пассажирская платформа была построена в стороне от исторического здания вокзала, поэтому его не снесли, а продолжили использовать в качестве пригородной кассы.

Станция Ильинское-элемент [10]

До нашего времени полностью сохранялась объёмно-планировочная структура здания – его центральный объём и два навеса для пассажиров. Вокзал ни разу не ремонтировался капитально, поэтому все его детали оставались подлинными. Сохранялись элементы деревянного декора обоих навесов и основной части здания, а также оригинальные оконные переплёты и двери. Сохранялись оригинальные деревянные накладные буквы названия платформы в верхней части здания. Общее состояние здания можно было оценить как предаварийное.

Интерьер станции Ильинское [11]

Вокзал был закрыт и не использовался для обслуживания пассажиров. Здание было полностью отключено от инженерных коммуникаций и, по существу, являлось заброшенным. Когда-то использовавшиеся для отопления зала ожидания и билетной кассы печи демонтировали.

В августе 2012 года ОАО «Российские железные дороги» начало масштабную реконструкцию Усовской железнодорожной ветки. В рамках работ был запланирован, в том числе, и снос старого вокзала платформы Ильинское. Зная отношение ОАО «РЖД» к своей истории и предвидя развитие событий, Архнадзор совместно с подмосковным отделением ВООПИиК направили письмо в РЖД о ценности и уникальности вокзала платформы Ильинское, о недопустимости его сноса, так как вместе с этим вокзалом утрачивался целый класс вокзальных зданий. Параллельно мы готовили материалы для придания вокзалу статуса объекта культурного наследия, который он, конечно, заслужил.

Снесенное Ильинское [12]

Наш сегодняшний выезд в Ильинское должен был стать чисто рабочим – фотографирование недостающих видов вокзала, уточнение его расположения по системе координат. На слушаниях в Общественной Палате РФ, которые проходили 15 октября, совсем недавно, вице-президент ОАО «РЖД» Олег Тони высказался о вокзале Ильинское, скорее, вопросительно, чем отрицательно. Обсуждение судьбы вокзала на таком высоком уровне вселило некоторую надежду. Оказалось – зря.

Сегодня, 20 октября 2012 года, выйдя из электрички, мы обнаружили вместо здания бесформенную кучу брёвен и нескольких рабочих около неё. Руководитель работ объяснил, что вокзал снесён в четверг, 18 октября 2012 года, по указанию РЖД строительной компанией «Арсенал», представителем которой он и является. Вот так ответили железнодорожники на просьбу сохранить их собственное наследие.

Обломки Ильинского [13]

Ну, а наша рабочая поездка в Ильинское оказалась прощальной.

Мы опоздали.

Простите.

Благодарим Дмитрия Соболева за помощь в подготовке публикации.

Фото: Юрий Егоров, Дмитрий Соболев, Артем Светлов

27 Comments (Open | Close)

27 Comments To "Снесён последний дачный вокзал России"

#1 Comment By Евгений Гребенев On Суббота, Октябрь 20, 2012 @ 23:29

Долго — с 2007 г. — собирался я поехать в эти края.
И сегодня Артём Светлов позвал меня поехать вместе со всеми…
Печально всё это…
А сколько подобных построек исчезают бесшумно и незаметно, оставаясь — совершенно случайно — только в нашей памяти.

Конечно, «прогресс не стоит на месте», но без прошлого нет будущего.
И понять это дано далеко не каждому, но эти люди зачастую ничего не решают.

#2 Comment By Ольга On Воскресенье, Октябрь 21, 2012 @ 1:14

С Петербургом, тоже ужас, что делают.

#3 Comment By Катерина On Воскресенье, Октябрь 21, 2012 @ 1:20

Как это печально. Неужели никакому из множества гос.комитетов нет до этого дела?

кстати, по стилю вокзал очень похож на вокзал в Петергофе! Может быть, там что-то осталось?)

#4 Comment By Михаил On Воскресенье, Октябрь 21, 2012 @ 6:48

Петергофский вокзал ещё здравствует, красавец!

#5 Comment By Михаил On Воскресенье, Октябрь 21, 2012 @ 6:50

Хорошо помню павильон в Курорте — был в восторге от него!

#6 Comment By Aksokal On Воскресенье, Октябрь 21, 2012 @ 14:26

Но зато, В. И. Якунин выделяет деньги, на восстановление храмов и богоугодные мероприятия.

#7 Comment By Vladimir On Воскресенье, Октябрь 21, 2012 @ 16:34

Вот такие человеки, считают себя людьми. Эти мелкие чиновники всю жизнь гадят, в отместку. А почему? Их всю жизь унижали, гнули к земле. Вокзал мелоч в масштабе страны. За такой вокзал медальку не повесят. Юность-зрелость-старость пресмыкаються «шестерят». К ним обратились с просьбой не убей, а сохрани для других, и тут они себя чувствуют значимыми, где можно показать всю свою раболебную власть. А посути мозгов нет, много таких в истории было, все строят светлое будущее по своему разумению. Сохранить то сложно, а сравнять и на месте построить еще более убогое строение «светлое» и освоить очередную порцию гос. подачки и рассовать по карманам. Это в их понимании относится и к людям. Также действуют.

#8 Comment By нарниец On Воскресенье, Октябрь 21, 2012 @ 18:15

Да не строят они никакого «светлого будущего»! Даже открыто теперь не скрывают, что собираются всех поместить в груду обломков от того приличного, что было и сейчас ещё есть. А сами они (под словом «они» — я имею в виду таких, вроде нынешнего сносчиковского «руководства» РЖД, которые с явной ненавистью к железным дорогам — их прошлому, настоящему и будущему!) собираются так и жить на куче обломков, уничтоженного ими же самими прошлого и будущего!У разбитого корыта они собираются жить (у корыта, которое при том они (всякие там сносчики из РЖД,компаний «Арсеал» и т.п.) сами и разбили, приложив все свои силёнки к тому, чтобы бессмысленно уничтожить то, что было вполне целым и приличным)!!!

#9 Comment By нарниец On Воскресенье, Октябрь 21, 2012 @ 19:17

Сегодня рабочие из компании «Арсенал», сидя на груде обломков заявили,что снос произвели аж 18-го — целых два дня назад. А я думаю, что ещё хуже: снесли не 18-го, а К 18-му.18-го Якунин с В.В.П. встречался — денег просил на всякие там стройки и т.п. А ведь в строительно-подрядном деле давно хорошо известно: главное НАЧАТЬ — потом легче будет в план включаться и всякие там сметы предъявлять и т.п. — т.е. просто поставить перед свершившимся фактом.

#10 Comment By Ольга On Понедельник, Октябрь 22, 2012 @ 12:14

Да, уж, сказать обидно, ничего не сказать. Просто сердце кровью обливается. Боюсь, что и Покровское-Стрешневский вокзал, тоже постройки XIX века, ждет такая участь. Он же тоже раньше считался дачной станцией, а сейчас то, что от него осталось стоит на отшибе платформы с заколоченными окнами.

#11 Comment By Наталья Самовер On Понедельник, Октябрь 22, 2012 @ 13:33

Ансамбль железнодорожной станции «Покровское-Стрешнево» — объект культурного наследия регионального значения, то есть охраняемый государством памятник. Его снос — уголовное преступление. Но то, что с ним сейчас происходит, это тоже уничтожение, только медленное.

#12 Comment By AlexZ On Понедельник, Октябрь 22, 2012 @ 23:09

А ещё на той же ветке есть здание Диспетчерской Кунцево и Вокзала Кунцево с очень приятными форамами:
[14]

На их месте планируется стрить «Северный Дублёр Кутузовского Проспекта».

#13 Comment By Юрий Егоров On Понедельник, Октябрь 22, 2012 @ 23:13

От вокзала Покровское-Стрешнево осталась едва ли четверть — только кирпичная его часть. Остальные три четверти здания были деревянные, от них уцелели только основания колонн.
И, кстати, совсем недавно, пару лет назад, какие-то горе-путейцы замазали краской майолику в верхней части здания.

#14 Comment By михаил дорохов On Вторник, Октябрь 23, 2012 @ 2:44

это место связано с 10 летним мишкой дороховым мечтавшим стать
художником,проводя с утра до вечера на пленере этого замечательного острова детства ……
остров УНИЧТОЖЕН!!!

#15 Comment By Козлова Екатерина On Вторник, Октябрь 23, 2012 @ 17:55

А на 5 фото, после Лосиноостровской, не Перловская часом?
Присоединюсь к любой форме борьбы с вандализмом РЖД. Все почти шедевры деревянного модерна Северной жд снесены.

#16 Comment By Юрий Егоров On Среда, Октябрь 24, 2012 @ 23:04

Екатерина скорее это всё-таки Тайнинская.
Если присмотреться, то вдалеке справа от путей видна водонапорная башня, очень похожая на башню Мытищинского машиностроительного завода, она сохранилась до сих пор. С Перловской эту башню не видно, а с Тайнинской она видна.

#17 Comment By Lesha On Пятница, Октябрь 26, 2012 @ 9:29

Гюго в 1883 году написал об античных аренах Лютеции, которые собирался снести муниципалитет:

«Невозможно, чтобы Париж, город будущего, отказался от живого подтверждения того, что он был городом прошлого. Прошлое приносит будущее. [] Муниципальный совет, который их разрушит [арены] в некотором смысле разрушит самого себя.»

#18 Comment By Ирина On Пятница, Октябрь 26, 2012 @ 21:08

Очень жаль, но документы на присвоению вокзалу статуса объекта культурного наследия, который он, конечно, заслужил необходимо готовить как говоря загодя, т.е за год до сноса в крайнем случае. Это здание разрушалось, закрывалоь, разбиралось по частям не менее 20 лет.
Подмосковное отделение ВООПИиК направил письмо в РЖД о ценности и уникальности вокзала платформы Ильинское, только в августе 2012 года?
Статья о шаших нерадивости.

#19 Comment By Serge On Воскресенье, Октябрь 28, 2012 @ 1:29

Очень и очень печально… В любом случае огромное спасибо, что обратили на это внимание. Для меня эти места совсем не чужие, хотя дело-то собственно и не в этом. Не важно когда и кто направлял те или иные письма, это же просто непозволительная вещь! Как можно этого не понимать мне лично просто неведомо…

#20 Comment By Наталья Самовер On Воскресенье, Октябрь 28, 2012 @ 15:25

К сожалению, подготовка документов для постановки памятников на охрану очень сложна, тут одним коротким заявлением не обойдешься. Людей, умеющих и готовых этим заниматься, мало, в особенности по сравнению с объемами наследия, все еще находящегося вне охраны, но достойного ее. Любое опоздание такого рода — наша боль, а любое неопоздание — огромный успех и победа.
Для того, чтобы первого было меньше, а второго больше, мы нуждаемся в практической помощи — организационной и экспертной.

#21 Comment By Дарья On Понедельник, Октябрь 29, 2012 @ 13:53

ох, уже забыла, что застала на своей станции «Луговая» Савеловской дороги такой деревянный вокзал ) тоже было очень жалко, что его снесли. Был какой-то душевный уют от этого деревянного здания. теперь кирпичная будка и таким малюсеньким окошком, в которое еле рука пролезает для покупки билета…..

#22 Comment By Alexander On Среда, Октябрь 31, 2012 @ 13:53

Снос такого строения не может быть оправдан. Это уничтожение культурного слоя, уничтожение всяких признаков жизни народа населяющего эту землю — действия оккупантов. Думаю, что отдавшего приказ о сносе надо публично наказать и заставить восстановить за свои деньги.

#23 Comment By Александр On Среда, Октябрь 31, 2012 @ 16:11

А ещё есть деревянный вокзал возле станции Красный Балтиец в Москве, состояние весьма плачевное. Тоже претендент на снос.
(на гугл картах есть фотографии).

#24 Comment By Наталья Самовер On Среда, Октябрь 31, 2012 @ 20:15

Это наш подопечный объект — вокзал станции Подмосковная. Он, конечно, не дачный, но это последнее деревянное вокзальное здание начала ХХ в. в стиле модерн на территории Москвы. Выявленный объект культурного наследия. Он в частной собственности, его несколько раз поджигали. В общем, очень проблемный объект.

#25 Comment By Анна On Воскресенье, Ноябрь 25, 2012 @ 16:32

К счастью, пока сохраняется деревянное здание дачного вокзала на станции Дибуны на Финляндском направлении Окт. ж.д. (Курортный район Санкт-Петербурга) . Но очень мало кто знает, что он подлинный, существующий с открытия станции.

#26 Comment By elge On Суббота, Июнь 13, 2015 @ 17:47

Что тут скажешь.Все патриоты , все любят Россию. Чуть, что скажешь , в ответ — а зачем вы тут живете… И как начали в 17-м «до основания, а затем» , так никак остановиться не могут. И хоть кверху ногами встань, улучат момент и под корень. От любви к России.

#27 Comment By Дмитрий из Орла On Понедельник, Август 21, 2017 @ 3:51

Между Орлом и Мценском есть как минимум 1 подобный дачный вокзальчик. Заброшен, не используется. Интересная резьба. Могу поделиться хорошим фото.