- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Неподчинение

Рабочие крепят сетку на стену (2) [1]

Наталья Самовер

Московские вандалы продолжают пробовать на прочность городскую власть и гражданское общество. Трех месяцев не прошло с момента громкого скандала на Арбате, 41, когда строители демонстративно не подчинились предписанию Мосгорнаследия о приостановке несогласованных работ, как аналогичная драма развернулась на Новой Басманной, 13/2, стр. 1. И снова жертва – допожарный московский дом.

На этот раз, защищенный всеми возможными правовыми механизмами – статусом памятника федерального значения и охранными обязательствами собственников, но, как выясняется, совершенно беззащитный.

Трехэтажный дом на углу Басманного переулка известен по имени его владельца конца XVIII века – генерал-поручика Николая Петровича Высоцкого – племянника Потемкина, в 1779 — 1780 гг. недолгое время бывшего фаворитом Екатерины II.

Николай Петрович Высоцкий, 1787-91 [2]

Купив два отдельных двухэтажных каменных корпуса  1773 года постройки, Высоцкий в 1785-90 гг. объединил их в единый дом со скругленным углом. Имя архитектора, создавшего новый образ дома в духе высокого классицизма, неизвестно, но его творение получило высокую оценку современников — в конце XVIII в. Матвей Казаков включил дом Высоцкого в свой многотомный Альбом партикулярных строений города Москвы.

Фасад дома Высоцкого из Альбомов Казакова [3]

План первого этажа дома Высоцкого из Альбомов Казакова  (2) [4]

В 1812 году дом Высоцкого выгорел вместе со всей Новой Басманной, но был восстановлен. В середине XIX века бывший дворец перестал быть домом одной семьи; тогдашний владелец разделил его на наемные квартиры. В 1878 г. дом Высоцкого был надстроен третьим этажом, лишился портика и балконов, и его фасады получили оформление в духе неброской эклектики.

В таком виде дом дошел до наших дней и получил статус памятника архитектуры федерального значения. В реестре недвижимых объектов культурного наследия Москвы он числится как «Жилой дом, конец XVIII — XIX вв.».

В настоящее время здание имеет несколько собственников. В мае 2012 года Мосгорнаследие потребовало от них привести в порядок фасад памятника. Закон, напомним, возлагает на собственника бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия. За этим должно было последовать представление в орган охраны памятников проекта реставрации фасадов, но у собственников были совершенно другие, гораздо более масштабные планы, и согласование с Мосгорнаследием в них не входило.

Дом Высоцкого до повреждения [5]

Дом Высоцкого 27 октября 2012 [6]

В сентябре началась масштабная реконструкция дома Высоцкого. Первым делом он был окружен лесами и закутан плотной сеткой. Никаких информационных щитов, сообщающих о характере ведущихся работ и раскрывающих заказчика и исполнителя, на поверхности сетки, разумеется, не наблюдалось. Однако скрыть происходящее не удалось. Первыми забили тревогу активисты «Архнадзора». За сеткой творилось неладное – внутренности дома активно потрошились, межэтажные перекрытия были проломлены, внутри одной из комнат просматривался готовый арматурный каркас несущей колонны – явное свидетельство намерения произвести полную внутреннюю перепланировку здания.

Дом Высоцкого внутри [7]

Тем временем под сеткой молчаливые гастарбайтеры методично срубали с фасадов штукатурку и лепной декор.
работы на фасаде дома Высоцкого [8]

На горячую линию Мосгорнаследия посыпались сообщения. К чести органа охраны памятников, его инспекция реагировала адекватно.

5 октября инспекторы выехали на объект, констатировали, что там ведутся несанкционированные работы, и выдали подрядной организации ООО «СервисСтрой» предписание об их приостановке.

На подрядчика документ не произвел ровным счетом никакого впечатления, что, в общем, логично: городской департамент с его непонятными требованиями — далеко, а заказчик, который платит за определенный объем работ, – вот он, рядом. И подрядчик предписанию не подчинился.

Тут, конечно, можно ужаснуться тому, что хозяйствующий субъект ни в грош не ставит уполномоченный орган городского правительства и в его лице — само правительство Москвы, то есть, в сущности, вообще отрицает право государства регулировать его, субъекта, хозяйственную деятельность. Возможно, этот хозяйствующий субъект — идейный анархист? Нет, идеи – слишком большая роскошь для хозяйствующих субъектов.

Попробуйте заговорить с опытным подрядчиком о святости закона – он сперва не поймет вас, а после, поняв, крайне удивится вашей наивности. У московских застройщиков и строительных подрядчиков издавна сформировалось убеждение в том, что всякое нарушение имеет цену. Все зависит от размеров санкций, предусмотренных законодательством за тот или иной проступок. В данном случае нарушение копеечное – невыполнение в срок предписания контролирующего органа, в соответствии со ст. 19.5 КоАП, чревато всего лишь штрафом от 10 до 20 тыс. рублей. Как говорится, заплати и живи спокойно! То есть продолжай спокойно строить то, что тебе хочется.

Законопослушное поведение в данном случае означало бы отказ от планов реконструкции здания. 20 тысяч – абсолютно приемлемая цена, которую опытный хозяйственник готов заплатить за то, чтобы на выходе получить объект, стоимость которого увеличится на сотни тысяч долларов.

Не секрет и то, что в иерархии органов власти, существующей в сознании хозяйствующих субъектов, органы охраны памятников занимают одно из последних мест, и с их позицией принято считаться пропорционально тому, сколько стоит нарушение, допущенное по их линии.

Итак, подрядчик (не без поддержки заказчика, надо полагать) принял волевое решение проигнорировать предписание Мосгорнаследия, убеждая себя, что не он первый и, даст бог, все обойдется мелким штрафом.

Не учел он при этом три фактора. Первый — это москвичи, которые, не будучи хозяйствующими субъектами, позволяют себе роскошь иметь идеи, в том числе идею законности. Зря вандалы надеялись, что им противостоят всего лишь несколько чиновников; очень скоро им пришлось убедиться в том, что в изматывающую борьбу с ними вступили жители города.

«Архнадзор» взял происходящее на Новой Басманной под постоянный контроль своих волонтеров. Новый выезд инспекции Мосгорнаследия на объект по их сигналу состоялся 18 октября. Снова было выдано предписание о приостановке работ.

Но строители упорствовали. 24 октября мы обнаружили, что возле здания, не таясь, работает кран, разбирающий стропила кровли. Ситуация стала до боли напоминать то, что происходило под Новый 2012 год на 2-й Брестской, 19/18, где подрядчик крушил дом Быкова – выявленный объект культурного наследия, игнорируя все выдаваемые ему предписания с бесстрашием, достойным защитников Брестской крепости, — лишь бы продержаться до срока окончания работ по контракту.

В третий раз на объект прибыли представители Мосгорнаследия и оставили третье предписание. К тому моменту уже было возбуждено административное производство – Мосгорнаследие намеревалось взыскать-таки со строптивцев двадцатитысячный штраф за неисполнение двух предыдущих.

И вот тут-то выяснилось, какие еще факторы не учли нарушители, рассчитывая цену своего нарушения. Дом Высоцкого – памятник архитектуры федерального значения («общероссийского значения» в терминологии, принятой до 2002 года). Это значит, что на страже его сохранности стоит статья 243 Уголовного кодекса «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры».

Частью второй этой статьи, касающейся памятников общероссийского значения, предусмотрено наказание в широком диапазоне от 100-тысячного штрафа до лишения свободы на пять лет. В тот же день Мосгорнаследие направило в прокуратуру Москвы обращение с просьбой принять меры по факту причинения вреда памятнику федерального значения, а спустя два дня в официальном сообщении для прессы прямо назвало работы, ведущиеся на доме Высоцкого, незаконными.

Читатель, который подумает, что это и есть финал нашей истории, плохо знает московских застройщиков и подрядчиков. Уголовное наказание, безусловно, весомый аргумент в споре о том, что важнее – извлечение прибыли из недвижимости или сохранение памятников истории и культуры, но опытный практик знает, что уголовные дела по 243-й статье УК РФ возбуждаются редко, а до суда из них доходят вообще единицы. Не так-то легко юридически доказать наличие умысла в действиях вандала, и вандалам это так же хорошо известно, как и борцам с вандализмом.

Да, нелегко, но только не в этом случае. Учитывая, что, по официальной информации Мосгорнаследия, нынешними собственниками здания ОАО «Зарубежтрансстрой», ООО «Стройдекор» и ООО «Аленушка» были оформлены охранные обязательства, и что подрядчик был трижды (!) предупрежден о необходимости остановиться, умышленность действий вандалов, повреждающих памятник федерального значения, не подлежит сомнению.

Осталось дождаться реакции городской прокуратуры.

А пока утром в субботу, 27 октября на объекте как обычно кипела работа. Сотрудники ООО «СервисСтрой» гвоздями приколачивали к очищенным от штукатурки стенам металлическую сетку, готовясь, очевидно, штукатурить кладку XVIII века цементом.

Цементные заплатки и сетка на фасаде дома Высоцкого [9]
По вызову активистов «Архнадзора» на место прибыла полиция. Из разрешительной документации, как и следовало ожидать, на объекте нашелся только давно просроченный ордер ОАТИ на установку строительных лесов, и это позволило задержать прораба для дачи объяснений. Вместе с ним в ОВД «Красносельский» на машине ППС отправились двое гастарбайтеров, у которых не нашлось разрешения на работу, а архнадзоровцы пошли туда же своим ходом – писать заявления о том, что они стали свидетелями нарушения закона.

На обратном пути мы еще раз прошли мимо дома – было тихо, нас провожали настороженные взгляды из-за сетки. Скрипучая махина правоохранительных органов медленно начинала свое движение.

А спустя несколько часов работы возобновились. Срочно прибывшая на место, несмотря на выходной, заместитель начальника инспекции Мосгорнаследия снова вызвала полицию. На этот раз в ОВД отправились уже все рабочие, обнаруженные на объекте.

Думаете, это финал? Ничуть не бывало.

Мы продолжаем наблюдение и видим, что вандалы изменили тактику. Теперь они не рискуют открыто работать на фасадах, но продолжают, как им кажется, незаметно курочить внутренности памятника. Активисты «Архнадзора» зафиксировали заезд во двор бетономешалки.

Это больше, чем борьба за очередной памятник. Перед нами не просто необычайно наглые вандалы. Сегодня на Новой Басманной разворачивается борьба двух мировоззрений. Одно основано на уважении к закону и культуре; мы уверены, что за ним будущее. Второе меряет все деньгами и тянет нас в прошлое. За тем, кто победит в этом противостоянии, наблюдают сейчас те, кто колеблется, какой путь из двух избрать.

Спасение дома Высоцкого для нас – вопрос принципиальный. Мы будем добиваться того, чтобы административные структуры и правоохранительные органы в этой ситуации выполнили свой долг, и поддержим все усилия, направленные на восстановление законности в этой отдельно взятой точке Москвы.

Лиха беда начало.

7 Comments (Open | Close)

7 Comments To "Неподчинение"

#1 Comment By Яна On Вторник, Октябрь 30, 2012 @ 13:10

«….но продолжают, как им кажется, незаметно курочить внутренности памятника. Активисты «Архнадзора» зафиксировали заезд во двор бетономешалки.» Какая наглость! Всё от безнаказанности…. Что такое 20 тысяч штрафа — смешно…(

#2 Comment By Вася On Вторник, Октябрь 30, 2012 @ 14:25

Интересно и что же они планировали сделать из всего этого? Очередную гостиницу? Принято же положение о строительстве 300 новых отелей на территории Москвы, может отсюда ноги растут. Уж больно уверенно себя чувствуют ребята.

#3 Comment By Птица On Вторник, Октябрь 30, 2012 @ 16:42

«…в иерархии органов власти, существующей в сознании хозяйствующих субъектов, органы охраны памятников занимают одно из последних мест…» — вот это кмк одна из главных причин столь наглого поведения и этих конкретных вандалов, и всех прочих. Печально и то, что чиновники Мосгорнаследия никак не пытаются изменить своё место в данной иерархии. Их status quo вполне устраивает, и за выполнением своих предписаний они следить не собираются. Если бы не постоянные сигналы-пинки со стороны волонтёров «Архнадзора», и здесь ничего бы не было:( «Громкий скандал на Арбате, 41» тоже никого не напугал, поэтому и нынешний никого особенно не пугает:(

#4 Comment By mvm On Среда, Октябрь 31, 2012 @ 13:20

До тех пор, пока Мосгорнаследие просит прокуратуру остановить работы (цитата из ленты новостей сайта), ничего не изменится. Наказание, и более суровое притом, не должно быть следствием просьбы, а наступать как неизбежность.

#5 Comment By key On Пятница, Ноябрь 2, 2012 @ 0:54

может быть пригодится
Москомархитектура объявила открытый конкурс на подготовку проекта планировки территории кварталов 357-359 (345-347 — в соответствии с новой нумерацией БТИ) района Якиманка Центрального административного округа Москвы, следует из заявки Москомархитектуры на сайте госзакупок.

Проектируемая территория ограничена: с севера Софийской набережной, с востока Большим Москворецким мостом, с юга Болотной улицей, с юго-востока Болотной набережной, а с юго-запада улицей Серафимовича, уточняется в конкурсной документации.

В техзадании указывается, что цель подготовки проекта планировки территории — установление границ территорий общего пользования, а также установление границ и параметров планируемого размещения объектов капстроительства.

Согласно материалам к конкурсу, вся территория проектирования находится в границах заповедной территории ансамбля Московского Кремля номер 1 и в охранной зоне объектов культурного наследия номер 001 (ансамбля Московского Кремля).

В техзадании добавляется, что на территории проектирования расположены территории объектов культурного наследия, среди которых городская усадьба Харитоненко, Церковь Софии, «Товарищество «Эйнем», сквер на Болотной площади.

Также на участке находятся выявленные объекты культурного наследия: комплекс зданий Мариинского женского училища, городская усадьба Рахманова, доходное владение Виноградова, ансамбль домов дешевых квартир имени братьев Бахрушиных, гостиница Кокорева, Кокоревское подворье, а также целый ряд ценных градоформирующих объектов.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7,23 миллиона рублей. Заявки принимаются до 26 ноября, а итоги конкурса планируется подвести 3 декабря 2012 года.

(30/10/2012)

#6 Comment By Виталий On Суббота, Ноябрь 17, 2012 @ 13:57

А что вандалы успокоились? Или совсем дело швах? Что-то Архнадзор замолчал?

#7 Comment By Наталья Самовер On Вторник, Ноябрь 27, 2012 @ 2:18

Не поверите — успокоились. Пока на объекте тихо.
Но там другая проблема — крышу-то они успели разобрать…