- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Пережить каникулы. Открытое письмо мэру С.С.Собянину

Круговое депо, декабрь 2012 [1]
Конец декабря. Приближается Новый год, а за ним – длительные каникулы. Этого времени, когда люди расслабляются, Москва пустеет, снижает свою бдительность пресса, и чиновники разъезжаются на отдых в далекие края, «Архнадзор» всегда ждет с тревогой. В новогодние каникулы уходящего года были окончательно уничтожены интерьеры «Детского мира». На этот раз в опасности Круговое депо Николаевской железной дороги – самое первое и некогда одно из самых эффектных железнодорожных зданий Москвы, выявленный объект культурного наследия, который все никак не станет полноценным памятником регионального значения.

Проекта реставрации депо нет; представленный владельцем здания ОАО «Российские железные дороги» проект отправлен Мосгорнаследием на доработку. На днях орган охраны памятников приостановил ведущиеся работы, обнаружив несогласованный демонтаж перегородок и отдельных стен здания. Обиженный владелец депо заявляет, что ничего не нарушал, и что «во время ремонта кровли была незначительно повреждена кладка советской постройки, не являющаяся объектом культурного наследия» [2]. Опасные работы прекращены, но надолго ли? Памятуя о приближении каникулярного безвременья, «Архнадзор» обратился с письмом на имя мэра Москвы Сергея Собянина.

Круговое - фото [3]

Уважаемый Сергей Семенович!
19 декабря 2012 г. Инспекцией Департамента культурного наследия г. Москвы установлен факт ведения на выявленном объекте культурного наследия – здании Кругового депо Николаевской ж.д. (адрес: Комсомольская пл., д. 3/30 стр.1) строительных работ, проведение которых может ухудшить его состояние, нарушить его целостность и сохранность. На этом основании Инспекцией выдано предписание об остановке данных работ, о чём имеется официальное сообщение на сайте Департамента культурного наследия [4].

Круговое депо - разрез [5]
Круговое депо - строительный мусор [6]

В 2012 г. Комиссией при Правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия было принято решение о реконструкции данного объекта культурного наследия со сносом около половины его объема в связи со строительством непосредственно на его территории нового главного пути. Учитывая, что в рамках историко-культурной экспертизы определен предмет охраны, включающий весь объем первоначальной круглой постройки, подобное решение не может рассматриваться как приемлемое с точки зрения законодательства об охране культурного наследия.

Историко-культурный опорный план [7]

Реконструкция со сносом половины здания [8]

При этом мы вынуждены констатировать нежелание ОАО «РЖД» всерьез обсуждать возможность согласования планов строительства нового железнодорожного пути с сохранением памятника в полном его объёме. Между тем такие возможности существуют. Общественным движением «Архнадзор» совместно со специалистами подготовлено несколько вариантов передвижки здания Кругового депо (строительные технологии, в настоящее время применяемые в мире, позволяют осуществить подобную операцию) и несколько вариантов изменения трассы нового главного пути в районе горловины станции Москва Октябрьской железной дороги.
Мы убеждены, что во избежание нарушения закона и возникновения конфликта, который серьёзно ударит по репутации Правительства Москвы и ОАО «РЖД», необходимо отказаться от любых планов, предполагающих частичное или полное разрушение памятника, и найти решение, позволяющее обеспечить развитие пригородного пассажирского сообщения без ущерба для культурного наследия.

Круговое депо после сноса поздней пристройки [9]

Первоначальные сдвоенные окна [10]

В связи с этим просим Вас оказать содействие в организации под эгидой Правительства Москвы всестороннего экспертного обсуждения вариантов строительства нового железнодорожного пути вблизи Кругового депо, предусматривающих его сохранение в полном объёме. Участие в данном обсуждении не только представителей ОАО «РЖД», но и независимых специалистов в области проектирования объектов железнодорожного транспорта, архитекторов и специалистов в области охраны культурного наследия, по нашему мнению, создаст возможность для выработки взаимоприемлемого решения.

Внутренний двор Кругового депо [11]

Вид из стойл во внутренний двор [12]

Операция по сохранению Кругового депо Николаевской железной дороги, несомненно, может стать примером эффективного и плодотворного взаимодействия городской власти, крупной компании и общественности и образцом, на который смогут в культурном, интеллектуальном и техническом отношении ориентироваться транспортники и городские власти не только России, но и других стран.
Сохраненное, отреставрированное и приспособленное к современному использованию Круговое депо станет одним из украшений Москвы и послужит на благо ее жителей и гостей города.

Круговое депо - демонтаж перекрытия [13]
Мы также обращаем Ваше внимание на тот факт, что с момента подписания 1 декабря 2011 года распоряжения № 165 о согласии Мосгорнаследия с актом государственной историко-культурной экспертизы по вопросу включения Кругового депо в реестр объектов культурного наследия регионального значения прошло более 1 года. С момента выпуска этого распоряжения здание депо получило статус выявленного объекта культурного наследия, однако, вопреки требованиям Федерального закона № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», решение Правительства Москвы о включении данного здания в реестр объектов культурного наследия регионального значения до сих пор не принято.
Учитывая, что отведённый законом срок уже пропущен, просим Вас ускорить выпуск соответствующего распорядительного документа.
Круговое депо - основание купола [14]

Вид на водокачку от основания купола Кругового депо [15]

Предвосхищая возможную дискуссию о реальной ценности  здания Кругового депо как памятника (по нашему опыту, подобные дискуссии всегда возникают вокруг объектов, снос которых лоббируется влиятельными коммерческими структурами), мы публикуем историко-культурную экспертизу, подписанную профессором, доктором искусствоведения Андреем Леонидовичем Баталовым – одним из самых авторитетных экспертов России. С этим актом выразило свое согласие Мосгорнаследие. Слово за мэрией.

Полный текст экспертизы — здесь. [16]

 

10 Comments (Open | Close)

10 Comments To "Пережить каникулы. Открытое письмо мэру С.С.Собянину"

#1 Comment By Юрий On Воскресенье, Декабрь 30, 2012 @ 2:56

Судя по фотографиям, пока ниего лишнего не снесено. Открылись стены, арки и своды самого первого в мире куглого гаража для прежде небывалой техники — паровозов. Впечатляет не меньше Колизея. Именно сейчас останока работ необходима. Дальше действовать без проекта опасно для памятника. Но и оставлять его без консервации нельзя. Нужна сроно противоаварийная кровля и диагностика состояния конструкций. Нужна оределенность со статусом, предмет охраны того, что открылось и проект реставрации с необходимыми инженерными укреплениями конструкций.
Но, очевидно, может случитья преступление. Ведь ОАО «РЖД» не отказалось от планов строительства путей на месте здания.
Непоправимое может случиться в любую ночь. Враг не дремлет.

#2 Comment By Юрий Егоров On Понедельник, Декабрь 31, 2012 @ 12:18

Совершенно верно. Поэтому мы продолжаем следить за происходящим в депо.
Временная кровля понемногу делается, но окончательно она ещё не готова.

#3 Comment By Давыдова Анна On Вторник, Январь 1, 2013 @ 19:21

Москве реально надо ПЕРЕЖИТЬ эти каникулы. В 6 часов утра 1 января 2013 года начались работы по сносу корпусов Ново-Екатерининской больницы в Страстной переулке. Технику вероломно подогнали вечером 31-го!!!

#4 Comment By Давыдова Анна On Вторник, Январь 1, 2013 @ 19:31

Извиняюсь, на Страстном бульваре. Это те постройки «черного» двора больницы, по которым на «Сносной комиссии» еще не пришли к единому мнению: покойницкая, атомический театр, прачечная.
Ну что разглагольствовать? Решили не терять времени. В этом споре правым может оказаться экскаватор.

#5 Comment By Давыдова Анна On Вторник, Январь 1, 2013 @ 19:35

Надо добиваться того, чтобы был и в Москве, и у нас в Нижнем Новгороде был установлен запрет на производство работ по сносу исторической застройки в выходные и праздники. Как это было сделано в Питере.
У нас 107 дом сносить начали в поздним вечером. Был июль, весь народ за городом был…

#6 Comment By Давыдова Анна On Вторник, Январь 1, 2013 @ 19:35

в пятницу

#7 Comment By И. Т. On Среда, Январь 2, 2013 @ 3:21

Да буквально недавно были заголовки, что хотят запретить снос в выходные и ночью. Но приняли бы такой городской закон о запрете сносов — сами бы себе наступили на хвост. Поэтому поговорили и забыли. Этот двуликий Янус где-то там сверху откровенно достал.

Хотя те корпуса (3, 4 и 8) и приговорили, но вроде эксперты собирались выехать на место их осмотреть… Когда так спешат со сносом, начинаешь думать — а может там всё-таки был Бове? Или ещё чего достойное? Иначе — зачем же так спешить??

#8 Comment By нарниец On Среда, Январь 2, 2013 @ 4:12

В нерабочие часы надо запретить не только сносы, но и вообще всякие «подготовительские» (от — «подготовка территории»), устроительные и в том же духе работы. А то, если сносить — то обязательно в ночь на воскресенье, деревья рубить на древевину и «щепу» — в ночь на воскресенье, а вызвать кого из служб нельзя — все спят или на дачах, людям приходится организовывать «живые цепи», потому что милиция лиц, ведущих «подготовительские» работы боится, а если при поддержке жителей проверяет-таки документы, то тут же выясняется, что разрешений нет, порубочные билеты даже не собирались заказывать, а таких рабочих вообще нигде как людей не существовало — они не рождались или рождались и по указанному ими в документах адресу проживают, но им нет и лет 5-ти отроду, или напротив — уже давно умерли…

#9 Comment By Давыдова Анна On Среда, Январь 2, 2013 @ 9:42

Так ведь любое охранное законодательство, прежде всего, установка тех же охранных зон для ОКН — это огромные ограничения. Может, тогда вообще все законы в сфере ОКН отменить…
Говорят, что это Бове. Но даже если это не он, эти хозпостройки — часть единого исторического комплекса, чем и определяется их историко-культурная ценность. Это историческое окружение самой больницы, в котором она функционировала.

#10 Comment By key On Суббота, Январь 5, 2013 @ 22:58

Условие, которое ставят столичные власти для арендаторов, — открыть в этих зданиях после капремонта частные детские сады, сообщает издание «Коммерсантъ». Об этом распорядился мэр Москвы Сергей Собянин на заседании городского правительства.

Выставляя на торги исторические здания, власти не ограничивали виды их использования после реставрации. В случае же с детсадами ничего, кроме дошкольного учреждения, в отремонтированном здании открывать будет нельзя.

Как заявила столичный вице-мэр Наталья Сергунина, детсады смогут претендовать не только на исторические особняки, но и на все здания, нуждающиеся в ремонте. Уже подобраны шесть зданий для детсадов. Их разыграют на аукционах. Льготная ставка для участников программы будет установлена после приемки ремонта в детсаду санэпидемстанцией и Госпожнадзором.

Власти считают детсады перспективным бизнесом. По оценкам некоторых экспертов, негосударственным детсадам окупить затраты на ремонт удастся за пять-семь лет, даже с учетом коммунальных расходов.

По оценке вице-мэра Марата Хуснуллина, в центре Москвы насчитывается до 200 брошенных зданий.

(27/12/2012)