- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Снова об «архитектурном зодчестве»

Круговое депо, декабрь 2012 [1]

Юрий Егоров

На днях президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин ещё раз почтил своим вниманием здание Кругового депо. В своем блоге он посвятил теме памятника запись от 18 марта. [2] Но ничего принципиально нового сказано не было. В.И. Якунин продолжает утверждать, что фактически от здания ничего не осталось, «архитектурное зодчество» (это словосочетание часто использует В.И. Якунин) полностью утрачено.

Удивляет поразительная неосведомлённость уважаемого Владимира Ивановича. Сегодня, после полугода работ по очистке здания от поздних пристроек и наслоений, уже не приходится говорить ни о «торгово-складских помещениях», ни о «хаотичных пристройках» – всё это когда-то было, но уже ушло в прошлое. Здание депо сегодня напоминает римский Колизей. Как и в середине XIX века — это полный круг, великолепно сохранившийся исторический объем (за исключением купола) и кирпичные своды, которые для этого типа зданий больше нигде в мире не применялись. А число открытий, сделанных за время работ, превосходит все ожидания. Недавние репортажи нескольких телеканалов [3]подтверждают сказанное.

Круговое - фото [4]

Внутренний двор Кругового депо [5]

Очистка Кругового депо от поздних пристроек и выявление его первоначального объёма – несомненное благо, за которое нужно поблагодарить прежде всего ОАО «РЖД». Что же касается металлического купола – да, его нет, причём его не стало несколько раньше названного В.И. Якуниным срока – уже на фотоснимках 1940-х годов чётко видно отсутствие купола. Но это не уничтожает ценность всей постройки. Ведь если, например, церковное здание по каким-то причинам лишилось купола (а в советские годы такое случалось сплошь и рядом, и утрата купола – это ещё не самое страшное, что могло произойти) – мы же не перестаём считать его храмовой постройкой и не говорим о полной утрате того самого «зодчества»? Мы зовём реставраторов и возвращаем утраченное. Так же и здесь.

В стойлах [6]

Фрагмент первоначального фасада [7]

Вид вдоль стойла [8]

Но что же дальше предполагает делать В.И. Якунин? А дальше нам предлагается под вывеской «реставрации» уничтожить половину вновь обретённого памятника! Цель, безусловно, благая – проложить пути, пустить электрички и т.д. Но почему для этого нужно рушить свою собственную историю? Неужели нет других вариантов прокладки путей без сноса чего-либо? Давайте дадим задание проектировщикам всерьёз поискать альтернативные ходы. Такое решение будет полностью соответствовать букве закона: предмет охраны объекта культурного наследия «Круговое депо» включает в себя всё здание, а не какую-то его часть. Соответствующее решение было принято на комиссии Мосгорнаследия, ниже мы публикуем протокол ее заседания. И это абсолютно правильный вывод: предмет охраны не должен «подгоняться» под проект строительства, а наоборот – проект должен составляться с учётом наличия памятника в зоне работ и в соответствии с его предметом охраны. Позиция Мосгорнаследия полностью совпадает с требованиями закона.

Предмет охраны-стр. 2 [9] Предмет охраны-стр. 1 [10] Предмет охраны-стр.3 [11]

О судьбе Кругового депо беспокоимся не только мы. В адрес ОАО «РЖД» поступило обращение немецких специалистов по сохранению наследия. Президент ИКОМОС-Германия (Международный совет по охране памятников и исторических мест) – Йорг Хаспель, а также представитель Германии в Международном Комитете по сохранению технологического наследия – Норберт Темпель подчеркивают, что постройка К.Тона не имеет аналогов в мире и утрата его недопустима. Эксперты просят В.И.Якунина спасти депо, «не допустить его полного или частичного уничтожения, найти пути разрешения сложного узла противоречий между сохранением истории железных дорог и их развитием». Давайте последуем их совету.

письмо из Германии стр.1 [12]  письмо из Германии стр.2 [13]

перевод письма из германии стр.1 [14]  перевод письма из германии стр.2 [15]

P.S. И всё-таки, Владимир Иванович, приходите в Круговое депо! Посмотрите на него своими глазами, пройдитесь под вековыми сводами. Почувствуйте, что это — история Российского государства, ведь Вы же — патриот, и Вы обязательно это поймёте. А мы готовы сопроводить Вас и рассказать об истории этого здания.

7 Comments (Open | Close)

7 Comments To "Снова об «архитектурном зодчестве»"

#1 Comment By Антон On Пятница, Март 22, 2013 @ 1:18

А внутрь сейчас можно просочиться?

#2 Comment By Алексей On Суббота, Март 23, 2013 @ 10:12

Мне сейчас позвонили, сказали, что в настоящий момент Круговое депо отбойными молотками разбивают!

#3 Comment By Юрий Егоров On Суббота, Март 23, 2013 @ 11:15

Спасибо за сигнал, у строителей есть согласования на разборку почти всего 3-го этажа. Это советская надстройка, не представляющая ценности.
Сегодня там будет наш проверяющий.

#4 Comment By Юрий Егоров On Понедельник, Март 25, 2013 @ 13:02

Антон, территория огорожена забором, вход только через ворота с охраной. Боюсь, что не удастся пройти.

#5 Comment By Виктор On Пятница, Апрель 26, 2013 @ 20:47

Я не понимаю, откуда такие страсти по депо? А «Советская надстройка, не представляющая ценности» — еще и в высшей степени лицемерно, на мой взгляд: советская надстройка — важная веха в истории здания, которую вы хотели бы не замечать. Ну да ладно. Никакой культурной ценности здание сейчас уже не представляет. Удивляет другое: на всем протяжении главного хода Октябрьской дороги до сих пор почти в первозданном виде (!) сохранились такие же корпуса круглых депо — в Твери, в Окуловке, в Санкт-Петербурге и т. д. На других станциях они частично разрушены, но все равно сохранили большую аутентичность, нежели сей пример зодчества. Почему же вы слепо защищаете то, что уже умерло, вместо того, чтобы спасать то, что еще можно спасти?

#6 Comment By Юрий Егоров On Воскресенье, Апрель 28, 2013 @ 15:07

Уважаемый Виктор!
Конечно, Вы имеет полное право излагать свою точку зрения, но позвольте с Вами не согласиться. Ваши доводы далеко не новы, мы их видели и в официальных письмах РЖД, и в комментариях на этом сайте. Отвечу ещё раз.
Да, действительно на Петербурго-Московской железной дороге было построено не одно круглое паровозное здание, а целых девять. Но в Москве такое здание всего одно, и это первое паровозное депо на территории нашего города, имеющее, кстати, официальный статус памятника. Вывод о культурной ценности здания уже сделан, причём сделан тем человеком, который имеет законное право делать такие выводы. Кажется, этого уже достаточно, но продолжу.
Следуя Вашей логике, напрашивается весьма несложная параллель. Возьмём, например, Московский Кремль. Он что, один в России? У нас есть кремли и в Коломне, и в Нижнем, и в Великом Новгороде, и много где ещё. По существу это всё одно и тоже — стены, башни, соборы и т.д. Даже функция одна и та же, даже расположены похоже. Зачем нам столько кремлей? Давайте снесём их все и построим на их месте что-то более нужное, а какой-нибудь один сохраним — новгородский, например. Ну ведь они же одинаковые. Но нет, никто такого не предлагает, это как-то дико даже звучит. По существу Вы сейчас предлагаете ровно то же самое — снести один памятник, потому что где-то ещё есть похожий на него.
Более того, все эти «повторяющиеся» депо объединены одной архитектурной идеей, назначением, временем строительства и авторами. Петербурго-Московская железная дорога — это по существу грандиозный инженерный и архитектурный ансамбль. Давайте не будем выдёргивать из него те или иные детали, иначе мы очень быстро такого ансамбля лишимся, их и так уже почти не осталось, а ведь раньше все железные дороги застраивались именно по этому «классическмоу» принципу.
Если памятник находится в плохом состоянии — это повод пригласить реставраторов, а не доламывать то, что осталось. Ведь Вы же, если плохо себя чувствуете, идёте к доктору или пьёте лекарство, но не решаете же, что жизнь кончена и убиваетесь каким-то образом. Здесь ровно то же самое. Если что-то не так — надо починить.

#7 Comment By Виктор On Пятница, Май 3, 2013 @ 19:21

Да нет, уважаемые архнадзорщики, я далеко не к тому, что если на Октябрьской осталось еще 7 круглых депо, одно можно снести. Я к тому, что если бы сносили такое же депо где-нибудь в Спирово или Окуловке, вам, дорогие мои поборники от архитектуры, было бы глубоко наплевать. Не наш город, не наш уровень, не будет резонанса в СМИ. А вот если начать саботировать строительство IV главного пути, который нужен как воздух для всего северо-западного направления, из-за какого-то сарая, — вот это, пожалуй, знатная провокация, это нам уже интересно!