- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Сны о полуострове ЗИЛ

Полуостров1 [1]

Юрий Григорян, руководитель архитектурного бюро «Проект Меганом»: «Если власть примет разумные решения по процессу реализации, то ЗИЛ может стать действительно пилотным проектом новой градостроительной политики. Но пока неясно, как именно он будет реализован».

Крупнейшую промзону Москвы ожидает новая жизнь. Мэр столицы Сергей Собянин утвердил эскизный проект планировки территории ЗИЛа в 400 га (что равняется, например, территории Еревана, для которой в 1920-х годах А.И.Таманян разрабатывал свой знаменитый генеральный план). Звучат и другие поражающие воображение цифры: построят 2 млн кв. м офисов, магазинов, галерей, спортивных клубов; еще 1,5 млн кв. м – жилья, оживет набережная Москвы-реки, появится большой парк, два пешеходных моста и еще два автомобильных. Уцелевшие в ходе реконструкции здания заводских цехов, которые являются впечатляющими образцами архитектуры советского конструктивизма, будут вписаны в новые кварталы.

Грандиозные планы, однако, уже вызвали критику экспертов. Например, специалист по промышленной архитектуре, преподаватель МАрхИ Маргарита Бассе (ее статья с анализом концепции реконструкции территории ЗИЛа опубликована на сайте Московского общества охраны архитектурного наследия [2]) считает, что «Представленная в проекте реконструкции территории промзоны ЗИЛ схема сохранения исторических цехов не выполняет своей задачи, поскольку цехи вдоль главной заводской магистрали разрушаются практически полностью, сохраняются только фасады, выходящие на аллею». Кроме того, совершенно неясно, что именно и когда будет построено, в какой стадии проект, кто будут инвесторы и девелоперы, которые придут на ЗИЛ?

По просьбе нашего сайта ситуацию на полуострове и перспективы его развития комментирует Юрий Григорян, руководитель архитектурного бюро «Проект Меганом». «Проект Меганом» вышел в финал конкурса на концепцию развития территории ЗИЛа, а также участвовал в разработке концепции, утвержденной С.С. Собяниным и представленной на Втором Московском Урбанистическом форуме.

Юрий Григорян [3]

«Эскизная концепция планировки ЗИЛа закончена. Сейчас НИиПИ Генплана делает из нее проект планировки»

— То, что утвердил мэр – это эскизный проект планировки ЗИЛа. Он и был представлен на Урбанистическом форуме [4]. В его разработке участвовали Москомархитектура, НИиПИ Генплана и «Проект Меганом». Добавлю, что проект, представленный на форуме, на мой взгляд, в определенном смысле идеальный. Идеальный – с точки зрения политической ситуации, которая существует сейчас, с точки зрения сотрудничества и интеграции госструктур и частного бюро и еще просто потому, что такой совместный проект вообще сушествует. Конечно, можно и, возможно, не поздно сделать проект еще лучше, но, подчеркиваю: в других политических условиях. А других у нас нет.

Сейчас НИиПИ Генплана занимается тем, что из эскизного варианта создает проект, с выпуском соответствующих томов – все как положено. Наше бюро много сил и души вложило в эту территорию. В прошлом году новый главный архитектор города Сергей Кузнецов, скажем так, приставил нас к НИиПИ Генплана в качестве кураторов для разработки эскизной части проекта планировки. Это был интересный и во многом уникальный опыт, за это приглашение я ему по-настоящему благодарен. Правда, на сегодняшний день  мы все еще не имеем никакого официального статуса в этой работе, хотя и в этом году периодически нас приглашают на разного рода совещания. Вот совсем недавно удалось избежать сноса советского заводского корпуса 80-х годов. На его месте хотели делать парковку для хоккейного стадиона и спорткомплекса. На совещании все вместе нашли вариант, как сноса избежать. Но к той основной работе, которую сейчас ведет Институт Генплана, нас не вполне допускают, или, точнее сказать, у нас нет никаких оснований в ней полноценно участвовать и контролировать процесс.

ЗИЛ-общий вид [5]

«На сегодня у проекта ЗИЛа нет единого заказчика. Город не смог пока создать единую команду, которая бы эффективно занималась развитием такой грандиозной территории»

— Изначально процесс освоения территории ЗИЛа – это даже не один процесс, а несколько, причем между собой они не были согласованы. Важно понимать начало, чтобы не удивляться развитию и возможному финалу. Первоначально рассматривался вариант просто застроить территорию недорогим жильем или даже панельными домами. Тогда заместитель мэра по вопросам экономической политики Андрей Шаронов и Булат Столяров (IRP Group), понимая потенциал и ценность территории для города, настояли на том, чтобы провести конкурс концепций, в финал которого вышли команда Ueberbau (проект “ЗИЛ-Пионер”) и «Проект Меганом» с концепцией «Полуостров ЗИЛ». Конкурс закончился, в принципе, ничем. Мы вышли в финал, получили консультации на стратегической сессии, все было очень хорошо, а потом … тишина. Скорее всего, идея конкурса — это был жест, попытка показать ценность, возможности развития территории. Ведь в случае грамотной реализации проект преобразования ЗИЛа – действительно настоящая архитектурная и градостроительная сенсация, бомба. И в этом смысле конкурс вполне добился поставленных целей.

Но окончательное предложение по концепции развития готовит только стройкомплекс, у которого есть действенный рабочий механизм – Институт Генплана. Так вот, все это время институт также работал над концепцией и анализировал непростую транспортную ситуацию на участке. С организаторами конкурса и участниками никто никакой информацией, конечно же, не делился. Казалось также целесообразным создать в Стройкомплексе рабочую структуру совместно с московским Департаментом экономического развития (ДЭПР) и  Департаментом промышленности, которая могла бы эффективно заниматься таким сложным проектом.

Проект при желании можно было повернуть в любую сторону и при этом сделать его нужным и выгодным для города. Существовало на момент проведения конкурса две основные концепции: технополис, который продвигали зиловцы и департамент промышленности, и «mixed-use», которую поддерживало IRP после стратегической сессии на первом этапе конкурса. Это идея сбалансированной застройки: покупая квартиру определенного класса, в этом же районе приобретаешь офис – такой же ценовой категории и уровня. На данный момент жилье – единственный инструмент в Москве, который позволяет и посредством которого умеют более-менее эффективно и гарантированно окупать вложения в инфраструктуру и общественное пространство. В конце прошлого года руководством города принято решение развивать территорию полуострова по второму сценарию с максимальным количеством жилой застройки.

Доли территорий ЗИЛа [6]

Вообще на всем «полуострове» должно быть учтено несколько содержательных компонентов: бизнес-парк Nagatino-I-Land, часть территории – под развитие Московской кольцевой железной дороги, парки, бульвар, жилье и автопроизводство. Сохранить автопроизводство – это было пожелание Владимира Путина, когда он еще был  премьер-министром. Это было политическое решение, и под это обещаны были деньги. Сначала многим показалось, что это полностью ошибочное решение с точки зрения развития территории, но за год работы мы поняли: да, сборочные цеха в центре города при определенных условиях вполне могут быть. Мы даже придумали концепцию «производство как спектакль». То есть в цехах делаются прозрачные стены, и проходящие люди могут наблюдать, что внутри завода происходит, как из отдельных деталей получается готовый автомобиль.

Производство как спектакль [7]

Проект ЗИЛа должен и может постоянно углубляться и усложняться. В конкурсном проекте было много идей по организации жизни на полуострове, что не менее важно для успешной реализации проекта: самоуправление  и кураторство, деление жилой застройки на небольшие участки для создания разнообразия и конкуренции среди некрупных застройщиков, первоочередное создание культурного кластера как двигателя процесса ревитализации и особенное внимание к общественному пространству – улицам, набережной, бульвару и паркам.

Метаболизм-стадия1 [8]

метаболизм Фаза2 [9]

Это работа лет на двадцать, постепенный метаболизм, перерождение территории. Пока эти идеи в утвержденной концепции развития не отражены, и есть опасность, что «в глазах» города , наоборот, проект и подход будет упрощаться. Если просто продать проект целиком или по частям, не удастся сохранить контроль над качеством городского пространства. В то же время у города нет опыта создания управляющей компании, которая с желанием смогла бы рулить таким долгосрочным и сложным проектом. Поэтому всерьез обсуждать и критиковать принятую концепцию можно, но практического смысла в этом  нет.

ЗИЛ-заводские цеха [10]

«Сохранение архитектурного наследия ЗИЛа – зона ответственности Института Генплана»                  

На данный момент вопрос архитектурного наследия на ЗИЛе – зона ответственности НИиПИ Генплана, этим  занимается мастерская Е.Соловьевой. Есть целый отдельный том проекта, посвященный  сохранению наследия, который проходит все необходимые согласования.  С самого начала существует «ядро охраны», перечень охраняемых зданий, и ни одно из них не сносится в проекте. Скорее наоборот, предложено сохранить и другие здания, не входящие в основной перечень. К сожалению, вариант сохранения всех производственных корпусов не рассматривается вообще.

ЗИЛ-проходная [11]

Для этого есть объективные причины: под это никто не может предложить эффективную программу использования этих колоссальных  зданий, кроме мастерских для студентов и складов.  В этом случае непонятно, откуда взять средства на развитие инфраструктуры полуострова и как создать привлекательное и безопасное городское пространство. Это можно сделать только при почти полностью некоммерческом варианте развития территории с городским финансированием, а такой вариант не рассматривается руководством города с самого начала.

территории сохранения [12]

Наиболее интересные в историко-архитектурном отношении объекты ЗИЛа расположены вдоль Третьего транспортного кольца и бульвара, идущего вглубь территории. Но надо понимать, что они собой представляют. Когда говорят, что сохраняются только фасады, это совершенно не соответствует истине. Фасад зиловского здания – это фактически целый корпус, имеющий глубину. А к нему пристроен «циклоп» – собственно производственные площади. В некоторых случаях это уже поздние советские здания. Поэтому сохраняются не только фасады, но и прилегающие к ним части корпусов, как и предписано заданием на сохранение. Затем – на расстоянии 10-15 метров от памятника — начинается новая застройка, которая «не выпирает» с дальних точек обзора и формирует необходимую для общественной зоны плотность вокруг бульвара. Конечно, ее можно было рассредоточить по территории. Но очень важно иметь на полуострове единый полноценный парк, не разрезанный постройками. Создается такой парк – 27 гектаров – в основном не за счет сносов, а за счет освоения пустырей у железной дороги. На «носу» полуострова – высотка «Планета ЗИЛ», симметричная Лужникам, которую было бы здорово предложить ВШЭ под вертикальный кампус или другой важный городской объект.

Планет- ЗИЛ [13]

Есть одна очень серьезная проблема сохранения зданий – это чрезвычайно сильная и глубокая загрязненность грунтов и конструкций всеми видами отравляющих веществ. Мы наложили карту загрязнений на сохраняемые здания. Выяснилось, что нет ни одного незараженного дома. Грунт прямо под зданием заражен на глубину 5-10 метров. Это означает, что здание невозможно приспособить ни подо что вообще. Зараженный грунт сам по себе можно снять и санировать, но как это делать, когда на нем стоит массивное здание? Кто будет вкладываться в санацию зданий и подо что их можно использовать – пока нет ответа на этот вопрос.

ЗИЛ-вид с набережной [14]

Подводя итоги: ЗИЛ – это очень странный и таинственный продукт на рынке инвестиций. В то же время, поэтапное развитие полуострова само по себе могло бы стать интересным социальным и культурным пилотным проектом новой градостроительной политики. Здесь, к сожалению, пока просто нет такого измерения. На сегодняшний день это проект градостроительный, строительный и экономический. Конечно, можно надеяться, что огромной территорией город распорядится очень грамотно, эффективно и красиво, что реконструированный ЗИЛ станет гордостью Москвы, как был когда-то предметом гордости машиностроительный завод.

Записала Евгения Твардовская

Использованные иллюстрации являются частью презентации «Концепция развития территории АМО ЗИЛ», утвержденной мэром С.С.Собяниным.

Предлагаем нашим читателям уникальную возможность «полистать» статьи об автозаводе имени Сталина, опубликованные в 1930-е годы. За предоставленные материалы благодарим А.Броновицкую.

 

Начало статьи "Реконструкция автозавода им. Сталина" [15]

Е. М. Попов. Реконструкция автозавода им. Сталина. «Строительство Москвы» № 18, 1936. [16]

Статья Архитектура завода имени Сталина [17]

Е. М. Попов. Архитектура завода им. Сталина в Москве. «Архитектура СССР» № 12, 1937. [18]

18 Comments (Open | Close)

18 Comments To "Сны о полуострове ЗИЛ"

#1 Comment By Светлана On Воскресенье, Март 24, 2013 @ 14:49

Здравствуйте! В конце статьи написано, что вы в скором времени собираетесь публиковать ряд статей о заводах, имеющих архитектурную ценность. Будет ли среди них завод «Динамо» на Автозаводской? Он не далеко от ЗИЛа и является памятником культуры. Я делаю диплом на тему его реконструкции и, если это возможно, хотела бы получить помощь/консультацию со специалистами. А если у Вас нет никакой про него информации, то может мы вместе сможем найти её и включить завод в Ваш список..

#2 Comment By Николай On Воскресенье, Март 24, 2013 @ 16:09

О каких конкретно зданиях идет речь, нельзя ли уточнить?

#3 Comment By Сергей On Воскресенье, Март 24, 2013 @ 17:15

Позор. Теперь Архнадзор публикует статьи оправдывающие сносы. Не рассказывая подробно о том, что сносят, не рассказывая об альтернативах и способах спасения. Позор.

#4 Comment By Павел On Воскресенье, Март 24, 2013 @ 18:18

Заниматься автосборкой почти в центре мегаполиса — очень сомнительная идея. Эта территория прекрасно бы подошла под новый правительственный центр, а автосборку можно вывести в область.

#5 Comment By ingman On Воскресенье, Март 24, 2013 @ 19:50

а как на территории автомобильного завода строить жильё? онкология типа нам не страшна? там же неизвестно сколько лет землю «лечить» надо. где качественное экологическое исследование?

#6 Comment By Николай Васильев On Понедельник, Март 25, 2013 @ 11:30

Светлана, завод Бари-Динамо в территорию проекта не входит, он севернее.
Чертежи его непонятно где искать. Только узнавать на кафедре прома, может кто из старой профессуры занимался го реконструкцией в советское время.

#7 Comment By AlexZ On Вторник, Март 26, 2013 @ 20:54

Я не понял: набережные-то они откроют? Или застроят закрытыми элитынми ЖК с заборами?

#8 Comment By Наталья Самовер On Среда, Март 27, 2013 @ 15:15

Насколько я понимаю, набережные планируется открыть, и вообще эта территория, которая сейчас совершенно недоступна, должна стать обычной частью города — проницаемой и содержащей объекты общественного назначения, которые свободно можно будет посещать.
Но самое интересное (и печальное) в этом интервью то, что как окажется на самом деле, никто сейчас не знает и обещать не может. Мало ли что проектировщик нарисовал, и мэр утвердил. Нынче модно проводить красивые конкурсы, публично гладить по головке архитекторов-победителей, дарить им конфетку, отпускать с миром и после этого делать все «как всегда». Это, конечно, уже полшага вперед по сравнению с временами, когда никаких конкурсов, даже имитационных, не проводили, но до нормальной ситуации, когда весь процесс прозрачен понятен и честен, еще очень далеко.

#9 Comment By Татьяна On Среда, Март 27, 2013 @ 19:40

Возникает устойчивое ощущение, что Москву задались целью истребить вместе с коренным населением. Сделать непригодной для жизни.

Уважаемый г-н Григорян хоть немного размыслил, куда он будет девать сточные воды из этих миллионов кв м жилья и офисов? (или ему, как архитектору, всё равно?) В Москва-реку, куда же ещё. Коломенское и так задыхается, так изничтожат вконец, когда добавятся очередные миллионы кубометров фекалий и химикатов. Сейчас в районе и так несносная вонь сточными водами.

Как до этих миллионов кв м добираться люди будут? Или это такая резервация, по мысли автора? На Варшавке и на Андропова жить станет невозможно, когда добавятся эти миллионы. Сейчас на Коломенской уже в метро не сядешь с утра. По три поезда приходится пропускать. Пробки на Андропова и Варшавке уже всем в зубах навязли.

Еду и проч. в эту резервацию кто возить будет и как? Транспортный коллапс парализует весь юг Москвы, когда туда поедут люди, еда, шмотьё и прочая обслуга.

Надо требовать отмены результатов этого преступного конкурса и требовать проведения РЕФЕРЕНДУМА среди москвичей по поводу ЗИЛа.

#10 Comment By Наталья Самовер On Среда, Март 27, 2013 @ 20:20

Очистные сооружения построить можно (и нужно), а насчет транспорта вы совершенно правы. Григорян же и сам сетует, что с результатами исследования транспортной ситуации проектировщиков не ознакомили. То есть они заведомо были лишены важнейшей информации, что сразу характеризует степень серьезности подхода города к этому конкурсу.
К сожалению, референдумом такие вопросы не решаются. Тут нужны глубокие экспертные знания, причем весьма многообразные. А вот прозрачность процесса, чтобы все желающие как вы могли выразить свои сомнения на стадии, когда проект еще не вошел в стадию необратимости, совершенно необходима.

#11 Comment By Татьяна On Среда, Март 27, 2013 @ 20:37

Зачем исследовать транспортную ситуацию — достаточно один раз сесть в метро и проехаться. Можно и на машине, если не жалко время и бензин в пробке пожечь. Яндекс-карт вполне достаточно, чтобы понять, что строить тут дороги уже негде. Даже вторым ярусом. Так что, такой эскиз характеризует, в первую очередь, качество самого проектировщика.

Строительство целых районов как раз и должно решаться референдумом — я настаиваю, что речь идёт об угрозе жизни и здоровью всего населения Москвы, и приведёт к уничтожению парка Коломенское (особо охраняемая природная территория).

Почему миллионы москвичей должны оказаться в непригодных для жизни условиях из-за желания очередных псевдо-экспертов распилить себе хоть на стадии ПИР??

#12 Comment By Наталья Самовер On Среда, Март 27, 2013 @ 23:10

Неправда ваша, Татьяна. Вы исходите из некоторой очевидной ситуации, существующей здесь и сейчас, а город должен иметь (и очень надеюсь, что имеет) перспективное видение развития транспортной ситуации на некоторое количество лет вперед с учетом планируемых изменений, которые нам с вами на сегодня не известны. Это может быть строительство новых линий метро, расширение дорог и строительство новых, причем даже где-то далеко, что может привести к переориентации транспортных потоков, и т.п. Очень опасно доверять очевидности и на этом основании считать себя умнее специально обученных людей. Аккуратнее надо. Городское планирование — очень сложная задача, требующая специальных знаний и качественного аналитического и прогностического аппарата. Городское сообщество (или даже различные сообщества с разными интересами) это тоже эксперт (эксперты), но один из многих, чье мнение должно быть выслушано. Вы поставили вопросы и имеете право получить аргументированные ответы. Я думаю, было бы правильно, если бы вы тем или иным способом направили эти вопросы на имя мэра.

#13 Comment By Наталья Самовер On Четверг, Март 28, 2013 @ 19:44

На вопрос о набережных ответ в недавнем интервью Сергея Кузнецова «Коммерсанту»: «… Еще одну набережную проектируем на территории ЗИЛа — с удобными для людей и машин террасами».
Все, впрочем, пока вилами по воде.

#14 Comment By Серг. On Воскресенье, Март 31, 2013 @ 19:14

Насчёт ЗиЛа, то лучше отстроить технопарк через Минскпромстрой, производить электрофуры SmithElectric и модель «Зил-Электро» для города. Посадить аллеи. Рядом завод Динамо восстановить для производства электроприводов. Есть СКБ-Динамо, а завод развален, перенесён. Просто старый страшный жилой фонд надо замещать с большим озеленением или просто убирать, где перегружено. Технопарки — это также спасение от будущей возможной безработицы…

По окружной ж/д(проходит через ЗиЛ,Хруничева) ещё при Лужкове хотели пустить электропоезда. Не мешало бы продумать это, пересадки. Чтобы с электричек люди в метро меньше лезли. Но тогда окраины расширятся звездой, если запрета нет, уже перегруз на электричках. При этом есть ещё ветка, по которой электрички по расписанию проходят москву насквозь, проездом: Белорусское и Рижское направления переходят в Курское. Есть ещё Луганского завода электрички хорошие: три пары дверей на вагон. Для ближнепригородных электричек.

Хорошо бы убрать ещё всю точечную застройку за некоторым исключением. Просто ещё проблема, что в основоном рептилоиды в городе проживают. Для них что ль строить?

#15 Comment By Серг. On Среда, Апрель 17, 2013 @ 17:17

на самом деле город таких размерностей — это асфальто-бетонная пустыня, где вреднейшая пыль гоняется по поверхности. Странно, но контрольных неизменных смыслов в ведении застройки нет, ну а зона безудержного беспредела — сколько угодно. Стоит их записать и строить Новую Москву уже по ним. Чтобы сводилась на нет Старая.

#16 Comment By Алексей On Четверг, Октябрь 31, 2013 @ 11:32

Уважаемые архнадзоровцы,

Прошу проследить, чтобы при перестройке не были уничтожены Монумент Славы на территории завода и памятник-грузовичок (у автоцеха).

И вторая просьба — очень хочется возродить топоним «Тюфелева роща». Есть ли у Архнадзора возможность внести предложение создать в центе зоны зеленый парк с таким названием?

Алексей

#17 Comment By Dima On Пятница, Март 14, 2014 @ 0:27

Алексей, Памятниу-грузовичек уже сняли с постамента.

#18 Comment By R2gisFuff On Четверг, Май 16, 2019 @ 13:55

2ГИС

Fuff