- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

За кулисами «Гласа»

Театр "Глас" [1]

На Малой Ордынке назревает градостроительный скандал

Антон Размахнин

Весьма вероятно, что на одном из ближайших заседаний рабочей группы Комиссии при правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия (в просторечии «сносной») эксперты и чиновники еще раз рассмотрят план реконструкции здания русского духовного театра «Глас» на Малой Ордынке (вл. 28, 30/6). Несмотря на то, что совсем недавно — 2 ноября 2012 г. — та же рабочая группа уже обсуждала этот проект и рекомендовала отказаться от масштабной реконструкции, сохранив историческое двухэтажное здание, заявка театра о сносе старинного дома в Замоскворечье — вновь в игре. Не иначе как нашлось, кому замолвить словцо за ревнителей духовности, начинающих благое дело с экскаватора…

Театр "Глас" [2]

Русский духовный театр «Глас», авторский проект режиссера и сценариста Никиты Астахова и его супруги, также актрисы Татьяны Белевич, существует с 1989 года, а уже в 1991 году вошел в систему столичного департамента культуры. Основная сцена театра, репертуар которого составляют спектакли душеполезного и назидательного содержания авторства лидера труппы, разместилась в двухэтажном доме с деревянным вторым этажом на углу Малой Ордынки и Большого Ордынского переулка. Расширение театрального здания за счет прилежащих участков — с тех же 90-х годов пустующих — было запланировано еще в 1998 году, однако несколько раз откладывалось. Тем не менее с 2008 года здание на Малой Ордынке было закрыто на реконструкцию, сам же театр уже почти 5 лет пользуется гостевыми сценами и базируется в не слишком приспособленном для этого доме на Пятницкой улице.

Театр "Глас" [3]

Проект реконструкции театра, который осуществляет, согласно инфощиту на Малой Ордынке, «Мосинжстрой», весьма амбициозен. Фасадные стены углового дома — основной сцены театра — сохраняются, однако в перестроенном виде, увеличившись с двух до трех этажей. Это означает, кстати, что как минимум верхняя часть нынешних стен будет заменена новоделом: второй этаж нынешней двухэтажки деревянный. А вокруг этих стен — и сверху, и вниз (подземная автостоянка), и вдоль Малой Ордынки, и вдоль переулка — поднимется большое и новое театральное здание с главным залом вместимостью до 1200 человек. Оно займет все свободное место вокруг существующего здания «Гласа» и будет доминировать над всем кварталом.

Театр "Глас". Ситуационный план [4]

Базовый проект этого здания (по которому уже смонтированы несколько крупных бетонных элементов на периферии участка) был разработан еще в 2003 году — тогда предполагалось оформить здание в стиле русской эклектики, завершив его почти церковным барабаном с куполом в духе северорусских деревянных храмов. Этот проект был, после обсуждения с экспертами, в том числе и в рамках «сносной» комиссии предыдущего созыва, направлен на переработку: ключевое препятствие заключается в том, что новое здание строится в непосредственной близости от нескольких памятников архитектуры, что стоят вдоль Большой Ордынки. Участок, таким образом, попадает в охранную зону объектов культурного наследия, и строительство там возможно только в рамках регенерации, т.е. восстановления находившейся там (двухэтажной, деревянной и полудеревянной) застройки.

Театр "Глас", участок под застройку [5]

Переработанный проект — он был представлен в 2012 году — лишился затейливого купола, но остался не менее грандиозным. При этом, по сравнению с версией 2003 года, авторы расширили подземное пространство, приспособив его под автостоянку. Сохранение фасадных стен нынешней двухэтажки планируется методом возведения «стены в грунте» — такая технология ранее в Москве приводила к самообрушениям сохранявшихся стен и, как результат, возведению их заново уже в качестве новодела.

Театр "Глас". Проект реконструкции [6]

Театр "Глас". Проект реконструкции [7]

Столь крупное здание в центре старого, еще «двухэтажного» в большинстве своем, квартала Замоскворечья, заметно исказит облик всего исторического района и визуальное восприятие памятников церковной, усадебной и купеческой архитектуры вдоль Большой Ордынки. Эксперты не раз (в последний раз – осенью 2012-го) указывали театру и проектировщикам на несоразмерность амбициозных планов, но сторонники реконструкции проявляют незаурядную настойчивость.

Отдельный вопрос — насколько нужно столь значительное здание столь специфическому театру, притом за последние 20 лет утвердившемуся именно в роли камерного.

«Я не думаю, что свыше 1000 мест в зрительном зале этот театр сможет заполнить, хотя очень уважаю их позицию, — говорит депутат Мосгордумы и художественный руководитель «Содружества актеров Таганки» Николай Губенко. — Если бы это был востребованный в Москве театр, если бы о премьерах «Гласа» говорили бы, а билетами в театр спекулировали, тогда имело бы смысл говорить о расширении за счет города». На данном же этапе столь масштабная реконструкция кажется депутату бессмыссленной.

Напомним, за последние десятилетия в Москве были построены несколько крупных театральных зданий. В советскую эпоху современные «вторые сцены» получили театр на Таганке и МХАТ.

Новое здание. Театр на Таганке [8]

«Появление у Таганки новой сцены — заслуга тогдашнего директора театра Михаила Дупака и художественного руководителя Юрия Любимова, — вспоминает Николай Губенко. — Они представили в Московский горком КПСС данные о том, что популярность и востребованность театра высочайшие, что сформировался даже черный рынок билетов, что запись на спектакли идет за месяцы — и тогдашний глава горкома Виктор Гришин выделил деньги на строительство новой сцены на 850 мест». Отметим, что и МХАТ, и театр на Таганке в течение десятилетия после получения вторых сцен пережили драматические расколы.

В постсоветской Москве было построено одно крупное здание драматического театра — это театр Et Cetera под руководством нынешнего главы Союза театральных деятелей Александра Калягина. Здание заняло квартал в непосредственной близости от площади Мясницких ворот и стало одним из «антисимволов» современной столичной архитектуры. Новое помещение, однако, пока не помогло театру стать более значительным явлением в московском сценическом мире.

Театр Et Cetera [9]

Удачным примером строительства нового крупного театра стала «Новая опера» в саду «Эрмитаж» — это здание было построено для уже существовавшего и крайне популярного на тот момент (середина 90-х) оперного театра под руководством Евгения Колобова. Кроме того, новую сцену тогда же получил камерный оперный театр под руководством Бориса Покровского — также на момент появления этой новой сцены весьма популярный.

Новая опера [10]

И, наконец, притчей во языцех стал проект нового здания музыкального театра «Геликон-опера» на Большой Никитской, 19/16. Стройка, ради которой половину исторической усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских в 2009-2011 гг. снесли, а оставшуюся половину – надстроили и реконструировали, является одной из самых проблемных в последние годы, а проект вызвал протесты не только общественности, но и городской прокуратуры.

Геликон-стройка [11]

Наконец, даже вице-мэр Марат Хуснуллин на той же Градостроительной комиссии публично назвал этот проект ошибкой [12]. На которую уже, правда, потрачено столько государственных денег, что дешевле выйдет закончить… Это мнение, конечно же, спорное, но бесспорно то, что любой «новый Геликон» вызовет не меньше протестов и репутационных потерь. А суть — что на Малой Ордынке, что на Большой Никитской одна и та же – снос исторических построек и масштабное новое строительство в охранной зоне.

Хочется верить, что городские власти не захотят вторично наступить на те же театральные грабли.

15 Comments (Open | Close)

15 Comments To "За кулисами «Гласа»"

#1 Comment By Tulip On Понедельник, Апрель 1, 2013 @ 1:56

Ужасно, когда одна часть культуры начинает пожирать другую. Ничего хорошего из этого не выйдет…

#2 Comment By Сергей Гаврилов On Понедельник, Апрель 1, 2013 @ 13:42

Вы считаете, что та часть, которая пожирает — есть культура?

#3 Comment By Павел On Понедельник, Апрель 1, 2013 @ 22:29

Все эти фокусы оттого, что у нас процветает театральный феодализм. Театр получает вотчину — территорию для коммерческого освоения, куда надо втиснуть побольше кв.м.

#4 Comment By Пчелка On Вторник, Апрель 2, 2013 @ 6:02

Ужас. Просто стыдно! И какой уродливый проект!

#5 Comment By key On Вторник, Апрель 2, 2013 @ 12:41

Может кому интересно, 6 числа Хуснуллин должен встречу проводить с жителями ЦАО, в 12-00 на Марксисткой 24, по градостроительному развития округа [13] , я пока не в одном округе не слышала, что б выступали градозащитники с вопросами..

#6 Comment By Москвич On Среда, Апрель 3, 2013 @ 1:55

Хождение по граблям — любимое развлечение московских (и российских) властей.

P.S. График встреч Хуснуллина — [14]

#7 Comment By Анна On Четверг, Апрель 4, 2013 @ 22:00

В данной статье очень много неправды !!!Зал не на 1200 мест а всего на 230 .Здание которое так рьяно охраняют почти всё сгнило и не подлежит восстановлению.А в новом проекте его фасад будет сохранён.

#8 Comment By elenavar On Пятница, Апрель 5, 2013 @ 7:55

Налицо конфликт формы и содержания, здание несуразное, а ветхие памятники культуры надо не сносить, говоря на всё «Хлам»,а
возрождать.

#9 Comment By нарниец On Суббота, Апрель 6, 2013 @ 2:58

«Русский» «духовный» театр …, авторский проект режиссера и сценариста и его супруги, также актрисы существует с 1989 года… Хватит уже!!! Какие-то плюгавые компашки любой дом займут, а потом требуют его сноса и обезображивания всего вокруг и подавай им стройку «новой сцены» — у них видите ли «театр»!!! Так и опять случилось на Ордынке с компашкой под названием «Глас». У этих «театралов» нет силёнок войти в историю как выдающихся, даже просто рядовых театральных деятелей, так они решили войти в неё как опозорившиеся вандалы!

#10 Comment By Куракина On Воскресенье, Апрель 7, 2013 @ 11:03

Культурой и не пахнет, так — якобы что-то «духовное»

#11 Comment By Анна On Понедельник, Апрель 8, 2013 @ 0:22

Откуда столько негатива в комментариях такое чувство что это личные счёты)

#12 Comment By Павел On Понедельник, Апрель 8, 2013 @ 23:39

Театру действительно нужны все эти новые строения для развития искусства, старый зал не вмещает всех желающих, и совсем нет заинтересованного инвестора?

#13 Comment By Юрий Воробьёв. On Понедельник, Апрель 15, 2013 @ 23:34

Какая ложь и сколько ненависти ко всему, что истинно русское. Стоит только русским людям создать что-нибудь ценное, раскрывающее их духовное богатство, то что и называется культурой, как вороньё откуда ни возьмись начинает каркать. Сейчас демократия и можно всё оплевать и обгадить, — так думают они. Эта статья не о защите Старой Москвы, а о разрушении её. Отнимут у театра «Глас» землю, построят гадость и будут бить в ладоши. Бьются люди за землю в Москве, а не за Москву, и готовы за эту землю уничтожить даже маленький росток культуры в наше бескультурье. В статье ложь, так как она защищает старый дом, стоящий не на фундаменте, а на земле. Его невозможно сохранить, кроме как если только фасад. Второй этаж деревянный и уже прогнил. Предлагают проект не на 1200 мест, а всего на 250. Из-за одного этого понятно о чём сыр-бор. Театр не может отстроиться уже 15 лет, потому что слишком много желающих занять это место. Если не будет театра, то завтра вы можете увидеть или гаражи, как уже планировали, или очередной отель, или офис торгашеской фирмы. Вот и культурная столица — Москва! Прежде чем писать комментарии необходимо прежде узнать суть проблемы и сходить в театр «Глас» на спектакли. Тогда человек по-настоящему разумный, сможет обрести и свою живую душу. А в нынешнее время живые мертвецы всех мастей с ненавистью гадят на хорошее, светлое, чистое. Сами гниёте, а другим жить не даёте. Не дадим Москву на поругание! Защитим Русский духовный театр «Глас»!

#14 Comment By нарниец On Среда, Апрель 17, 2013 @ 1:42

Юрий Воробьёв! Существуют серьёзные сомнения, что план реконструкции этого дома на Малой Ордынке можно назвать «ценным», «раскрывающим духовное богатство», «тем, что и называется культурой», «ростком культуры», «истинно русским» (последнее — т.е. именовать очередной вандальный проект в центре столицы России как нечто «истинно русское» ещё и тянет на оскорбление на национальной почве и вообще на экстремизм). Особенно удивляет, что Вы аппелируете не ко словам «дом», «здание» или даже на худой конец не ко слову «недвижимость», а к слову «земля»: «…Отнимут у театра «Глас» землю…», «…Бьются люди за землю…», «…В статье ложь, так как она защищает старый дом, стоящий не на фундаменте, а на земле…» Т.е. Вы даже не воспринимаете данный (а, может, и не только данный) дом как таковой, но воспринимаете исключительно «землю», участок под ним. Как следствие сам же дом Вам кажется ненужным нагромождением, мешающим осваивать «землю», участок да ещё и в самом центре Москвы. Особенно интересен с точки зрения изучения «развития мысли» и причинно-следственных связей в человеческой психике (от греческого «психе» — «душа») тезис «В статье ложь, так как она защищает старый дом, стоящий не на фундаменте, а на земле» (вспомним о примате понятия «земля», в значении участок в Вашей речи; о том, что домов без фундамента не существует и том, что дом должен стоять на земле скажет любой строитель); выходит «в статье ложь, так как она защищает старый дом», откуда антитеза: «в статье правда, так как она не защищает старый дом». И это Вы называете «Русской духовностью»?!! Да как же так можно!!! КАК ЖЕ ТАК МОЖНО ОСКОРБЛЯТЬ РУССКИЙ НАРОД!!!

#15 Comment By нарниец On Среда, Апрель 17, 2013 @ 1:45

Юрий Воробьёв, извинитесь и возьмите все свои слова обратно!!!