- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Архитектурные ценности ЗИЛа. Продолжение.

07_Tool [1]

Сайт АН продолжает публикацию исследований специалиста по промышленной архитектуре России ХХ века, преподавателя МАрхИ Маргариты Бассе об ансамбле московского Завода имени Лихачева. Мы начали с уникального Литейного цеха [2], образующего вместе со зданием Заводоуправления и Модельным цехом знакомую нам ленту фасадов вдоль Третьего транспортного кольца. С другой стороны советской проходной ее продолжает Инструментальный цех, строительство которого было завершено до начала Великой отечественной войны.

Инструментальный цех - Корпус 7 [3]

Маргарита Бассе

Инструментальный цех ЗИЛа. Историко-архитектурная справка.

Инструментальный корпус был возведен в ходе реализации проекта второй реконструкции территории ЗИС в 1934 году. Над проектом работали специалисты проектного института Промстойпроект, главный инженер Волчегорский М.С., главный архитектор Титов М.М., автор архитектурного оформления Попов Е.М. (мастерская №1 НКТП).

[4]

Рис. 1. Проект расширения ЗИС. Фрагмент ГП. Инструментальный цех. 1934 г.

Здание цеха, построенное в 1934 году, является характерным примером многопролетного здания с повторяющимися пролетами. На Автозаводскую улицу обращена пятиэтажная административно-бытовая часть здания. В средней части перпендикулярно расположены повторяющиеся пролеты по 12 метров основного производственного назначения. Замыкают композицию продольные пролеты: 14 метровый с крановым оборудованием и пролет 7,5 метров для подсобных помещений.

[5]

Рис. 2. Инструментальный цех. План кровли. 1934 г.

Особо интересно решение конструкций повторяющихся пролетов основного производственного назначения. 12-метровые пролеты формировались с применением Т-образных железобетонных колонн и металлическими конструкциями светоаэрационных трапециевидных фонарей. Система открывания створок фонарей, заимствованная из американской практики промышленного строительства, обеспечивала оптимальные условия проветривания в рабочих зонах без дополнительных энергозатрат. Использование легких металлических конструкций фонарей позволяло добиться максимальной освещенности рабочих зон естественным светом.

[6]

Рис. 3. Инструментальный цех. Разрез продольный. 1934 г.

Такое конструктивное решение холодных цехов получило широкое распространение благодаря своей конструктивной простоте и эффективности как на территории ЗИС, так и на некоторых других заводах этого периода (например, ГАЗ).

[7]

Рис. 4. Механосборочный цех ЗИЛ. 1950-е гг.

Замыкающий продольный пролет покрыт фонарем типа «баттерфляй», по высоте превосходит основные пролеты. Образ цеха построен на динамичном силуэте, контрасте высоких продольных частей здания и более низких центральных пролетах.

[8]

Рис. 5. Инструментальный цех. Разрез поперечный. 1934 г.

Архитектура и наружная отделка цеха решена в едином стиле с литейной №1. Симметричные пилоны цехов формируют акцент и обрамляют въезд на территорию, ведущий на центральную заводскую аллею.

[9]

Рис. 6. Проект расширения ЗИС. Перспектива со стороны Автозаводской улицы. 1934 г.

А теперь перейдем к цехам, образующим ансамбль Главной аллеи завода.

Ремонтно-механический и рессорно-пружинный цехи ЗИЛа. Историко-архитектурная справка.

Ремонтно-механический цех [10]

Ремонтно-механический цех ЗИЛа был сооружен в 1939 году в рамках реализации проекта второй реконструкции и расширения территории ЗИС. Проект был разработан в проектном институте Промстройпроект в период с 1934 по 1937 годы, главный инженер Волчегорский М.С., главный архитектор Титов М.М., автор архитектурного оформления Попов Е.М. (мастерская №1 НКТП).

Здание цеха представляет собой многопролетное здание с повторяющимися пролетами. Пролеты основных производственных помещений покрыты продольными светоаэрационными трапециевидными фонарями. Вдоль основных пролетов по обеим сторонам здания имеются пролеты вспомогательного назначения без верхнего освещения.

Бытовые помещения размещены в многоэтажной пристройке, выходящей на главную заводскую аллею.

Конструктивное решение основных производственных пролетов является примером удачной комбинации различных типов конструкций. Основные стойки выполнены в железобетоне, несут крановые балки. Фермы покрытия и конструкции светоаэрационных фонарей выполнены из металла. Применение металла для верхнего пояса конструкций обеспечивает визуальную легкость при восприятии внутреннего пространства цеха и равномерную освещенность рабочих зон.

[11]

Рис. 1. Конструктивный разрез. (Аналог конструкции ремонтно-механического цеха ЗИЛа). 1936 г.

[12]

[13]

Рис. 2. Ремонтно-механический цех. Интерьер основных производственных помещений. Современное состояние.

Другим примером применения комбинированных конструкций является Рессорно-пружинный цех ЗИЛа, строительство которого было запланировано и начато в довоенные годы, завершено в 1950 году.

[14]

Рис. 3. Проект расширения ЗИС. Фрагмент ГП. Рессорный цех. 1936 г.

Это здание с четырьмя основными производственными пролетами, два боковых покрыты трапециевидными продольными светоаэрационными фонарями, два центральных вместе покрыты крупным продольным фонарем типа «понд» (М-образным). Размещение фонаря «понд» в створе двух пролетов определяет его значительные габариты и достаточную кратность естественной вентиляции. Такие фонари получили широкое распространение в горячих цехах в довоенный период.

[15]

Рис. 4. Рессорно-пружинный цех. Светоаэрационный фонарь типа «понд» (М-образный). Современное состояние.

[16]

Рис. 5. Рессорно-пружинный цех. Трапециевидный светоаэрационный фонарь. Современное состояние.

Продолжение следует…