- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Третьяковско-Троянская галерея

Будущий корпус ГТГ. Архитектурная мастерская SPEECH. Авторы проекта Чобан С., Членов И.; ведущий архитектор Дигилева М.; визуализаторы Злобина Н., Захаров А. [1]

Константин Михайлов

Недавно Владимиру Путину пришлось оценивать архитектурный проект. К нему на прием пришел министр культуры Владимир Мединский, от отчета о повышении зарплат в подведомственной сфере министр несколько неожиданно перешел к строительству комплекса новых зданий Третьяковской галереи в Замоскворечье. Называя московский Водоотводный канал на питерский манер — Обводным, министр, как можно судить по фотоленте президентского сайта, показал президенту несколько перспективных видов нового музейного комплекса. Владимир Путин не произнес, как это делалось при сходных обстоятельствах в стародавние времена, заветных слов «Быть по сему», ограничившись простой оценкой: «Красиво».

Фото М.Климентьев, ИТАР-ТАСС [2]

Президент, вероятно, в этом впечатлении не одинок, поскольку показанное ему проектное решение было в июле признано победителем закрытого архитектурного конкурса, итоги которого подводил Градостроительный совет Москвы. Конкурс этот был, что не совсем ординарно, объявлен не на здание, а на фасады здания, само же здание было спроектировано еще несколько лет назад «Моспроектом-4» под руководством Андрея Бокова, главы российского Союза архитекторов. Боков спроектировал, конечно, и фасады, спроектировал в «русском» стиле, подчеркивающем преемственность с васнецовским фасадом старой Третьяковской галереи.

Предпроектное предложение второй очереди Государственной Третьяковской галереи, ГУП МНИИП «Моспроект-4». Источник - slon.ru, 2012 [3]

Но в нынешней архитектурной Москве стилизации, как, впрочем, и вообще какой бы то ни было учет исторического контекста, считаются чуть ли не моветоном. В моде современная, как считают ее производители, архитектура, отчего и решено было проектировать фасады заново. Результатом стали стены, на которых окна изображают картинные рамы. Как объяснял министр культуры президенту, «эти окна, такие нестандартные, — на самом деле картины, и ночью будет светиться картина, которая находится в собрании Третьяковской галереи. По сути это будет реклама».

Этот постмодернистский коллаж на тему единства архитектуры и живописи, или, если угодно, единства формы (экстерьера) и содержания (интерьера) новой Третьяковской галереи, должен выходить на Кадашевскую набережную. То есть он обращен лицом к Кремлю и представляет собой новый парадный фасад исторического Замоскворечья.

Нельзя быть уверенным, что Владимиру Путину кто-нибудь рассказывал в подробностях всю длинную и запутанную предысторию этого проекта начиная со старинной уже идеи Юрия Лужкова о том, что Третьяковка должна зачем-то непременно «выйти к воде».

Министр культуры, согласно стенограмме на президентском сайте [4], пояснил президенту, что Российская Федерация, город и музей очень долго «ни о чем договориться не могли», а теперь «мы максимально решительно за это взялись и, как вы поручали, вышли на решение».

Будущий корпус ГТГ. Архитектурная мастерская SPEECH. Авторы проекта Чобан С., Членов И.; ведущий архитектор Дигилева М.; визуализаторы Злобина Н., Захаров А. [5]

Следовательно, Владимиру Путину и незачем было вдаваться в подробности. Ему показали красивый проект, да еще и рассказали, что по нему имеется полное и общее согласие всех участников процесса.
Собственно, у меня нет даже тени мысли, что Владимир Мединский при этом рассказе приукрашивал реальность или пытался выдать желаемое за действительное. Более того, у него наверняка были и есть все основания полагать, что Российская Федерация (в лице Министерства культуры), музей и город с этим проектом согласны. Если, конечно, ставить знак равенства между городом и городскими властями.

А если не ставить, то город по большому счету пока никто не спрашивал. И дело даже не в том, что проект не вызвал большого восторга у многих архитектурных критиков и архитекторов. Мнений может быть много, но есть еще реалии исторического города и требования закона к проектированию и строительству в нем.

Кадашевская набережная, которую исследователи исторической Москвы издавна считали обращенным к Кремлю фасадом заповедного Замоскворечья, — место несчастное. Именно здесь в середине 1990-х начались градостроительные эксперименты мэра Юрия Лужкова, происходившие в полном соответствии с его трактовкой законов об охране исторических памятников. По распоряжению, подписанному Лужковым, в 1994 году был снесен состоявший на государственной охране как памятник истории и культуры дом № 12 по Кадашевской набережной. Городская прокуратура тогда даже направила в адрес мэра представление об устранении нарушений закона, но ответом стал снос купеческих особняков XVIII века на обоих углах Лаврушинского переулка.

Снос Хлудовской артели, 2010 год [6]

Погром исторической Кадашевской набережной был продолжен при Сергее Собянине — в декабре 2010 года было снесено здание Хлудовской артели (дом № 10), по которому имелся уже акт государственной историко-культурной экспертизы о признании его объектом культурного наследия. Все это было расчисткой стройплощадки под новую Третьяковку.

Линия застройки Кадашевской набережной между тем входит в охранную зону Московского Кремля — памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория будущей стройки также находится в объединенной охранной зоне. А охранные зоны — не место для постмодернистских экспериментов.
По закону, на территории охранных зон новое строительство запрещено, возможна только «регенерация», то есть восстановление утраченных элементов исторической среды. Не точное воспроизведение старой застройки во всех деталях, но соблюдение ее основных параметров — высотности, плотности, композиции, планировки и т. п. Даже беглое сравнение старых фотографий Кадашевской набережной и лежащих за нею кварталов с проектными эскизами дает понять, что «новая Третьяковка» — что с фасадами «псевдорусскими», что с фасадами «модернистскими» — не имеет ничего общего с прежним обликом этого фрагмента Замоскворечья. Какие фасады сюда не приделывай, абсолютно ясно, что огромное и массивное здание, занимающее целый квартал и ниспадающее какими-то террасами от Малого Толмачевского переулка к Лаврушинскому, никак не может считаться восстановлением исчезнувших разнообразных купеческих особняков и усадеб.

Вид на Хлудовскую артель [7]

Проект «новой Третьяковки» не был представлен на обсуждение специалистов по охране культурного наследия, не был вынесен на рассмотрение Федерального научно-методического совета Министерства культуры. С учетом того, что градостроительная политика в Москве уже несколько лет находится в фокусе пристального общественного внимания, этот проект можно сравнить с весьма своеобразным троянским конем, во чреве которого таятся будущие разбирательства, протесты и дискуссии.

Собственно говоря, они уже начались. Буквально накануне того дня, когда ведуты «Обводного канала» были продемонстрированы Владимиру Путину, проект «новой Третьяковки» обсуждался на Совете по градостроительному развитию Москвы Союза московских архитекторов».

Протокол заседания содержит неутешительный диагноз: «Варианты фасадов проектируемой новой части Третьяковской галереи во всех проектах — призерах конкурса не соответствуют градостроительным ограничениям, установленным законом для зон охраны объектов культурного наследия. Они не увязаны с окружающей исторической застройкой Кадашевской слободы, не отвечают ритму и масштабу членений основных объемов, морфологии планировочной организации заповедной территории… Программы развития музейных комплексов необходимо откорректировать в соответствии с требованиями охранного режима исходя из реального потенциала исторического места, без опасности его искажения».

Мне могут возразить, что все это вряд ли перевесит одно-единственное слово «красиво», коль скоро его произнес Владимир Путин. Но эстетическая оценка проекта и оценка законности его реализации в конкретном месте — из разных опер.
И если выяснится, что воплощение эстетических красот в жизнь невозможно без нарушения законов — это будет вопрос отнюдь не к Владимиру Путину. А к тем, кто все эти красоты задумал, спроектировал, объявил победителями конкурса и положил к нему на стол.

Норман Фостер представляет проект Музейного городка Д.Медведеву [8]

Удивительно, как упорно и настойчиво авторы красот не извлекают уроков из совсем недавней истории. Примерно по тому же сценарию пытались претворить в жизнь «проект развития» Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Его точно так же, не утруждая себя обсуждениями с экспертами и общественностью, заказали знаменитому британцу Норману Фостеру и, минуя всевозможные советы и ученые коллегии, представили Дмитрию Медведеву как главе Попечительского совета музея. Магические стеклянные кристаллы Фостера, видимо, также показались Медведеву красивыми, и концепция была одобрена.

Несостоявшийся "пятилистник" Фостера [9]

Когда Дмитрий Медведев занял президентское кресло, вышло соответствующее постановление правительства РФ, расписаны были деньги и сроки. Однако вид стеклянных параллелепипедов и пирамид в заповедных кварталах Волхонки привел экспертов в неподдельный ужас, к тому же выяснилось, что пресловутый «пятилистник» (выставочный комплекс) должен быть построен на территории объекта культурного наследия, что напрямую запрещено законом и т. д. Было объявлено общественное обсуждение, проект раскритиковали в Общественной палате и на Федеральном научно-методическом совете Министерства культуры. Результат — ничего не построено до сих пор, проект корректируется, а Владимир Мединский совершенно справедливо заявляет [10]: «Все, что нарисовал Фостер, было нарисовано совершенно без учета режима охранных зон. Это никогда не может быть согласовано ни с кем, потому что предполагает переделку всей центральной части Москвы… Мы должны ценить старину в хорошем смысле слова и чудом сохранившиеся ее кусочки, которые есть на Волхонке».

В этой прекрасной формуле можно заменить имя Нормана Фостера вывеской архитектурного бюро Speech, а Волхонку — Кадашевской слободой, и она останется абсолютно верной. Непонятно только одно — почему для ее подтверждения требуется участие Владимира Путина.

Оригинал опубликован на Газета.ru [11]

16 Comments (Open | Close)

16 Comments To "Третьяковско-Троянская галерея"

#1 Comment By Елена On Среда, Сентябрь 25, 2013 @ 13:01

Уважаемые граждане, руководители, директора, проектировщики и лобисты! Ради бога, не уродуйте новыми модернистскими строениями этот небольшой клочок земли. Главное здание музея и его окружение — это сейчас одно из очень приятных и симпатичных мест в Москве. Как площадь, на которую выходит фасад здания, так и его задворки вместе с музеем Рериха и пр. — это уже сложившаяся архитектурная среда, очень приемлемая и привлекательная для Москвы. Не дай бог, если кому-то вздумается осовременить новыми стекляшками хоть сколько-то метров этой территории. Если специалисты говорят, что бензоколонка имеет ценность, значит оставьте ее в покое. Уверена, что увеличить площадь музейных владений без строительства нового концертного зала и прочих помещений возможно при подходе к делу с умом. Не нужно музею ничего лишнего. Расширить гардероб, библиотеку и чего-то там еще вполне реально без новых модерновых строений. И с институтом философии, наверняка, можно будет договориться полюбовно, если предложить ему достойную альтернативу в хорошем месте. Такое в Москве найдётся. Только достойное, без ущемления интересов самого института. Не на задворках цивилизации, как у нас это бывает, лишь бы вышвырнуть куда-нибудь, а просто в другом месте, на которое институт согласится. Там работают нормальные люди, по-человечески можно договориться всегда. Москва — город большой, и в центре тоже найдется место для института.

Не соглашусь я с автором статьи в том, что за последние два года стало сложнее нарушать правила и нормы. НЕ ПРАВДА. Дом князей Болконских 18 века и особняк Гагариных (Ново — Екатерининская больница) тоже 18 века тому пример. Вопреки закону и всяким нормам и правилам, вопреки сопротивлению общественности, эти жемчужины старой Москвы уничтожают прямо сейчас. И очень скоро мы получим новый Дворец Съездов на территории старинной застройки в районе Успенского переулка и новое 4-х этажное здание вместо двухэтажного исторического особняка.

#2 Comment By Елена On Среда, Сентябрь 25, 2013 @ 13:06

Извиняюсь, последний мой абзац о сложности нарушать правила и нормы относился к другой статье, нечаянно я его переместила сюда.

#3 Comment By еlenavar On Среда, Сентябрь 25, 2013 @ 17:34

Учудили.

#4 Comment By нарниец On Четверг, Сентябрь 26, 2013 @ 3:24

«…Город по большому счету пока никто не спрашивал…» это правда, и так всегда (!!!), но в случае с Кадашевской наб. город практически ничего и не слышал о ситуации и, более того, в основной своей массе весьма расплывчато представляет себе что есть сама Кадашевская набережная. Относительно сути вопроса надо вообще побольше просвещать и информировать население (которое сейчас помещено во всё сужающийся информационный вакуум). Очень хорошо, что автор статьи несколько дней назад выступил по данной теме в эфире Радио России, но это был только московский блок, слышный исключительно «по проводу» (от проводного радио многие отключились). Выступайте ещё! Доносите информацию по данному вопросу до как можно бОльших масс населения!

#5 Comment By нарниец On Четверг, Сентябрь 26, 2013 @ 3:54

Относительно погрома Кадашевской набережной: дело в том, что московский аппарат в своих наивысших проявлениях/творческо-эмоциональных подъёмах ВСЕГДА (т.е. последние лет25) не скрывал, вернее, ОТКРЫТО ПОСТУЛИРОВАЛ, что наинасущнейшей сутью своего существования видит ПОЛНЫЙ СНОС, ПОЛНУЮ ЗАМЕНУ 100% ВСЕГО, что УЖЕ БЫЛО ДО «окончательного» утверждения ЕГО (аппарата) СИСТЕМЫ (т.е. до 91-92гг. — времени создания такой знаковой для мос.аппарата вещи как деление междупрефектурами); таковым образом, исходя из таких целеполаганий, и «развивается» «судьба» Кадашевской наб. и Замоскворечья; есть задача — уничтожить/стереть её прежнюю (до «сиюэпошную») и загородит напрочь панораму на Замоскворечье (уничтожаются дома/объекты, знаменитые/известные по краеведческим и пр. книгам, новоделом рук московского аппарата закрывается вид всего, что там позади (пока не успели снести).
Выполнение сносного кредо мос.аппарата уже уничтожило экономику Москвы (ничего нет, кроме индустрии сноса), а «Правительство Москвы», словно старый наркоман за шприцом вновь, кажется на последнем издыхании, тянется за сносами. Уже (вновь, как в декабре 2007!!!) объявлено, что в ближайшие годы планируется претворить в жизнь «социальную» программу сноса ВСЕХ домов 70-80-х гг (!!!), так чтобы осталась сплошная только «лужковская» засройка. Эту огонию безумия мос.аппарата давно пора прекратить! А то сноснОе «обновление коснётся уже ВСЕХ!!!

#6 Comment By нарниец On Четверг, Сентябрь 26, 2013 @ 4:25

Елена, извините за небольшое уточнение: не «стекляшки», а пласмасски (стекло является для нынешних «творцов» московского «строительского» истэблишмента объектом неприемлемым; тенденция «обесстекливания» отчётливо проявилась ещё в передовицах кон.70-х-нач.80-х, когда кем-то был брошен клич отрицания светлой архитектуры предыдущ.2-х десятилетий; позорной вершины (вершины ли?) отрицание стекла достигло в нынешние годы, когда на Воздвиженке на месте Военторга появился корпус с нарисованными окнами (или ещё хуже — такой же, но видный издали, — с противоположной стороны Арбатской площади — знаменитый дом с нарисованным фасадом, на который водят посмотреть для ужаса), а пользователи помещений магазинов в спальных районах замазывают витрины, т.к. (по их словам) «украсить» витрину просили в управе»). За последние полтора десятилетия в Москве не было построено НИ ОДНОГО стеклянного здания — в прямую противоположность подлинным шедеврам московской архитектуры 1920-х-1970-х. Нынче всё только лишь глухие стены (в лучш.случае), либо нарисованные фасады, как у корпуса на месте Военторга. И НИЧЕГО стеклянного не планируется — только плассмаски. В обсуждаемом случае — то же.
«…модерновые строения…» — извиняюсь за поправку, «модерновый», скорее всего, будет интерпретировано, как нечто, относящееся к стилю модерн. Вы, естественно, имели в виду совсем иное. Потому лично я считаю неприемлемым употребление слов «модерновый», «модернистский» (значение последнего термина остаётся в последнее время нераскрытым, но слово у нас сейчас бытует массово и совершенно не к месту (как это представляется при более детальном раскрытии истории сего термина)

#7 Comment By Ludmila Makarova On Четверг, Сентябрь 26, 2013 @ 15:07

Такими красивыми домиками застроены тёплые города.  Обитаемая крыша. Там может сушиться бельё. И есть, куда поставить солнечные батареи.

Меня пригласили принять участие в знакомстве с работами студентов, которые пофантазировали на тему фасадов нового здания Третьяковской Галереи. Работ было много. И — не только студенческие. Правда, не было ни одной работы известных архитекторов. Все они отказались участвовать в, как они посчитали, сомнительном мероприятии. 

Дело в том, что проект уже сделан, строительство идёт полным ходом. Есть и автор, уважаемый архитектор. 

Директор галереи решила понять, правильно ли сделан выбор решения.  Создалась невиданная ситуация. Конкурс на идею фасада — когда проект уже выполнен. 

Домик на картинке — и есть новое слово, новый образ, который будет теперь,  по результату «конкурса», возможно, ассоциироваться у нас с историей самой знаменитой картинной галереи в Москве.  

Идея создана в архитектурном бюро главного архитектора Москвы.  

А вчера, гуляя по Казани, наткнулась на багетный магазин с небольшой художественной выставкой. Огромные окна, затянутые «картинами», кажется стали самым остроумным решением культуры современных магазинов. Жаль, если мы позволим такому подходу обесценить значимый уголок Москвы.

#8 Comment By Алена On Четверг, Сентябрь 26, 2013 @ 16:47

[12]
А вот еще один фасад Авторов Фасадов Обновленной Пешеходной Москвы.

#9 Comment By Реставратор On Понедельник, Сентябрь 30, 2013 @ 18:04

Первое впечатление, что участники конкурса все же, в спешке, перепутали адрес участка. Представленные фасады всерьез можно рассматривать как предложения по долгожданной реконструкции филиала Третьяковки на Крымском валу. И рассуждать о наиболее подходящем варианте фасада в развертке Крымской набережной, по соседству с Президент-отелем и памятником Петру. Тогда найдут объяснение масштаб и монотонность, применение медиа-фасада. А иначе кому предлагается транслировать изображения картин, на узких улочках центра Москвы? Есть и научное обоснование результатов конкурса. Кропотливо вычерчивая вручную развертки улиц с деталями застройки, не только волей-неволей думаешь о проекте, но и как говорят врачи, в результате мелкой моторики, улучшается мозговая деятельность. А сидя за компьютером эта деятельность притупляется. Медицинский факт.

#10 Comment By Реставратор On Понедельник, Сентябрь 30, 2013 @ 18:08

Итоги выставки показали не предложения по фасадным решениям. Итогом конкурса стало надругательство не только над авторским проектом, над центром Столицы, это над ругательство над Уважением к Труду Архитектора!
Конкурс показал: зачем пахать над проектом годами — можно за месяц нарисовать что угодно, и один из проектов-финалистов обязательно будет реализован! Такая публичная «порка» мастеров архитектуры: вы годами ничего путного сделать не могли , а мы сегодня все проблемы за месяц решаем!

#11 Comment By Ирина On Понедельник, Сентябрь 30, 2013 @ 19:34

Надо строить в едином архитектурном стиле,Москва и так изуродована безвкусными стекляшками типа ТЦ «Европейский» и ему подобных.Архитекторы 19-20в.оставили нам Величайшее Наследие от небольших особняков до дворцов,Это были- Архитекторы с Большой Буквы,у «теперешних» вместо МЫСЛЕЙ В МОЗГАХ _БЫСТРЫЕ ДЕНЬГИ.Противно и печально, что так портят Великий ГОРОД.

#12 Comment By Елена On Пятница, Октябрь 4, 2013 @ 2:05

Я извиняюсь, но самый первый комментарий, попал сюда случайно. Он относится к Пушкинскому музею, а не к Третьяковке. Сама не поняла, как он оказался здесь. Надеюсь, вы догадались, что музей Рериха, бензоколонка… — это всё не Замоскворечье. Очень странно, но произошёл какой-то сбой в компьютере. Надеюсь, вы догадались.

#13 Comment By нарниец On Пятница, Октябрь 4, 2013 @ 3:02

Ирине, оставившей сообщение 2013-09-30 19:34:00: Ну вот опять «стекляшка». Ирина, ГДЕ Вы там (ТЦ «Европейский») видели стекло? Одни пласмасски

#14 Comment By нарниец On Пятница, Октябрь 4, 2013 @ 3:10

«Реставратору», оставившему сообщение 2013-09-30: «Долгожданная реконструкция филиала Третьяковки на Крымском валу»??? Это для КОГО ещё «долгожданная»?!! Для вандалов, чтоль? И ещё пишете: «Итогом конкурса стало надругательство…над авторским проектом…надругательство над Уважением к Труду Архитектора». Я лично (и не только я) вообще и предыдущий («авторский»?) проект «Трудом Архитектора» (тем более, с больших букв) не считаю. Ибо Труд Архитектора — это, например, Дом Мельникова. А Вы, простите, к упомянутому Вами «авторскому» пр-ту отношение не имеете?

#15 Comment By Реставратор On Суббота, Октябрь 5, 2013 @ 19:48

«Нарнийцу»: «долгожданная» в смысле «ожидаемая»;
В проекте Третьяковки участия не принимал, однако
По каким критериям предлагаете сравнивать Дом Мельникова с Казанским вокзалом?

#16 Comment By нарниец On Суббота, Октябрь 5, 2013 @ 23:15

«Реставратору»: называете боковский пр-т Казанским воксалом? И, стало быть, под какой тренд бьёте?