Заговор насекомых

0_8e3f3_7246c16d_XL

Александр Можаев

Опубликовано Вести.ру

Последние пару лет Александровский сад регулярно подвергается всякого рода улучшениям, и с каждым разом логика его улучшителей становится всё более странной. В этом году парк обрел один новый и один «старый новый» памятник. Подробности преображений сада дают широкий творческий простор любителям конспирологических теорий.


7856872_original

Для начала по сторонам Кутафьей башни (памятник ЮНЕСКО) были построены нарядные пластмассовые КПП, закрывшие её боковые фасады. КПП вещь, что ни говори, практичная – если принимать во внимание, что Московский Кремль по сию пору носит гордое звание «крупнейшей действующей крепости Европы». В общем, это понять по-человечески можно.

7856107_original

Дальше больше: осенью 2012-го в саду была вырублена липовая аллея, посаженная к 800-летию Москвы. Эта история имела гораздо больший резонанс, потому что Александровский парк – одно из самых общих общественных мест столицы. И когда некие федеральные службы берутся его корректировать, не считая нужным даже сообщить москвичам о своих планах, это, как бы сказать, настораживает. А отсутствие видимого практического смысла и вовсе пугает – в народе тут же пошли разговоры о том, что действующей крепости необходима простреливаемая эспланада, значит, рубят оттого, что ждут неприятеля. По этой логике, нелепый густой ельник, насаженный в те же дни вдоль кремлевской стены в Среднем Александровском саду, должен играть роль маскировки. Несмотря на идиотизм обеих теорий, опровергнуть их непросто, потому что иного смысла (даже в рамках практики «освоения сумм») в глумлении над знаменитым садом не наблюдается.

EC679811-5EA1-4042-9CB3-419A9DF767D9_mw1024_n_s

 

В мае этого года сад был, условно говоря, украшен памятником патриарху Гермогену. Место для памятника было указано сверху ещё до начала конкурса. Почему именно это — аккурат напротив фонтана с конями и выпускницами, поперек классической оси меж воротами и гротом – никто не знает. Победитель конкурса профессор Салават Щербаков, похоже, и не пытался справиться со сложностью назначенной площадки. Мы обсуждали памятник Гермогену с другим скульптором, Николаем Аввакумовым, стараясь предельно абстрагироваться от собственных «нравится – не нравится». Николай долго перечислял совершенно очевидные проколы: «Как известно, произведение искусства судят согласно законам, по которым оно создано. Этот памятник – фасадная композиция, которая рассчитана на восприятие с одной стороны. Стоит, при этом, в центре клумбы с круговым обзором, лицом к «яме» у подземного перехода, спиной к центральной аллее». И так далее.

8026_360

Кроме того, крайне пафосный Гермоген оказался в компании церетелиевских зверюшек с одной стороны, а с другой – мыслителей-социалистов, чьи имена выбиты на ленинском обелиске у грота. О том, чтобы подвинуть любимое народом произведение «нашего везде» не может быть речи, а вот обелиск явно мозолит глаза. Мнение Галины Ананьиной, должность которой на сайте фонда постановки памятника Гермогену означена как «самая главная»: «Конечно, можно было бы не поднимать этот вопрос, но раз уж установлен памятник Патриарху, приведшему саму династию Романовых на трон, то может ли он оставаться с Марксом, Плехановым, вот со всем этим…?»

0_8abd5_e5105b9c_XL

Мнения мнениями, но обелиск, установленный в 1914-м и творчески переработанный в 1918 году по указу Ленина, действительно исчез 30 июня сего года. Задним числом руководитель пресс-службы Управления делами президента Виктор Хреков разъяснил, что обелиск-де был крив и угрожал падением, потому резко демонтирован. А также обещал, что вскоре обелиск вернется на место в том же виде.

16_

Напомню историю этого монумента: едва понаехав в Москву, Владимир Ленин попросил удалить с гранитной поверхности имена тиранов и геральдику поверженного режима, а вместо неё поместить надписи «Р.С.Ф.С.Р.» (возможно, первое появление этой аббревиатуры в граните) и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». А также лично им утвержденный список имен правильных мыслителей, от Кампанеллы и Чернышевского до Маркса и Энгельса. И поскольку «романовская» резная декорация не была удалена полностью, получилось то, что теперь принято называть палимпсестом – странное и многозначительное наслоение смыслов, последний памятник царизма, спрятанный внутри первого монумента советской власти, правда истории как она есть.

0_8e3f4_d96339ba_XL

Стало быть, если кому кажется, что присутствие Чернышевского за спиной Гермогена нежелательно, то есть только два законных способа устранить затруднение. Правильный, оптимальный: сдать означенный палимпсест, сам по себе уникальный исторический памятник, в архив (скажем, в парк Музеон, в гости к Железному Феликсу), а в Александровском саду соорудить точную копию Романовского обелиска. Думаю, против такого решения протестовали бы только самые увлеченные ленинисты. И второй способ, не очень правильный: имитировать сбитые дореволюционные элементы накладными деталями, поскольку восстановить их иначе, не нарушив целостность исторического подлинника, невозможно – это камень.

0_8ee23_97a388f1_XL

Благоустроители выбрали третий вариант, дикий во всех отношениях. Они развернули монумент на 90 градусов (по оси Гермогена, но боком к Аллее городов-героев), стесали напрочь надписи 1918 года (отчего верхняя часть обелиска стала тоньше), а поверх приклеили не то чтобы грубую, а заведомо лживую имитацию «романовского» декора. «Церковный вестник» опубликовал материал, где со слов авторов проекта говорится о том, что декор восстановлен «в полном соответствии с исторической правдой». Снова вранье, потому что Николай Аввакумов подобрал сравнительные фотографии предреволюционного обелиска и его как бы реставрации – полное непопадание! Не тот орел, не тот святой Георгий, не тот шрифт, всё не то. Очевидно, что надписи в оригинале — ручной работы, а в версии Щербакова это компьютерная разметка, посаженная не по краям поля, а отчего-то по центру, притом с грамматическими ошибками (Ъ вместо Ь). Как сказал Николай, «я бы им простил Энгельса, если бы это была честная работа, но я догадываюсь, почему «реставрацией» занимались неучи – у настоящего реставратора никогда рука бы рука не поднялась калечить подлинник».

0_8ee24_2f2e0c30_XL

Статья в «Вестнике» заканчивается словами: «Остается надеяться, что больше никому не придет в голову обтесывать исторический гранит, чтобы написать на нем что-нибудь иное». А почему нет?! Что было дважды, то может быть трижды. Ленин кромсал выстроенный четырьмя годами ранее, с точки зрения того момента художественно посредственный символ прежнего режима (поступить иначе он мог разве что заложив динамиту). Профессор Щербаков прошелся по вполне состоявшемуся, государственно как бы охраняемому памятнику. Так что это не восстановление справедливости, а всё тот же треклятый замкнутый круг русской истории, отказывающейся учиться на своих ошибках.

Untitled-1

…А теперь самое интересное: одновременно, в этом октябре, всплыл скандал с другими обелисками, ровесниками Романовского. Лишь год спустя после 200-летней годовщины Бородинского сражения так называемые блогеры заметили факт подмены — на этот раз уже полной — ряда памятников, поставленных в Бородино в 1912 году (UPD: снесенных или покалеченных после революции, но потом грамотно восстановленных). Вместо прежних монументов —  копии из другого камня, степень попадания в оригинал – ещё меньше, чем в Александровском саду. На сайте госзакупок нашлось подтверждение того, что замена материала была заранее предусмотрена заказом Министерства культуры. Как будто происходит нарочный мухлёж, подмена живой истории коварной фальшивкой — вроде похожей, но в то же время намеренно искаженной, чтоб никто не догадался.

13721_900 copy

Вот как хотите, а я не могу найти этому логических оправданий — ни родное головотяпство, ни забвение профессиональной совести, ни система распилов и откатов здесь ни при чём. Никогда не верил в теорию заговора, но всё чаще вспоминаю цитату из «Людей в черном»: «Юноша, представь себе гигантского таракана с жутким комплексом неполноценности, который шляется по Манхеттену в человечьем обличьи. Что, нравится?»

11_

А если вы не верите, что меж нами бродят переодетые патриотами и реставраторами космические тараканы, то вот вам ещё один сенсационный пасьянс от скульптора Аввакумова. Ровно напротив Романовского обелиска стоит восстановленный после пожара Манеж (номинация «Лучший реализованный проект 2005 года»). Его ампирные фасады не пострадали от огня и нуждались только в ремонте. Но сравнивая старые и новые фотографии, мы вдруг понимаем, что внешний декор был заменен на похожий, но расположенный в ином порядке – лепнина фриза развернута зеркально, филенки дверей поменялись местами. Зачем? А чтоб никто не догадался. Ваше слово, господа конспирологи.

Иллюстрации: hitrovka.livejournal.com, drugoi.livejournal.com, junet.livejournal.com, Lilya Palveleva.

11 комментариев

"Если его кто-то убил... ...как же он потом зашел домой?" Я вам честно признаюсь, я и сама не поняла. Но только я знаю Эдгара, и вот это был не Эдгар. Как будто кто-то надел Эдгара. Вроде костюма... ...костюма из Эдгара.
Нет пределов глупости, помноженной на амбицию и алчность.
Я правильно понимаю, что обитателям Кремля глубоко наплевать на закон №73-ФЗ, на ст. 243 УК РФ и прочие "мелочи" - и они могут творить всё что им вздумается? И если в следующий раз какому-нибудь Кожину захочется снести одну из кремлёвских башен (ну, например, по просьбе престарелых монархистов, чтобы улучшить фон для статуи Гермогена) - это будет безнаказанно проделано???
Очень грустно что уничтожили памятник какому в 2018 году было бы сто лет и заменили его на памятник какой простоял всего четыре года. Надеюсь когда нибудь рестораторы вернут ему сложившийся исторический облик.
Сложно во многом не согласиться с Александром Можаевым. Однако на открытом сегодня памятнике орфографических ошибок уже нет: http://ria.ru/moscow/20131104/974589965.html
Обелиск был уникальным следом эпохи. Чтобы не забывали, что у большевиков очень разные периоды были. И что в 18 году они были больше романтиками, начитавшимися Кампанеллы, Фурье и Сен-Симона. Снос этого памятника облегчает фальсификации истории - без него легче красить всю советскую историю одной краской. А еще обелиск был буквальной реализацией пушкинского пророчества про обломки самовластья.
"Несмотря на идиотизм обеих теорий, опровергнуть их непросто, потому что иного смысла в глумлении над знаменитым садом не наблюдается" -- ну раз иного смысла не наблюдается, то именно этот вариант и остаётся - простреливаемая эспланада.
Оказывается, реконструкция Романовского обелиска - это "уничтожение обманным путем"; а действие, совершенное в 1918 году Лениным - было "творческой переработкой"! Пребывание в Александровском саду аж до 2013 года имен анархистов-социалистов - было очень логично; а возвращение имен Романовых - какая-то "странная логика"! Пытаюсь понять: они верят в сакральность этого камня, который нужно было сохранить любой ценой, независимо от выбитого на нем содержания? Или - это обычная безрефлекторная оппозиционная логика: раз что-то сделал Путин - значит нужно быть против по определению?
Дмитрий Анохин больше года назад   Изменить
Вниманию автора материала Александра Можаева от журналиста ЖМП - ЦВ. Прежде всего, молодой человек, научитесь писать. "у настоящего реставратора никогда рука бы рука не поднялась калечить подлинник». - это что за конструкция? Где вас учили? Во-вторых, по ныне действующим нормам журналистской этики, цитируешь Интернет-издание - поставь гиперссылку. Что, рука отсохнет? В третьих, вы грубо оскорбили меня (для сведения: Ваш покорный слуга - лауреат Премии Союза журналистов РФ "За журналистское мастерство" по итогам 1998г. и Премии Союза журналистов Москвы и мэра Москвы "За лучшие журналистские работы" по итогам 1999г.), назвав мой материал враньем. За это бьют морду, поскольку я за свой базар отвечаю. К Вашим услугам, Можаев - подлец и негодяй: 8 903 17 196 17. Можете с Аввакумовым прийти, если хотите. В-четвертых, это у Вас вранье: новые буквы не приклеены соплями, а вытесаны поверх единого гранитного монолита. Поинтересовались бы, прежде чем садиться за клаву.
Дмитрию Анохину на 2013-11-08 12:16:36 : "новые буквы" (карикатурное изображение надписи и гербов?) именно, что на соплях - потому что прилаживались неискушёнными в искусстве сопляками, и потому что, будучи нарисованными с ТАКИМИ неточностями, вполне могут быть интерпретированы как выражение оскорбления символам российской истории, а потому, скорее всего, не продержатся долго. Помяните моё слово: года через 1,5-2,5 кто-нибудь подаст иск в суд с требованием "исправить" несчастный обелиск на вариант 1913г., поскольку вариант 2013г. назовёт оскорбляющими патриотические чувства и суд постановит "реставрировать" Романовский обелиск; обелиск заберут "на реставрацию", где он будет пылиться какое-то время, пока не спохватится общественность и тогда его найдут в каком-нибудь музее на временном хранении; место же в Александровском саду будет "пустовать": временно будет занято паркоматом или каким-нибудь банкоматом - иными словами, чем-нибудь СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫМ, а потом и вовсе чем-нибудь капитальным; так будет затёрта память о сегодняшнем скандальном позоре.
Александру Можаеву СПАСИБО за правдивую и очень меткую статью. Так держать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *