- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Выставка достижений народной хитрости

Площадь Колхозов на ВДНХ [1]

Константин Михайлов

Под конец года случились два события, по которым можно спрогнозировать судьбу Всероссийского выставочного центра (бывшего ВДНХ СССР). Московские власти начали «инвентаризацию территории». А в Минкульт представили проект будущего выставки, каким его видят непосредственные руководители ГАО «ВВЦ». 

На секцию по наследию советского периода Федерального научно-методического совета Минкультуры России (ФНМС) был вынесен проект градостроительных режимов и регламентов на территории ВВЦ.

Это был далеко не первый подход к теме будущего ВВЦ. В минувшие полтора десятилетия городские власти неоднократно принимали решения о развитии выставки, а ее дирекция столь же исправно разрабатывала концепции этого развития.

Лейтмотивом менявшихся концепций неизменно была идея строительства нескольких сотен тысяч метров коммерческих выставочных, офисных и даже гостиничных площадей, доходы от эксплуатации которых должны позволить сохранить и отреставрировать архитектурное наследие советской ВСХВ-ВДНХ.

Эксперты беспокоились о сохранности исторических видов и ландшафтов (около 40 павильонов являются объектами культурного наследия, фактически вся территория выставки — охранная зона), девелоперы убеждали, что сделают все максимально тактично и в «парадной» зоне комплекса ничего не изменится. В общем, философия будущего ВВЦ все эти годы оставалась неизменной: есть большая интересная территория, ее нужно развивать, но при этом учитывать ограничения, связанные с архитектурным наследием.

Аттракцион Back to USSR

С моей точки зрения, эта философия глубоко неверна и примитивна, поскольку она трактует главное богатство этого комплекса как балласт, который, к сожалению, нельзя выбросить за борт и на который придется тратиться. Но, увы, эта философия господствует в наших палестинах со времен победы мирового консюмеризма над отечественным своеобразием. Когда-нибудь своеобразие, безусловно, возьмет реванш, потому что в мире нет ничего постоянного. И тогда мы все осознаем, что главное богатство и источник развития ВВЦ — не десятки гектаров земель, на которых можно построить что-нибудь доходное, а совершенно уникальный архитектурно-градостроительный ансамбль «советского классицизма» 1930–1950-х годов, в котором даже не отразилась, а запечатлена целая эпоха.

ВСХВ-ВДНХ — не просто большой архитектурный ансамбль, это, если хотите, Царское Село и Петергоф советской Москвы.

В XVIII–XIX веках в Первопрестольной не возникло дворцово-парковых ансамблей, по размаху сравнимых с петербургскими пригородами, а в ХХ веке такой появился — с поправками, конечно, на реалии и идеалы новой эпохи. ВСХВ-ВДНХ — это единственный осуществленный и данный нам в ощущениях фрагмент «сталинского генплана» Москвы 1935 года, город-сад в духе идеальных проектов эпохи Возрождения, с бесконечными ровными аллеями, круглыми площадями, классическими колоннадами, тенистыми портиками и исполинскими куполами.

И эта цивилизация, которая вроде бы умерла, по-прежнему жива и притягательна — в стенах павильонов, брызгах водяных струй на «Каменном цветке» и загадочных улыбках золотых дев «Дружбы народов». И она будет сама по себе привлекать туристов, инвесторов и просто праздношатающихся, которые все равно оставляют в казне ВВЦ кучки денег, раз уж туда забрели.

И здесь можно делать не просто музей, а невероятный туристический, как любят теперь говорить в Москве, аттракцион. Мирового класса.

Если угодно, Back to USSR — это для иностранных туристов покруче будет, чем прикупить на Арбате шапку-ушанку. Будет, если, конечно, уметь и хотеть это сделать.

Но если уметь и хотеть, то тогда надо понимать, что определяющие эпоху дух, аромат и гений местности — существа капризные и обидчивые. И при неаккуратном вторжении на их территорию они воспарят прочь, и ничего живого и притягательного, не говоря уж о мировом классе, на территории не останется, а будет обычный парк культуры и отдыха. С прибамбасами, но без атмосферы. А ведь именно атмосфера, дух и шум времени притягивают сотни тысяч туристов в Рим, Париж или к подножию египетских пирамид.

Схема развития территории [2]

Следите за руками

Теперь, с переходом выставки к Москве, дискуссии о ее будущем облике переходят в решающую фазу. Из обсуждения на советской секции ФНМС стало понятно, что в угрожающую. Хотя поначалу ничто не предвещало.

Зоны нового строительства на окраинах выставочной территории теперь выглядят вполне корректно и неагрессивно. Возле Южного входа дирекция ВВЦ намерена устроить крытый развлекательно-досуговый центр, никак не нарушающий выставочных панорам. В зоне возле входа Северного новое строительство уже состоялось в 1990-х — начале 2000-х, и повредить там уже нечему. Незначительные строительные прибавления вдали от Главной аллеи, на месте утраченных выставочных построек, также вполне допустимы.

Но когда проектировщики принялись рассказывать о сердцевине территории ВВЦ, в глазах академиков и экспертов появилось ощущение легкого шока. Сотрудники НПО-38 поведали, что они (читай: их заказчики) не рассматривают в своем проекте комплекс памятников выставки как архитектурно-градостроительный ансамбль. Тут, конечно, можно было задать риторический вопрос:

если несколько десятков павильонов и сооружений, выдержанных, за небольшим исключением, в едином архитектурном стиле, выстроенных вдоль единой главной планировочной оси, — не ансамбль, то что тогда ансамбль?

Но эксперты и академики — люди опытные, понимающие, с кем они имеют дело, и риторических вопросов задавать не стали. Они просто спросили: если не ансамбль — то что?

Ответ был — достопримечательное место, причем, как выяснилось, именно такой вывод о виде объекта культурного наследия является заданием для проектировщиков. И решение об этом, как простодушно признались проектировщики, было принято не ими и даже не их заказчиками, а сформулировано на совещании в Минэкономразвития в феврале 2011 года. А предложил там такое решение, по словам проектировщиков, не кто иной, как руководитель Мосгорнаследия Александр Кибовский.

Теперь внимание: вид объекта культурного наследия — достопримечательное место — возникает не как результат исторической и художественной экспертизы, анализа сооружений и планировочной структуры местности, а как заранее заданный (заказанный) проектировщикам ответ. И ответ этот формулируется даже не в Министерстве культуры, а в Минэкономразвития. И потом, как водится, под ответ подгоняются условия задачи.

Достопримечательное место, по нашему законодательству, также вид объекта культурного наследия. Но это вид особенный: на территории достопримечательных мест, в отличие от других видов памятников, по закону разрешено строительство. С особого разрешения уполномоченного органа по охране наследия. В этом, видимо, и кроется ответ на вопрос, почему ВВЦ не хотят признавать архитектурным ансамблем. Очень простая получается выставка достижений народной хитрости.

Строительство Океанариума [3]

Под размер косатки

В том, что соответствующие разрешения будут выдаваться, к сожалению, сомневаться не приходится. Технология достопримечательного места уже опробована в Москве в начале 2012 года на историческом стадионе «Динамо», который несколькими росчерками пера из памятника архитектуры превратился в «достопримечательное место», где ценность имели только название и местоположение стадиона. В результате 3/4 превосходного памятника советского конструктивизма были снесены экскаваторами, и почти два года уцелевшая Западная трибуна сиротливо стоит посреди пустынного поля.

Болельщики «Динамо» ездят на домашние матчи любимой команды на электричках в Химки, а девелоперы из «ВТБ-Арена-Парк» активно осваивают окраины бывшего парка, выделенные под коммерческую жилую и офисную застройку.

Обсуждение будущего «достопримечательного места» на ВВЦ начиналось с заверений, что на его территории никакого нового строительства не планируется. Но быстро выяснилось, что оно уже ведется. Речь об огромном океанариуме, который обещает быть самым крупным в Европе и вовсю строится на территории охранной зоны. Ради этого на ВВЦ в марте 2013 года снесли павильон «Теплицестроение» — излишне говорить, что без всякого разрешение городской Комиссии по градостроительству в зонах охраны.

Когда академики и эксперты ФНМС стали спрашивать, как же это строительство происходит, да еще и без утвержденного проекта, представитель дирекции ВВЦ Владимир Кабанов откровенно заявил, что одобрение мэра Сергея Собянина уже само по себе является для него достаточным основанием. В ходе дальнейшего обсуждения выяснилось, что параметры океанариума определяются не градостроительными регламентами, которые пока не утверждены, а размерами огромной косатки, которая для него предусмотрительно закуплена девелоперами.

Более того, представители ГАО ВВЦ сообщили, что зона океанариума — отнюдь не единственная на территории «достопримечательного места», где рассматривается возможность нового строительства. Такое же «развитие» планируется для комплекса Конного двора за павильоном «Космос».

Павильон Лебедь до реконструкции [4]

Рушится «Украина», утрачен «Лебедь»

Пока строятся все эти планы, подлинные павильоны ВСХВ-ВВЦ потихоньку растворяются в пространстве будущего «достопримечательного места». Весной 2012 года в Минкультуры была подана заявка, предлагающая дополнить список охраняемых объектов культурного наследия на ВВЦ еще 70 строениями. Однако она остается без движения. Что и понятно, поскольку за утрату охраняемых павильонов придется кому-то все же отвечать.

Павильон Ветеринария до пожара в 2011 году [5]

В 2011 году при невыясненных обстоятельствах сгорела «Ветеринария» — один из немногих сохранявшихся павильонов довоенной ВСХВ. Ресторан «Лебедь» фактически утрачен в ходе реконструкции и заменен новоделом.

Памятники федерального значения продолжают разрушаться на глазах (наиболее яркий пример — павильон «Украина») или, как Главный ресторан, пустуют и не используются, подвергаясь ежедневному риску разделить судьбу «Ветеринарии».

Павильон Ветеринария после пожара [6]

Поразмыслив над услышанным, академики и эксперты советской секции ФНМС пришли к выводу, что надо, пока не поздно, обратиться к министру культуры России Владимиру Мединскому и мэру Москвы Сергею Собянину c просьбой отказаться от концепции «достопримечательного места» и признать комплекс построек ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ тем, чем он в реальности является, — ансамблем памятников архитектуры с четко определенными границами и пообъектным составом. А также объявить мораторий на строительство на территории Выставки до окончательного утверждения градостроительных режимов и самого проекта развития ВВЦ.

От того, послушает ли теперь правительство Москвы академиков, зависит, что будут видеть за воротами ВВЦ следующие поколения — уникальный архитектурный ансамбль выставки или достопримечательное место, на котором он когда-то находился.

Опубликовано на ГАЗЕТА.RU [7]

 
1 Comment (Open | Close)

1 Comment To "Выставка достижений народной хитрости"

#1 Comment By нарниец On Вторник, Декабрь 24, 2013 @ 15:19

В ансамбль ВСХВ-ВДНХ входят не только здания 1930-50-х гг., но и часто несправедливо забываемые великолепные здания 60-х. И за них в том числе ВСХВ-ВДНХ люди и любят (в хорошем смысле слова). Их совершенно точно СРОЧНО надо включать в списки памятников. Ещё раз повторю: в ВСХВ-ВДНХ ценен и весь ансамбль 1930-1970-х, и объёмно-пространственное решение, и парк, и ВСЕ павильоны как 1930-1950-х гг., так и 1960-70-х гг. Это очень важно помнить.