- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Корин под плесенью

П.Д. Корин. Роспись подземного храма Марфо-Мариинской обители [1]

В крипте собора Марфо-Мариинской обители разрушаются уникальные  фрески

Евгения Твардовская

Почти пять лет назад завершилась реставрация Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке, 34. О реставрации, приуроченной к столетию монастыря, московские СМИ рассказывали с большим энтузиазмом. Теперь по обители водят экскурсии и рассказывают не только про подвижничество основательницы, Великой княгини Елизаветы Федоровны, но и про замечательные постройки.

Архитектурный ансамбль – объект культурного наследия федерального значения. Покровский собор строил Алексей Щусев, над оформлением храма работали Сергей Коненков, Михаил Нестеров, Павел Корин.

IMG_2977-уменьш [2]

Увы, звучные имена и высокий статус не стали залогом благополучной жизни памятника. Экскурсантам не показывают подземный храм-крипту под Покровским собором, где медленно, но неумолимо  погибают уникальные росписи работы известного художника Павла Дмитриевича Корина (1892-1967).

П.Д. Корин. Роспись подземного храма Марфо-Мариинской обители [3]

Подземный храм во имя Сил Небесных и Всех Святых возник как усыпальница, в которой завещала похоронить себя Елизавета Федоровна. Но этого, как известно, не случилось из-за революционных обстоятельств.

IMG_2980уменьш [4]

Из Покровского собора в усыпальницу ведет потайная лестница. Крипта состоит из двух помещений: узкого, под южным нефом храма, и более обширного – собственно, усыпальницы.

Крипта Марфо-Мариинской обители [5]

С 1928 года, после того как обитель окончательно перестала существовать, в Покровском храме располагался клуб Санкультпросвета. В 1945-м в собор переехали реставрационные мастерские И. Грабаря. Крипту превратили в склад. К тому времени ее фрески пришли в очень плохое состояние. Но в отчете ГЦХРМ за 1945 год есть такая запись: «Расчищена и промыта роспись подземной части храма «Усыпальница» на 7 стенах – всего 37 настенных росписей». Указано также, что работы выполнили брат художника — А.Д. Корин и ученик Павла Дмитриевича — Ст.С. Чураков.

Роспись подземного храма Корин назвал «Путь праведников ко Господу». Ни до, ни после фресок он не создавал. Не исключено, что это вообще последняя храмовая роспись, выполненная в дореволюционной Москве. По уточненным данным, она была закончена в 1916 году.

П.Д. Корин. Роспись подземного храма Марфо-Мариинской обители [6]

Информации о «Пути праведников…» и обстоятельствах его создания немного. Известно, что Павел Корин был единомышленником Нестерова и тот привлек его к работе. У Корина возникла и личная связь с Марфо-Мариинской обителью. Он женился на одной из воспитанниц приюта – Прасковье Тихоновне Петровой. Известен ее портрет, выполненный  будущим супругом.

П.Д. Корин. Портрет П.Т. Петровой [7]

Сейчас фрески подземного храма снова балансируют на грани существования. Местами они покрыты мохнатой плесенью, местами – т. н. «высолами», которые кое-где уже «съели» красочный слой. На сводах и перекрытиях видны следы многочисленных протечек. Очевидно, что нарушена гидроизоляция. Это подтверждают и эксперты.

П.Д. Корин. Роспись подземного храма Марфо-Мариинской обители [8] IMG_2978-уменьш [9]

Реставратор Сергей Васильевич Демидов, по нашей просьбе в конце 2013 года внимательно осмотревший собор и крипту, отмечает, что в целом состояние подземной части памятника лучше, чем до реставрации 2009 года, когда в крипте, бывало, просто стояла вода. Однако проблемы видны невооруженным глазом: на юго-западном углу собора – трещина, проседает крыльцо, в усыпальнице чувствуется недостаток вентиляции, протечки налицо. Рекомендации реставратора – обеспечить вентиляцию, проветривание подземных помещений, устроить правильную отмостку вокруг храма, провести инженерное обследование состояния конструкций и гидроизоляции.

П.Д. Корин. Роспись подземного храма Марфо-Мариинской обители [10]

П.Д. Корин. Роспись подземного храма Марфо-Мариинской обители [11]

Как рассказали нам в обители, крипта реставрировалась во время работ к столетнему юбилею, но … дело до конца так и не довели. «Архнадзор» и дом-музей П.Д. Корина написали письмо мэру С.С. Собянину о критической ситуации.

письмо ссс [12]

Но нельзя сказать, что до этого о печальной судьбе коринских фресок никто не знал. Марфо-Мариинская обитель много и давно переписывается с Мосгорнаследием по этому поводу. Во всех ответах ведомство признает художественную и историческую ценность росписи, констатирует ее аварийное состояние.

Ответ ДКН - 2011 год [13]

Однако дело с мертвой точки не сдвигается. Чему свидетельством – ответы 2011 и 2013 года, которые завершаются одинаковыми (за исключением незначительных деталей) абзацами:

«Для составления программы проведения ремонтно-реставрационных работ необходимо провести инженерно-техническое обследование силами специализированной лицензированной организации с целью определения причин увлажнения и выдачей рекомендаций».

Ответ ДКН 2013 -стр1 [14]  Ответ ДКН 2013 - Акт стр1 [15]Ответ ДКН 2013 - Акт стр2 [16]

Такая невозмутимость сильно контрастирует с эмоциональным накалом и помпезностью, с которой почти пять лет назад преподносилось во всех СМИ завершение реставрации архитектурного ансамбля [17]. Вполне вероятно, что Мосгорнаследие считает: Марфо-Мариинской обители как пользователю памятника надлежит организовать и исследовательские работы, и последующие ремонт с реставрацией. Столь же вероятно, что в обители думают, что вправе рассчитывать на помощь города, поскольку постройки и  уникальные росписи – наследие и достояние всей Москвы.

Излишне и говорить, что утрата коринских фресок недопустима, а если она произойдет, это станет настоящей культурной трагедией, да еще и под контролем профильных органов. Пока что для городских структур вполне реально выработать общий с обителью план действий, в том числе и по поиску источников финансирования. Есть благотворители, есть специальная программа реставрации «зданий религиозного назначения» за бюджетный счет, есть специалисты, готовые помочь.

Чего же не хватает? Неужели очередного юбилея? Так ведь в 2016 году исполняется сто лет коринским фрескам. Замечательный повод.

1 Comment (Open | Close)

1 Comment To "Корин под плесенью"

#1 Comment By Ольга Александровна On Суббота, Январь 20, 2018 @ 19:43

Здравствуйте! Очень нужен ваш совет: куда обращаться и с чего начинать восстановление взорванного храма Успения Божьей Матери, который построил мой прадед князь Андрей Александрович Ширинский-Шихматов, вся семья которого была тесно связана с Марфо-Мариинской обителью.
Помогите выработать план действий! Где и как я могу ознакомиться с «специальной программой реставрации «зданий религиозного назначения» за бюджетный счет»? Где найти специалистов, готовых помочь? Куда и к кому обратиться для составления программы восстановления храма?

22 июня 1901 года в Вышневолоцкой губернии в имении островки была заложена церковь в честь Успения Божией Матери- первый художественный храм-музей церковных древностей, удивляющий знатоков богатством своих редкостных коллекций. Присутствовали губернатор князь Н.Д. Голицын, архиепископ Тверской и Кашинский, Высокопреосвященный Димитрий(Самбикин), сенатор Н.С. Таганцев, князь Н.С. Путятин. 1 декабря 1904 года была торжественно освящена. Дважды там бывал Иоанн Кронштадский и митрополит Алексий 1 (Сергей Симанский) которые были друзьями Андрея Александровича. Строил церковь московский архитектор Федоров по проекту Н.Д. Иванова в неорусском стиле по типу Суздальских церквей XII — XIV столетий по образцу Спасо-Преображенского собора 12 века в Переславле-Залесском. Был создан уникальный резной дубовый иконостас — в миниатюре копия иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Андрей Александрович был Почетным членом Петроградского общества художников. Членом профессионального Союза декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности. Он собственноручно расписывал храм вместе с учениками Репина: Скалоном, Альбрехтом, Фёдоровым. В его имении и рядом на Академической даче было написано множество прекрасных произведений такими художниками как: И.Е.Репин, А.А.Рылов, Н.К.Рерих, К.Ф.Богаевский, И.И.Левитан, А.М.Васнецов, А.И.Куинджи, П.П.Чистяков, В.А.Серов, А.В.Яковлев. Рядом с имением Ширинского-Шихматова Островки жили ректор Петербургской Академии художеств скульптор В.А. Беклемишев и И.И. Бродский.
Андрей Александрович был обер-прокурором Синода, членом Государственного Совета, камергером Высочайшего Двора. В 1896 году он возглавлял реставрацию Успенского собора в Кремле. В ноябре 1916 — вышел в отставку, занимался художественной просветительной деятельностью. Братья Ширинские –Шихматовы Алексей Александрович и Андрей Александрович в 1915 году основали «Общество Художественного Возрождения России», построили Фёдоровский городок в Царском Селе. Будучи членом Совета МВД, Андрей Александрович занимался по личному распоряжению в.кн.Елизаветы Фёдоровны поисками похищенной в Казани чудотворной иконы Казанской Божией Матери». Супруги Ширинские-Шихматовы были почётными членами Красного Креста. Жена — Людмила Карловна ур. фон Мекк ухаживала за ранеными в Марфо-Мариинской обители. Была репрессирована и выслана в Томбов, где и скончалась в нищите. Её племянник-Владимир Владимирович фон Мекк -личный секретарь сестры императрицы- Елизаветы Федоровны, в 1904-1905гг. Во время русско-японской войны был главным в Российском обществе Красного Креста в Японии, был главным уполномоченным по всем собственным делам Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. После окончания войны в 1907—1909 годах занимался обустройством церкви Святых Марфы и Марии в Марфо-Мариинской обители. Дочь Павла Андреевна была сестрой милосердия на фронте 1 Мировой войны, монашкой Марфо-Мариийнской обители, ухаживая за детьми в детском приюте, трижды перенесла тиф. Она и её сёстры Екатерина и Мария, как церковницы были расстреляны в 1937 в Семипалатинске. Мой дед- Аникита Андреевич был штабс-капитаном Преображенского полка- получил более десяти лет тюрем и лагерей, в 1933 принял монашество, в 1937 году служил священником в Томске и так же в 1937 расстрелян в Томске.
Ни у кого из членов большой семьи представителей знаменитого старинного рода Ширинских –Шихматовых, верой и правдой веками служивших России нет ни могил, ни крестов! Храм, который строился как родовая усыпальница, был взорван в 1935 году вместе с могилой старшего сына Михаила(офицера Преображенского полка) Возрождение этого храма станет лучшим памятником.
Бывший музей был разграблен, большая часть коллекции погибла, но несколько предметов сохранились в собрании Тверской картинной галереи. В настоящее время сохранился только западный фасад церкви, подвалы, перекрытые сводами Монье и отдельные фрагменты других стен здания.
«В предложенной историком музейного дела М. Е. Каулен классификации «различных подходов к экспонированию культовых памятников архитектуры» храм-музей Ширинского-Шихматова принадлежит к группе храмов-музеев, специально спроектированных и построенных для экспонирования церковно-археологических коллекций. Следует отметить уникальность этой группы, ибо таких музеев в России были единицы.» В. Л. Мельников( директор музея Рерихов)
Я побывала в имении предков: на руинах храма и в сохранившемся здании усадьбы. Познакомилась с группой краеведов Вышнего Волочка, которые интересуются историей Ширинских-Шихматовых и судьбой уникального храма. чертежи, рисунки и описания которого сохранились архивах Твери. Мы готовы создать общественную организацию по возрождению, но, не знаем с чего надо начинать. Кто должен принять главное решение и поставить свою подпись о восстановлении взорванного храма-музея, бывшего достоянием всей России?
С уважением и надеждой на поддержку Ольга Александровна Федюшина С. Петербург
мой адрес: [18]