- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Юбилейная ликвидация

Старое фото 4ТП [1]

Миусский трамвайный парк готовят к снятию с госохраны

Юрий Егоров

В 2014 году Москва, вероятно, будет отмечать важную дату. Ровно 140 лет назад было организовано первое в городе предприятие общественного транспорта – Миусский конно-железнодорожный парк (теперь это 4-й троллейбусный). Пишу «вероятно», так как, судя по развитию событий, к памятной дате от парка и его уникальных построек может ничего и не остаться …

В начале 2014 года заговорили о планах по выводу предприятия с Лесной улицы и предстоящей раздаче машин и маршрутов. Вроде ничего страшного, тем более что разные стороны неоднократно предлагали разместить в исторических зданиях парка Музей городского транспорта, с 2001 года не имеющий своей территории.

Однако очень похоже, что планы освоения большого земельного участка на Лесной улице не имеют никакого отношения к музейным. В нашем распоряжении оказался любопытный документ – электронная презентация с «Предложениями по развитию территории по адресу г. Москва, ул. Лесная 20» [2]. Судя по сопроводительным надписям, ее, вероятно, подготовила фирма АВ Development для, вероятно, Департамента транспорта Москвы. (Пишем «вероятно», поскольку кровью на полях никто не расписывался. Однако в данном случае содержание предложений гораздо важнее их авторства). Компания [3], как написано на её сайте, «предоставляет комплексные профессиональные услуги по девелопменту, управлению портфелями недвижимости, инвестициям в коммерческую и жилую недвижимость».

В чем же заключается девелопмент исторического транспортного парка? В строительстве 40 или 50 тысяч метров офисных или жилых площадей.

Что ждет исторические постройки? На этот вопрос отвечает слайд, который называется «Проблемы участка». На нем сообщается следующее: «Практически все строения участка имеют статус «выявленный объект культурного наследия, то есть имеется запрет на строительство, реконструкцию…».

Как совместить строительство и запрет на него? Фирма АВ Development знает: «Проведение новой историко-культурной экспертизы в отношении стр. 3, 4, 5, 8 и их перевод из статуса «выявленный объект культурного наследия в «ценный градоформирующий объект, например, в связи с утратой историко-культурной ценности (позволит реконструировать и частично разобрать здание с сохранением исторических фасадов)». Здесь же и корректировка охранных зон, регламентов, одним словом, традиционный набор мер по искусственному понижению исторического значения зданий и территорий. А ведь Миусский парк – старейший в Москве, с замечательными постройками.

Стр 8копирование [4]

В начале 1870-х годов в столице существовали две небольшие конно-железнодорожные линии. Одна из них принадлежала Комиссаровскому техническому училищу, а вторая была построена военным ведомством для Политехнической выставки. Эксплуатация этих двух линий оказалась успешной и 13 сентября 1873 года Московская городская управа заключила контракт с графом Уваровым на строительство сети городских конно-железных дорог. Место для расположения парка, из которого должны были обслуживаться новые линии, выбрали недалеко от Тверской заставы, через которую проходила одна из линий конки – на Лесной улице. Подрядчиком по строительству зданий Миусского парка был выбран купец Иван Андреевич Бусурлин.

Миусский парк 2 [5]

 

резанный совр [6]

За один год был построен парк для вагонов, включивший в себя мастерскую для ремонта вагонов, кузницу, конюшню на 114 лошадей, казарму для служащих, склады для дров, сена и овса, а также для навоза (лошади всё-таки!), полицейскую будку и колодец. Территория парка была обнесена забором с двумя въездными воротами. Парк открылся в августе 1874 года вместе с открытием движения от Смоленского (Белорусского) вокзала до Воскресенской площади. Производственные и административные корпуса парка построены по проекту архитекторов М.Н. Глейнинга, Н.К. Жукова и Н.А. Сытенко в едином художественном стиле, характерном для русской промышленной архитектуры – здания из красного кирпича обильно украшены узорами кирпичной кладки, оконные и дверные проёмы обрамлены белыми наличниками. Большепролётная стальная клёпаная конструкция перекрытий вагонного сарая выполнена по проекту знаменитого инженера В.Г. Шухова.

IMG_3096 [7]

Спустя двадцать пять лет, в 1899 году, Миусский парк снова стал «первопроходцем» – из его ворот на московские маршруты вышли первые вагоны электрического трамвая. К концу 1908 года парк ежедневно выпускал на московские улицы 160 моторных и 70 прицепных вагонов. С приходом нового вида транспорта изменился и облик парка – на месте конюшен был построен административный корпус, сохранившийся до наших дней, и вагонный сарай на 220 единиц подвижного состава. Мастерские, согласно требованиям нового времени, были перестроены в цеха: вагонный, механический, электрический.

План 1908 года [8]

С Миусским трамвайным парком связаны имена многих известных впоследствии людей. В 1908 – 1910 годах в парке помощником мастера тяговой подстанции трудился «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин. В 1914 году на линии трамвая «Б», обслуживающей Садовое кольцо, работал кондуктором писатель Константин Паустовский. Именем одного из бывших работников Миусского парка – революционера Александра Леонова – был назван Василеостровский трамвайный парк в советском Ленинграде, а сам Миусский парк в 1922 году получил имя Петра Щепетильникова – тоже одного из революционеров.

МТБ-82 Кутузовский 2 [9]

С 1955 года Миусский трамвайный парк стал трамвайно-троллейбусным предприятием, 18 июля на шесть его вновь открытых маршрутов вышли первые троллейбусы серии МТБ-82. С 1957 года парк стал обслуживать только троллейбусы, превратившись в 4-й троллейбусный парк Москвы. В августе 1974 года, в 100-летний юбилей парка, его коллектив Указом Верховного Совета СССР был награжден орденом Октябрьской революции.

Миусский трампарк в 1905 году [10]

К середине 2000-х годов над парком стали сгущаться тучи. Ещё бы! Целый квартал в центре города, в нескольких минутах ходьбы от двух станций метро и вокзала – лакомый кусок для любого инвестора. И такой инвестор нашёлся. В 2006 году жителям района «Тверской» был представлен проект вывода парка и строительства на его месте крупного жилого комплекса. Историческим зданиям в этом проекте уделялось немного места  – сохранялся один из вагонных сараев и линия исторических фасадов парка вдоль Лесной улицы.

IMG_3140 [11]

К тому времени подобная практика уже вполне сложилась – в том же 2006 году погиб 5-й троллейбусный парк, бывший на заре своей юности Уваровским конно-железнодорожным парком. На месте прекрасных промышленных зданий 1910 года постройки ныне высятся странные коробки из стекла и бетона сомнительного архитектурного качества. В 2004 году было принято скандальное распоряжение №607-РП о таком же закрытии трамвайного депо им. Апакова на Шаболовке – к счастью, москвичам хватило мужества и организованности, чтобы отстоять здания парка и его маршруты. Отменить постановление о закрытии депо удалось только в 2011 году, после смены мэра города.

Казалось бы, угроза миновала – в Москве, кажется, всерьёз заговорили о борьбе с пробками, о развитии общественного транспорта, кому нужно в такой ситуации закрывать действующее предприятие? Да и сами здания Миусского парка к этому времени уже много лет имели статус выявленных объектов культурного наследия, а 13 декабря 2013 года Рабочая группа «сносной» комиссии рекомендовала перевести здания парка из выявленных в региональные памятники [12].

И вдруг – возникла вышеупомянутая презентация, которая означает, что застройщики со своими намерениями – «и ныне там». Особенно интересна пометка на полях презентации – «прошу подготовить проект докладной мэру». Это значит, что дело будет поставлено на обычные для Москвы – административные рельсы. И ценность зданий, историческую значимость территории, наконец, интересы москвичей будет определять росчерк пера чиновника, а не эксперты, историки и специалисты.

А москвичей и, прежде всего, жителей района, ждет строительный «подарок» к 140-летнему юбилею старейшего транспортного предприятия столицы.

11 Comments (Open | Close)

11 Comments To "Юбилейная ликвидация"

#1 Comment By Виктор Пузо On Понедельник, Февраль 17, 2014 @ 23:01

Как сообщает Председатель Комитета в защиту Миусс Елена Шувалова — нужно связаться с Михайловым из Архнадзора, он член Общественный Палаты РФ, это важный момент ибо «В Троллейбусном парке все сотрудники говорят, что парк уничтожают из-за Общественной палаты, а Михайлов — её член…». Доказательств вроде как нет, но ещё в прошлом году была битва с ОП за сохранение Миусского сквера.

#2 Comment By нарниец On Вторник, Февраль 18, 2014 @ 2:39

Какая «презентация»! Невозможно сдержать смех, прям карикатура натуральная!
Обратите внимание на словосочетание : «Короткий договор аренды не размежеванный с другими собственниками» (написание сохранено оригинальное).
И кто же это? Какая-то очередная мелкая сошка, имеющая отношение к «короткому договору аренды» и выступающая с предложениями? Почему нет фамилий нигде по ссылками в поисковиках? Кто такое «АБ девелопмент»? Это, что опять «АБВ»? Неужто опять Воронцова и т.д. подставляют, чтоб в неприятную историю вляпать? Он и так в прошлый раз с тем же «сахаров-плаза вляпался.
В общем, остаётся выяснить, что такое это «аб» и с какой целью появилась эта «презентация». К ЧЕМУ приурочено (а не только к юбилею) и так понятно, но остаётся выяснить — появление «аб» — это подстава с целью увести в сторону от истинных инициаторов или же это сами инициаторы решили высунуть нос на обозрение? Посмотрим-посмотрим…

#3 Comment By нарниец On Вторник, Февраль 18, 2014 @ 3:05

И опять-таки цитата по ссылке : «…докладной на мэра…» (!) Смешно!
П.С.: А почерк-то очень неуверенный…

#4 Comment By Андрей Волыхов On Пятница, Февраль 21, 2014 @ 10:08

Пока что «сносная комиссия» поддержала присвоение статуса памятника всему комплексу депо.

#5 Comment By Serge On Суббота, Февраль 22, 2014 @ 3:21

Презентация вызывает чувство глубокого отвращения. Думаю ее надо использовать и использовать, в этом плане — уникальный документ.

#6 Comment By Serge On Суббота, Февраль 22, 2014 @ 3:23

Вообще позорище, конечно. «Плохие новости» )))

#7 Comment By Олег On Среда, Апрель 2, 2014 @ 10:29

Родился и живу на Новолесной.С детства живу в душе с этим зданием троллейбусного парка.Здание красивое,да и весь комплекс.Не ужели хватит кому-то наглости снести,уничтожить.Лужков в 2006 не снес,а нынешние «хозяева города» смогут?Не ужели и здесь деньги возымеют смысл над совестью и любовью к нашему наследию?
Нельзя позволить это сделать!!!! Буду поддерживать любую инициативу в защиту парка Щепетильникова!!!!

#8 Comment By Алла On Суббота, Май 3, 2014 @ 12:36

Я за сохранение троллейбусного парка! И так уже весь район ок.Белорусского в-ла, район Лесных переулков и начала Лесной ул. изуродовали чудовищными офисными зданиями…Только и остались — Д.К. Зуева, Троллейбусный парк, Храм Николая-Чудотворца…

#9 Comment By Каре On Среда, Июль 2, 2014 @ 0:32

Только сегодня подписал петицию на change.org в защиту парка. И друзей и знакомых попросил подписать. Там уже больше 1000 подписей. Какие следующие шаги? И что поможет остановить беспредел?

#10 Comment By Константин On Воскресенье, Январь 11, 2015 @ 15:32

Подготовка к продаже:
[13]

#11 Pingback By Москва выставила на торги старейший транспортный объект в городе — Российские СМИ On Пятница, Февраль 17, 2017 @ 17:43

[…] в 5-й парк. В том же году вокруг объекта разгорелся скандал: градозащитники утверждали, что власти хотят […]