- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Две реальности ВДНХ

ВДНХ [1]

Константин Михайлов

ВДНХ только что официально вернули половину исторического названия. Теперь это не Всероссийский выставочный центр, а снова Выставка достижений народного хозяйства. У исторического названия была вторая половина: выставка в период своего расцвета носила гордое имя ВДНХ СССР. И новые хозяева вошли на ее территорию вполне по-советски, без лишней рефлексии.

С середины апреля десятки павильонов выставки стали переживать масштабное благоустройство: их красили, отскребали фасады, где-то демонтировали торговые ларьки. Говорили, на то было указание высшего столичного руководства: к праздникам выставку «привести в порядок».

Планы московской мэрии в отношении ВДНХ прекрасны. Превратить комплекс в мультикультурный центр. Избавить выставку от рыночных ларьков, захламляющих интерьеры павильонов. Снести незаконные постройки, вывезти многолетние запасы мусора. Восстановить попорченное великолепие величественных фасадов, превратить пустыри в газоны, оживить пересохшие фонтаны…

Все нормальные люди, и в первую очередь любители архитектурно-парковых ансамблей, с удовольствием поддержат эту новую реальность, с удовольствием в ней поживут или погуляют и, я уверен, готовы поучаствовать в ее созидании.

Проблема в том, что параллельно с этой новой реальностью созидается другая новая реальность: от первой она отличается, я бы сказал, степенью свирепости, которая обратно пропорциональна степени осмысленности.

ВДНХ превратилась в образцово-показательный полигон, где в полевых и аллейных условиях отрабатываются разнообразные технологии того, как не нужно сохранять уникальные объекты культурного наследия.

Как не нужно вести себя в охранных зонах, как не нужно следовать реставрационным теориям.

Разрушение саркофагов

Нашумевший пример – предпраздничная история с демонтажем модернистских фасадов 1960-х годов, навешенных на каркасной конструкции поверх старых фасадов павильонов 1930–1950-х годов, после чего «Азербайджан» и «Поволжье» превратились в «Вычислительную технику» и «Радиоэлектронику».

Безумно интересно и даже волнительно, когда из-под поздних наслоений показывается прежняя красота – лепнина, барельефы, настенные панно и прочие богатства сталинского ампира.

Когда против этой спецоперации, проведенной буквально в несколько дней, высказался сперва «Архнадзор», а затем ряд уважаемых специалистов в области отечественной архитектуры ХХ века, боюсь, никто не удосужился вникнуть, в чем, собственно, вопрос.

Гораздо проще отмахнуться: ну их, этих девелоперофобов, они вечно к чему-нибудь цепляются.

Здесь замечу на полях, что, когда в Москве рубежа 1920–1930-х тогдашние власти точно так же отмахнулись от защитников старины, это в конечном итоге дорого обошлось нашему городу, обернулось гибелью десятков художественных памятников мирового и европейского класса и утратой цельного зрелища старого города, за каковое, собственно, так ценят в мире Рим и Париж, Флоренцию и Вену.

Однако в те годы архитекторы и их заказчики были еще способны возводить художественные сооружения и целые ансамбли, примером чему стала все та же ВСХВ-ВДНХ.

Сегодня, конечно, массовая погибель остаткам старой Москвы вроде бы не грозит, но и в 1920-х все начиналось с малого. Когда не нужны ни голос общественности, ни советы экспертов, ни нормы закона, закрепляющие не только смысл реставрационных мероприятий, но и последовательность их подготовки, обсуждения и исполнения – жди беды. Лишних звеньев в этой цепочке нет, скорее много недостающих.

Мифология освободителей

Теперь вернемся в современность. К пресловутым «Вычислительной технике» и «Радиоэлектронике», которым сделали пластическую операцию и вернули молодость «Азербайджана» и «Поволжья».

Правительственная «Российская газета» описывает это радостно: «ВДНХ сбрасывает саркофаги».

Журналисты цитируют не надоевших ученых, а прораба, «присланного департаментом капремонта жилья города»: «Заканчиваем демонтаж саркофагов. Нам поручено снять эти фальшфасады, которыми павильон был закрыт в 1963 году, в пору хрущевской борьбы с архитектурными излишествами. Какую красоту скрывали! И как варварски с ней поступили: карниз с майоликой под крышей грубо обрублен, видно, мешал навеске металлоконструкций. И денег не пожалели! Ну ладно, на этом гофролист, а тринадцатый-то (номер павильона. – К.М.) закрыт алюминием. Его не одна тонна потребовалась. Представляете, сколько это стоило!»

Так у нас на глазах рождается мифология: она обычно оттуда и рождается, из правительственных газет.

Жили-были прекрасные павильоны ВДНХ, и вдруг пришли какие-то безумцы, не жалевшие на свое безумие ни денег, ни алюминия, и упаковали красоту в саркофаги! Но теперь, спустя полвека, приходят воины света, освободители красоты, отважные рыцари, присланные из департамента капремонта, и иже с ними. И этот исторический и переломный момент, конечно же, совпадает с переходом выставки под московскую руку и прогулкой по ней мэра Сергея Собянина.

История 1960-х

Интересно, в правительственной газете в самом деле думают, что в СССР 1960-х годов заправляли одни безумные борцы с архитектурными излишествами? Конечно же, эта борьба была, про нее знает каждый абитуриент МАРХИ, но не одним же этим эпоха исчерпывалась! Что ж они тогда все прочие павильоны не заключили в саркофаги, что ж излишества-то с них не посшибали? Наоборот, изучали их, ремонтировали, издавали книги.

Неужели так сложно вспомнить, как расшифровывается слово ВДНХ? Открыть какую-нибудь умную книгу и осознать, что в СССР 1960-х обитали не одни борцы с излишествами, а еще и труженики и передовики народного хозяйства?

Это их усилиями к началу 1960-х в советской вычислительной технике и радиоэлектронике накопилось значительное количество достижений. И страна, во-первых, смогла запустить человека в космос (отсюда на выставке одноименный павильон и макет ракеты «Восток»), а во-вторых, ощутила необходимость продемонстрировать на выставке своих достижений новые полноправные отрасли тогдашней инновационной экономики. Естественно, козырным отраслям отдали отдельные павильоны.

Радиоэлектроника [2]

Но радиоэлектроника и вычислительная техника в декорациях сталинского стиля, изображавших колхозное изобилие, счастливых поселян и т.д., – это был бы явный диссонанс, это выглядело бы, особенно с позиций того времени, просто нелепо и «несовременно». И новые павильоны одели в новый стилистический наряд, в формах модернизма, в соответствии с представлениями 1960-х об эстетике и современной архитектуре.

Это – логика развития государства. Это – пласт истории страны. Это – пласт истории ВДНХ, который запечатлен в облике нескольких павильонов выставки.

И этот пласт сейчас просто стирают ластиком с лица ВДНХ, как будто она не переживала вместе со страной 1960-е годы и не радовалась достижениям радиоэлектроники и вычислительной техники.

Прорабы вместо экспертов

Я далек от того, чтобы оправдывать вандализм 1960-х, с прежним декором во многих местах обошлись просто варварски, но, однако же, не стали его уничтожать. И приоткрыть завесу времени, показать многослойную историю павильонов, конечно же, необходимо.

Но как, когда, как быстро, чьими усилиями – должны решать эксперты и специалисты. Отечественной школе реставрации, слава богу, более полутора веков, есть в ней методы, позволяющие и старинный облик восстановить, и ценные наслоения не утратить, и демонстрировать и то и другое.

Вопрос в такте, в профессионализме, в бережном отношении к тканям памятника. Но не в свирепости в беспрекословном исполнении руководящих указаний.

Об этом, собственно, и взывали к городскому начальству эксперты: куда спешить? Изучим, подготовим проекты, проведем реставрацию высшего класса…

Трудно допустить, что руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский про все это не знает и не думает. Конечно же, думает и знает, и поболе многих – и про эпоху 1960-х, и про эстетику, и про ценность исторических наслоений, и про реставрационные методы.

Но в той же «Российской газете» он ограничивается комментарием: «Возрождая ВДНХ, мы не ломаем, а открываем людям исторические фасады зданий, являющихся памятниками регионального значения». Фактически это означает, что в этой истории руководитель Мосгорнаследия оказывается союзником не экспертов, а прораба, присланного из департамента капремонта спасать томящихся в саркофагах красавиц Поволжья и Азербайджана.

Почему он так поступает – это, конечно, вопрос к московской системе принятия исторических решений.

В результате на официальном сайте департамента культурного наследия Москвы 8 мая появляется сообщение, что им «выдано разрешение на проведение научно-исследовательских работ для разработки проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ» на двух павильонах-узниках. Вдумайтесь: выданы разрешения на научные исследования, даже пока не на разработку проекта, а работы уже идут полным ходом и практически близки к финалу!

Если в Москве, на важнейших и значимых ее объектах реставрация будет идти таким стахановским способом, то, простите, зачем тогда нужны департамент культурного наследия, изысканная система историко-культурных экспертиз и все прочие «архитектурные излишества»?

Достаточно прораба из департамента капремонта.

Вычислительная техника, 19 апреля 2014 [3]

Исчезающая реальность

Объекты второй, «свирепой реальности» на выставке множатся. Года полтора назад посвященное ВДНХ многочасовое заседание секции федерального научно-методического совета Минкультуры России посетили представители выставочной дирекции. И на вопросы недоумевающих академиков и профессоров: на каком основании вы строите в охранной зоне, поблизости от «Космоса», огромный «океанариум», искажающий исторические ландшафты выставки? почему в этом месте, документ хоть какой-нибудь покажите?! – ответ был: имеется указание городского руководства, нам его достаточно, вот и строим. К маю 2014-го «океанариум» достиг уже высоты 6-этажного дома…

Океанариум [4]

В разных закоулках выставки один за другим исчезают павильоны ВСХВ-ВДНХ. Конечно, далеко не все они представляли собой большую ценность, но опять-таки – кто это решает?

На комиссию при правительстве Москвы по градостроительству в зонах охраны эти вопросы не выносят, хотя того требуют московские постановления.

В феврале-марте 2013 года полностью снесен павильон «Теплицестроение». В течение прошлых зимы-весны разобрано строение кафе «Лебедь» постройки 1954 года. В нынешнем апреле снесен павильон «Судостроение» 1966 года постройки. Несколькими годами ранее сгорела неоклассическая «Ветеринария», один из ранних павильонов, уцелевших от первоначальной ВСХВ 1930-х.

Конечно же, павильоны ВДНХ 1930–1950-х «Поволжье» и «Азербайджан» не из этого ряда. Они отнюдь не утрачены. Утраченными оказались «Радиоэлектроника» и «Вычислительная техника», новые павильоны ВДНХ 1960-х. Диалектика, борьба эпох.

Можно ли было этого избежать, показать историю страны и выставки в многообразии и в развитии? Наверное да. Быть может нет.

Беда в том, что мы начинаем искать шансы и взвешивать варианты не до, а после того, как кто-то отдал руководящее указание прорабу, присланному из департамента капремонта, и это указание уже исполнено.

Опубликовано на ГАЗЕТА.RU [5]

Фото: Наталия Душкина, Юрий Пальмин, Федот Пухлов, Архнадзор.
10 Comments (Open | Close)

10 Comments To "Две реальности ВДНХ"

#1 Comment By AlexZ On Четверг, Май 22, 2014 @ 22:42

В московском Сколково тоже реставрация намечается:
[6]

#2 Comment By Михаил Панфёров On Среда, Июнь 4, 2014 @ 12:28

Собянин снёс решётку между ВДНХ и Ботаническим садом. А ведь решётка эта из усадьбы Геринга и представляет историческую и художественную ценность. Кто-нибудь ответит за варварство?

#3 Comment By Иван On Пятница, Июнь 6, 2014 @ 21:38

Я не понимаю, как можно быть против открытия фасада вычислительной техники, здоровья. Еще и бездарные, убогие алюминиевые коробки защищаете на площади промышленности. А уж художество перед 36 павильоном вообще ни в какие ворота не лезет. Правильно сломали судостроение, туда же и весь алюминий прогнивший надо отправить во главе с бездарным Монреалем. Вобщем, пока все правильно делается. К осени приведут часть зданий в порядок, как бы кто не пытался выдумать сказки про уничтожение памятников.

#4 Comment By Ефим On Четверг, Июнь 19, 2014 @ 12:04

Иван, основной вопрос не в сносе безвкусных зданий (автор говорит чуть мягче: «…далеко не все они представляли собой большую ценность…»(с)), а в том, сколь бережно относятся к истории города и страны: советуются ли с экспертами («…как, когда, как быстро, чьими усилиями – должны решать эксперты и специалисты…»(с)), участвуют ли специалисты в работах, и т.д.

#5 Comment By Ефим On Четверг, Июнь 19, 2014 @ 12:04

бббб

#6 Comment By Иван On Суббота, Июнь 21, 2014 @ 0:51

не понял что такое бббб?))) но суть сатьи я понял, на мой взгляд правильно. Вся статья высосана из пальца…. Цель одна — поставить жирный минус всей реконструкции. Про пласты истории, и что это дико — пустая болтовня. Людой здравомыслящий человек, смотря сегодня на ВТ без фасада 60-х, порадуется виду, тоже самое можно сказать и про другие здания на ВДНХ. Не надо уподобляться Дождю, Эхо Москвы и т.д. Вся статься сплошной минус, причем надуманно придуманный. Я не увидел здесь ни слова про Лесную промышленность, Асторию, животноводческий комплекс. Только осуждение тех работ, которые восстанавливают территорию. Из этого можно сделать вывод, что статья рассчитана, на чернуху.

#7 Comment By нарниец On Воскресенье, Июнь 22, 2014 @ 0:09

Слушайте, Иван. Проваливайте Вы отсюда по добру-по здорову. Что Вы придуриваетесь, «Радиоэлектроника» (именно как «Радиоэлектроника») был одним из самых лучших павильонов ВДНХ. Это очевидно каждому, знавшему ВДНХ до сей весны. Его облик необходимо восстановить в тех же материалах и в том же качестве. Нет, не «воссоздать» где-нибудь на муляже, а восстановить ТАМ ЖЕ. И не посещайте Вы так часто данную тему, не так забавно «создавать» паразитные помехи как бы от «общественности», т.к. это смешно.

#8 Comment By нарниец On Воскресенье, Июнь 22, 2014 @ 1:04

to Иван 2014-06-21 00:51:58 : И ещё. Приходилось, конечно, слышать (краем уха) байку, будто бы при упр-ах иль преф-рах полуподпольно (от остальных ведомтв) создаются специальные отделы для сидения в интернете и печатания там фонового «мнения». Ваш предшественник, Иван, был более «ловок» и «молниеносно» (от «Blietzkrieg») оборачивался другим ником (да, тот самый, который «в бане»). Но всё равно было смешно.
И на ЧТО тратятся средства ЖКХ! Неужели позор «благоуст-ва» на ВДНХ оборачивается позором натренированных писак «общественного» «мнения» ??? А если граждане возмутятся , мол куда идут их денежки на ЖКУ? Мало не покажется? Нет?
И вообще, если уж Вам так не нравится Радиоэлектроника, то где ж Вы бываете, когда пластмассят дома Москвы? Например, заклеивают лепнину с фруктами? Неужели восваляли пластиковую «экологизацию»? ;-\\\

#9 Comment By Иван On Воскресенье, Июнь 22, 2014 @ 13:19

Я смотрю, Вы самый главный представитель общества))) только ваше мнение самое правильное и другого быть не может. Вы бы заехали как-нибудь на ВДНХ ради интереса, пообщались что-ли с экскурсоводами, спросили их мнение на данный счет. Они все же немного в курсе истории ВДНХ и архитектурных дел.
В качестве консультации, не подскажите по поводу «Садко» — из какого материала надо восстановить чаши с фруктами на крыше? А то вот недавно там проходил — одну уже воссоздали.)) Это то здание, про которое Броновицкая говорила на лекции — там теперь фактически руины.
Что касается других павильонов, официально я слышал, что рек-ция займет 6-7 лет. Сейчас делают косметический ремонт и коммуникации прогнившие меняют.

#10 Comment By Роман On Вторник, Июль 24, 2018 @ 18:30

«Жили-были прекрасные павильоны, и вдруг пришли какие-то безумцы» — да именно так! У главбезумца и вандала было ФИО — Н.С.Хрущев. Остальные — просто бессловесные исполнители. И это, вовсе не «логика развития», а ВАНДАЛИЗМ в чистом виде. Просмотрите на срубленные пилоны и барельефы Поволья! Я уже не говорю об уничтоженных павильонах Животноводство,Совхозов и Зерно (площади Механизации особенно «повезло»). Одним словом, странная позиция у автора, уж очень он хочет совместить несовместимое — красоту и уродство, искусство и вандализм. В одном я уверен: то, что можно восстановить, должно быть восстановлено, по-возможности, как можно ближе к оригиналу 1954.