- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Сносить, сносить, сносить

Лужники-Южные 1956 - 1959 [1]

Как Мосгорнаследие «сдало» диспетчерскую троллейбусной станции Лужники-Южные

Юрий Егоров

5 июня 2015 года состоялось очередное заседание рабочей группы «Комиссии при правительстве Москвы по вопросам градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия», в народе именуемой «Сносной» и уже много раз подтвердившей это неофициальное имя.

Одним из вопросов, рассмотренных 5 июня, стал снос павильона троллейбусной станции Лужники-Южные. Судя по формулировке, поставленной на голосование, принято было решение сохранить навес, а сам павильон снести, чтобы заменить новым зданием, абсолютно не соответствующим старому (и сохраняемому навесу) по архитектуре.

Этой истории предшествовала длительная переписка с инстанциями, весьма красноречиво показавшая, чьи интересы обслуживает ведомство по охране исторических зданий Москвы. Мосгорнаследию многократно предоставлялась возможность настоять на сохранении здания, но оно ни разу не захотело ею воспользоваться.

Лужники-Южные 1956 - 59 - 1 [2]

Итак, Новолужнецкий проезд дом 3, невероятной красоты остановочный павильон конечной станции троллейбусов – длинный навес для ожидания пассажиров и небольшое здание диспетчерской, как бы продолжающее этот навес и конструктивно связанное с ним. Лёгкое, воздушное сооружение, пронизанное светом, украшенное позолотой, оформленное в стиле лучших павильонов ВДНХ и станций Московского метро. Из четырех таких павильонов, построенных в Москве в 1950-е годы, уцелел всего один. К сожалению, охранного статуса он не имеет.

P5108446 [3] P5108445 [4]

История борьбы за это здание началась ещё в 2013 году, когда в ответ на предложения снести диспетчерскую и построить на её месте новую в адрес московского мэра С.С. Собянина было направлено письмо от российских и зарубежных экспертов в области архитектурного наследия с просьбой сохранить уникальную постройку.

Документ 1 - стр. 1 [5] Документ 1  - стр. 2 [6]

Письмо, по-видимому, было мэром не получено либо проигнорировано, и в 2014 г. павильон впервые появился на «Сносной» комиссии. Тогда мы обратились во все заинтересованные инстанции – Департамент транспорта, Москомархитектуру, Мосгорнаследие.
Мы получили достаточно исчерпывающие ответы от всех инстанций, приводим их здесь.

Мосгорнаследие (Dokument-2 [7]): объект находится в объединённой охранной зоне, памятником не является, проект нового здания не согласован Москомархитектурой, поэтому о сносе говорить рано.

Москомархитектура (Документ 3 [8]): заказчику, которым является ГУП «МогортрансНИИпроект», рекомендуется переработать проект нового здания.

Примерно то же самое было написано Мосгорнаследием и в МосгортрансНИИпроект и в Департамент имущества г. Москвы.

Документ 4 - стр. 1 [9] Документ 4 - стр. 2 [10]

Документ 5 -  стр. 1 [11]Документ 5 - стр.2 [12]

Таким образом, в этот момент даже сами городские власти, казалось, были готовы к цивилизованному решению вопроса. Действительно, на конечной станции был (и есть) газон, расположенный напротив павильона, метрах в двадцати от него, и имеющий в плане точно такие же размеры, как и сам павильон. Идеальное место для новой диспетчерской. Не говоря уж о том, что сам участок конечной станции Лужники-Южные по размерам таков, что на нем при желании можно расставить штук двадцать таких павильонов. В общем, не было и нет никакой необходимости сносить историческое здание, чтобы построить новое, действительно необходимое транспортникам, здание диспетчерской.

Проект нового павильона - с инфощита [13]

Но, как выяснилось позднее, никто на этом решении не настаивал.

Чтобы придать Мосгорнаследию дополнительный аргумент в пользу именно такого решения, общественниками была подана заявка, в соответствии с формой заявления, разработанной федеральным Министерством культуры после вступления в силу поправок к закону о наследии. Теперь для придания зданию статуса «заявленного на охрану» не требовалась долгая и сложная подготовка историко-культурной экспертизы, требующая архивных исследований (которые, тем не менее, были проведены) и участия специально аккредитованных специалистов.

Ответ Мосгорнаследия был удивительным: форма заявления зданий на охрану отсутствует, порядок выявления также не установлен, а главное – заявителем не представлены доказательства того, что он выявил здание в соответствии с государственной программой или по чьему-либо заказу. Итог – заявление отклонено. То есть по сути это формальная отписка, поиск аргументов не в защиту здания, которому угрожает уничтожение, а для того, чтобы ничего в его защиту не предпринимать.

Документ 6 - стр. 1 [14]Документ 6 - стр. 2 [15]

Мы написали новое заявление, добавив, что «работа по выявлению проведена самостоятельно, по собственной инициативе и за свой счёт», и что отсутствие утверждённого порядка работ по выявлению не является причиной для отклонения заявления и непринятия мер по обеспечению сохранности здания.

Лужники-Южные (18) [16]

В марте заказчик начал сносить диспетчерскую – без ордера, без согласований, на основе некого «указания Департамента строительства». Вызванная инспекция ОАТИ остановила работы. Вызвать на место инспекцию Мосгорнаследия оказалось сложнее, несмотря на то, что у них в это время рассматривалась наша заявка. «Мы заявленными объектами не занимаемся», – ответила барышня на «горячей линии». Повторный запрос с формулировкой «снос без решения Сносной комиссии» был принят, получен ответ: (Документ 7 [17]) «решение о сносе не принималось, сообщили об этом в ОАТИ».

Инфощит [18]

Что дальше? А дальше нашу заявку опять отклонили по тем же надуманным причинам – за «недоказанностью» выявления объекта по чьему-либо заказу и по причине «отсутствия порядка выявления». Был получен абсолютно идентичный ответ, только с другими номером и датой. Кстати, такие же ответы приходили абсолютно на все наши заявки – независимо от того, находились ли указанные в них здания под угрозой сноса или нет.

Документ 8 - 1 [19] Документ 8 - стр. 2 [20]

8 мая заявка на Лужники-Южные была подана снова, на этот раз с приложением оформленного договора о том, что один из нас заказал выявление, а второй его осуществил. Формальный срок рассмотрения заявки ещё не закончился, однако уже 5 июня рабочая группа Сносной комиссии приговорила здание. Вероятно, этому содействовали письма, приходящие в Мосгорнаследие от Департамента строительства с просьбой сначала разрешить снос, а потом ещё и «ускорить получение разрешения». На одной чаше весов лежала заявка о присвоении ценному зданию статуса объекта культурного наследия и означавшая фактически запрет на его снос, на другой – просьба Департамента строительства поскорее разрешить им сломать здание. На чью сторону встало Мосгорнаследие – думается, объяснять не надо.

Документ 9 [21]

Теперь здание будет очень скоро вынесено на саму комиссию. Результатом, весьма вероятно, станет то, что мы с вами потеряем ещё одну подлинную частицу истории нашего города.

Причем абсолютно бессмысленно, поскольку, как сказано выше, места для строительства нового здания на участке предостаточно.

P6038833 [22]

PS. Диспетчерская остановочного павильона троллейбусной станции «Лужники-Южные» была снесена 31 июля [23]. Вопрос о демонтаже не был решен на «Сносной» комиссии. Но, как это часто бывает, заказчик (Депстрой) с подрядчиком решили не ждать, зная, что штрафы за самовольную разборку не имеющих охранного статуса зданий в Москве невелики.

 

1 Comment (Open | Close)

1 Comment To "Сносить, сносить, сносить"

#1 Comment By Москвич On Вторник, Июнь 16, 2015 @ 7:35

Эти кретины всё ещё надеются на Чемпионат Мира по футболу в 2018 году?