Где находится Китай-город

03897 1980

Александр Можаев о превратностях городской топографии

Опубликовано Афиша Daily

Есть такое, например, предложение: называть Китай-городом любое средоточение модных распивочных, учредить Китай-город замоскворецкий, арбатский и так далее. Либо вернуться наконец к устоявшемуся положению имен, потому что нет больше сил терпеть эту топографическую вакханалию. Я вам, юные друзья, сейчас такое умное скажу, что вы, возможно, не поверите: Китай-город не там, где кафе «Жан-Жак», бар «Ламберджек» и приснопамятная «Солянка». Он вообще в противоположной стороне — там, где бургерная «Фарш», ГУМ и купола Василия Блаженного.

Не первый год пресса, а следом иные москвичи и гости столицы упрямо называют Китай-городом Маросейку, Покровку, Солянку, Хитровку, а иначе говоря, Ивановскую горку, находящуюся ровно напротив фактического Китай-города, за его пределами. Если человек по правде запад от востока отличить не может, то это называют топографическим кретинизмом. А сознательно путать вековечные ориентиры — это, вероятно, уже топографический вандализм.

img017 Никольская 10)2

Я, мы — наше поколение коллег-краеведов — хотим знать, в чьи руки перейдет воздвигнутое нами здание. Пятнадцать лет я прозябал на нивах просвещения, дабы утвердить в головах земляков хотя бы элементарную краеведческую грамотность. Необязательно знать, от чего умер Пушкин, но уяснить, в какой стороне Кремль и чем он отличается от Казанского вокзала, необходимо каждому гражданину столицы. Не знаю зачем — стыдно не знать, и все тут. Стоял однажды у Манежа постовой, объяснял прохожим, как пройти на улицу ВыдвижЕнку — мы же не хотим быть на него похожими? Чистой воды сбывшийся сон Бальзаминовой: «Маменька, ну подите сюда, в Китай. А народ сзади кричит: не ходи к нему, он обманывает, Китай-город не там, он на нашей стороне!» Не слушайте этих крикунов, они торгуют воздухом, сейчас я покажу вам единственно правильный Китай-город.

Все начиналось с того, что зажатый меж реками Москвой и Неглинкой треугольник Кремля стал тесен его жителям и они стали осваивать прилегающую с востока территорию, которая со временем похорошела, обуржуазилась и стала называться Великим посадом. К 1530-м годам настала необходимость обнести его новым кольцом каменных стен, которые подстыковались к Кремлю в двух точках на правой грани треугольника — там, где теперь Манежная площадь и где Москворецкий мост. Таким образом, Китай-город — это Красная площадь, Васильевский спуск и три популярные улицы — Никольская, Ильинка, Варварка.

1620481_1079934392033071_5743409315177256173_n

Есть много версий странного названия крепости и района — от уныло-инженерных до фантазийно-провидческих (типа когда миллиард триста превратится в триста миллиардов, то не придется ничего переименовывать). Мне, однако, наиболее логичной кажется лингвистическая версия. Китайгородскую крепость строил приглашенный итальянский специалист Пьетро Антонио де Аннибале. Прохожие московиты спрашивали его: «Мужик, ты чего там делаешь?» Он отвечал: «Коструендо ля чита» — отстаньте, дураки, город для вас строю. Città, city, цитадель — отсюда и до Китая недалеко.

Иверские ворота сбоку от Исторического музея — это и есть парадный вход в Китай-город. Дальше должна быть стена, место которой занимает здание Музея Отечественной войны 1812 года и вестибюль станции «Площадь революции». Потом, за спиной гостиницы «Метрополь», идет сохранившийся кусок стены: немногие знают, что вдоль него можно пройти, и это одна из лучших тайных троп городского центра. Потом арка Третьяковского проезда, стилизованная под крепостные ворота, но на самом деле пробитая в стене в конце XIX века. А потом начинается линия из нескольких площадей, образовавшаяся в 1930-е на месте самой яркой части крепости с тремя красивыми проездными башнями. Потом еще один недобитый фрагмент стены в Китайгородском проезде и, наконец, место приречной крепостной линии — Москворецкая набережная.

Vasnetsov_Vodyanye_vorota_Kitay_Goroda

Пространство, образовавшееся после сноса восточной части крепости, — то, где теперь входы на станцию «Китай-город», — прекрасно демонстрирует, куда приводят игры с переименованиями. Думаю, немногие москвичи способны разобраться в бардаке имен здешних площадей и проездов. До сноса стены на внутренней ее стороне находились протяженные торговые площади, первую из которых, обустроенную в 1780-е годы, не мудрствуя назвали Новой. Потом учредили пристенный рынок по другую сторону Ильинки, который стали называть Старой площадью: Новая-то уже есть. А потом эти названия стали путаться и меняться местами. А потом, после сносов, площади объединили с проездом на внешней стороне стены. Поэтому нынешняя Новая площадь — это скорее короткий проспект у Политехнического музея, а нынешняя Старая площадь состоит из двух самостоятельных террас, так как стена в этом месте шла вдоль склона холма. А дальше — совершенно единое пространство, зачем-то официально разбитое на два разноименных берега. Историческое название площади Варварская, потом (до 1990-го) она была площадью Ногина, а потом южную ее половину переименовали в площадь несуществующих Варварских ворот. А северную в честь открытия памятника Кириллу и Мефодию — в Славянскую.

Начавши, трудно остановиться: поводом нынешней китайгородской путаницы послужило неудачное переименование станции метро «Площадь Ногина», фактически находящейся вне пределов истинного Китай-города. Во-вторых, на данный момент «Китай-город» — неофициальный исторический топоним, не обозначенный на карте, кроме разве названия станции, соседнего с ней Китайгородского проезда и знакомого многим активным горожанам ОВД «Китай-город». В-третьих, выходящие из метро сограждане смотрят в сторону Ильинки и Варварки и не видят там ничего интересного — подъемные краны зарядских озеленителей и КПП огороженного административного квартала. Потом они смотрят в противоположную сторону и видят резвящихся бомжей и хипстеров, десятки неоновых вывесок (включая те, что с цифрою 24), танцверанды, кофейни и хостелы. А где огонечки, там снова как у Бальзаминовой: «Я поеду в Китай-город гулять!» — все очевидно.

Изображение 008

Это глубоко неправильное положение вещей, потому что столетиями Китай-город был средоточием концентрированной городской жизни, здесь было вообще все. Литургия и ярмарка, плахи и храмы, дворцы и хижины, монастыри и трактиры, застенки и академии. Во второй половине ХХ века район полностью утратил жилую функцию, закрытые административные кварталы соседствовали не пойми с чем, после шести вечера наступала полная тишина, в подворотнях выли собаки.

Сейчас Китай-город пытается воспрянуть и составить конкуренцию своему самозванному двойнику — Ивановской горке, занявшей у него не только название, но и былое многообразие жизненных форм и функций. Про Никольскую, какой она стала два года назад, не мне вам рассказывать, Большой Черкасский переулок тоже постепенно все более процветает заведениями. ГУМ, кстати сказать, сохраняющий свою интересную функцию с XV века, просто прекрасен. И главное — снова демократичен: вы же знаете, что на третьем этаже третьей линии рябиновку на коньяке разливают за совершенно привокзальные деньги? Виноводочный на первом, правда, возмутительно дорог, но зато рядом в Гостином Дворе есть вполне подходящие «Продукты».

12698434_972373599484257_3932689907634840418_o

Кстати, назад к актуальному: тут в последние дни много мнений прозвучало по поводу того, что считать следующей самостройной палаткой — «Атриум», «Европейский» или памятник Петру. Я бы голосовал за Гостиный Двор: его беззаконный стеклянный потолок сделал это удивительное место безжизненным, выстриг его из города. А ведь могла бы быть роскошная внутриквартальная площадь, с дождем и снегом, с фонтанами и аттракционами, с перемещенным сюда с Красной площади катком и с чем еще вообще угодно. Одним словом, нам еще есть о чем мечтать.

Раньше или позже Китай-город непременно вернет свою былую славу, будут и здесь свои вожделенные неоновые циферки 24. А пока готовимся морально, изучаем элементарную краеведческую топографию.

5 комментариев

Замечательно, прочитал с великим удовольствием! Автору огромное спасибо!)
Желательно понемногу восстанавливать стены Китая-города. Почин уже положен - с Иверских ворот. Хорошо бы убедить Администрацию Президента, что за каменной стеной они будут чувствовать себя спокойней, чем за забором. Парк в Зарядье было бы неплохо отделить стеной от проезжей части тем более, что, как пишут, там стена наполовину сохранилась. Пробуждению Китай-города очень бы поспособствовало восстановление Постного рынка на Замоскворецкой ул., который так красочно описывал Шмелёв. Мороженая рыба, сушёные грибочки, соленья, меды...
Рустам Рахматуллин больше года назад   Изменить
А все-таки он вертится: http://www.m24.ru/articles/96752 Специалисты, что тут скажешь
Фёдор Бартенев больше года назад   Изменить
По ссылке выше на m24, приведённой Рустамом, также написана ересь про улицу Забелина. Исчезновение ярмарок пытаются объяснить расширением тротуара. Вот такие "спецы", дорогие москвичи, получают городские подряды за ваши деньги. Специально для "руководителя Центра городской антропологии КБ "Стрелка" Михаила Алексеевского": проблема с ярмарками выходного дня - это про гнилую госсистему и власти, а широкий благоустроенный тротуар - это про удобно и приятно ходить. А то, что подряды на благоустройство получают такие же "спецы", а распределяют воры-чиновники - это опять про гнилую систему, власть и бездействие населения. Также как и грязь у метро, и "небезопасные скверы". Не пудрите гражданам мозги.
Спасибо за статью! Пока читала, открыла сразу и карту, и википедию, и другие источники. А дальше по ссылкам... Читать - не перечитать. Столько информации. Все интересно )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *