- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Воспитательный дом, которого никто не видит

18 [1]

50 фотографий закрытого прежде архитектурного комплекса в центре Москвы

Александр Фролов

В последнее время постоянно появляются новости про судьбу Воспитательного дома. Правда, его уверенно называют бывшей военной Академией имени Петра Великого, замечая, что на территории Академии есть и Воспитательный дом. На самом деле всё наоборот: военная Академия занимала некоторое время огромную территорию и здания Воспитательного дома. Доказательством этому кроме многих исторических документов служит гравюра XIX века с видом на владение и здания Воспитательного дома.

На гравюре видны все основные части этого комплекса. В центре, с башней и завершениями двух храмов по сторонам, корпус, с XVIII века называемый Корделожа. Справа – Квадрат, которому должен был отвечать симметричный корпус с противоположной стороны центральной оси. Левый Квадрат построили уже во II половине ХХ века, с отступлениями от первоначального проекта. В левой части гравюры видно протяжённое двухэтажное здание, стоящее торцом к реке. Это Окружное строение. Въезд на Парадный двор фланкируют два въездных корпуса Парадного двора.

01 [2]

Интерьеры Воспитательного дома долгое время были недоступны для осмотра, почти такими остаются они и сегодня. Поэтому знакомство с таким важным зданием, выставленным на продажу [3], очень важно для понимания его ценности.

Главное здание Воспитательного дома заложено в 1764 году, его строительство продолжалось долгие годы. В царствование императора Николая I были изменены многие интерьеры, создана чугунная ограда, навес над входом.

Несколько видов на внутренний двор, фасады Квадрата и фасад центрального корпуса, по традиции с XVIII века называемого Корделожа. В большинстве окон сохраняется старинная столярка.

02 [4]

03 [5]

04 [6]

05 [7]

Голубь над карнизом Квадрата в Парадном дворе – символ Св. Духа.

06 [8]

Белокаменная кладка цоколя здания. Для строительства Воспитательного дома использовался камень из разбираемой тогда стены Белого города.

07 [9]

Чугунный навес над входом в Корделожу и тамбур. Проект архитектора М. Д. Быковского. По сторонам входа были установлены мемориальные доски маршалу Митрофану Ивановичу Неделину (справа) и академику, генералу Анатолию Аркадьевичу Благонравову (слева). Сейчас от них остались только гранитные полированные плиты. Металлические портреты и надписи грубо выломаны неизвестными.

08 [10]

09 [11]

10 [12]

Центральный вестибюль, оформленный Академией, ныне разорён. По сторонам от входа, в середине двух помещений стояли бюсты, на стенах были тексты. Заголовок уничтоженного текста ещё можно прочесть: «Указ Президиума Верховного Совета СССР».

11 [13]

Лестницы сохраняют чугунные ступени и чугунный пол лестничных площадок. Некоторых плит не хватает, на одной из лестничных площадок лежит брошенный сейф. Часть ступеней требует реставрации.

12 [14]   13 [15]

14 [16]

15 [17]

16 [18]

Зал, оформленный в конце 1920-х годов, когда здание занимал Дворец Труда, архитектором И. Ивановым-Шицем. Вот мнение об архитектуре зала историка искусства, старшего научного сотрудника ГМИИ им. А.С. Пушкина Алексея Петухова: «Если говорить о стилистике, я бы отнёс этот интерьер к грани между поздним рационалистическим модерном и ранним ар деко. Здесь заметно множество мотивов венского Сецессиона, немецкого Веркбунда, разнообразных версий национально-романтического модерна. Удивительны монументальные люстры, близкие одновременно Йозефу Хоффману и, конечно, Луису Комфорту Тиффани! В то же время, четкий геометрический ритм членений зала, балконов отсылает к обновлённому неоклассицизму, развивавшемуся в рамках раннего ар деко…». Помещений этого времени с отделкой такого высокого уровня в Москве больше не найти. Обидно, что этот зал почти не известен даже специалистам. В прошлом это помещение и симметричные ему помещения с противоположной стороны здания (Музей Академии) предназначались для церквей Воспитательного дома.

17 [19]

19 [20]  21 [21]

20 [22]

22 [23]

23 [24]

Интерьеры Воспитательного дома. Обширные помещения с большими окнами, находящиеся в Квадрате, больше всего подходят для классов учебного заведения. В случае приспособления под гостиницу здесь придётся делать множество перегородок, обустраивать санузлы, ванные комнаты. Центральный зал в Корделоже сохраняет отделку, созданную Академией. Здесь есть барельеф Ленина в окружении знамён, места, где были стенды вдоль стен, карта военных действий во время Великой Отечественной войны с цитатой из Сталина в рамке. На потолках нескольких залов сохранились лепные розетки разного времени. В окнах стоит старая столярка со старой работающей фурнитурой.

24 [25]

25 [26]

26 [27]

27 [28]

28 [29]

29 [30]

30 [31]

31 [32]

32 [33]

Сводчатые залы Музея Академии – место, где должна была быть церковь.

34 [34]

33 [35]

Протяжённый зал в стиле ампир – Бальный, в нём сохраняются прекрасные лепные детали.

35 [36]

36 [37]

37 [38]

38 [39]

39 [40]

40 [41]

Коридоры в здании проходят насквозь, от стены до стены, и освещаются только торцевыми окнами или светом из дверей соседних помещений и с лестничных площадок. Длина многих коридоров превышает 100 метров. В случае приспособления здания под гостиницу коридоры могут оказаться слишком узкими и длинными. Возможно, потребуется создание новых лестниц дополнительно к старым.

41 [42]

42 [43]

Интересна анфилада голубого цвета. Прежде в залах анфилады висели портреты, в том числе огромные портреты членов императорской фамилии в больших сложных рамах, вдоль стен стояли стулья, скамьи и мраморные бюсты.

43 [44]

Двор исторического Квадрата Воспитательного дома размером с Хитровскую площадь, длина его около 112, ширина примерно 65 метров. Почему-то любители сильных архитектурных поступков говорят, что можно рассмотреть возможность перекрытия двора, хотя закон прямо запрещает подобные капитальные строительные работы на памятниках. В случае перекрытия двора не только будет нарушен закон. Мы лишимся сильного и красивого архитектурного пространства, созданного в середине XVIII столетия, а памятнику будет нанесён серьёзный ущерб. Авторы предложения не учитывают, как неудачны будут виды из окон гостиницы на стеклянную крышу, не учитывает и сложности эксплуатации такого перекрытия.

44 [45]

45 [46]

Воспитательный дом со стороны реки ограждает чугунная литая решётка, видимо, созданная М. Д. Быковским в середине XIX столетия. Решётка покрыта толстым слоем краски, местами с трещинами и сколами, с разбитыми деталями. Она требует серьёзной реставрации.

46 [47]

47 [48]

48 [49]

49 [50]

Исторический дуб императрицы Екатерины II во дворе Воспитательного дома. Обычно этот прекрасный дуб называют так, хотя стоит говорить, что это дуб в память императрицы. На фотографии из альбома Найдёнова, снятой во второй половине XIX века, дуба ещё нет, а центр двора занимает цветник с низкими кустами.

50 [51]

Части Воспитательного дома, относящиеся к XVIII веку, предлагается использовать как гостиницу. Однако вызывает опасение, что при таком использовании приспособление здания потребует больших работ и может нанести урон подлинным частям постройки. Потребуется перепланировка многих помещений, пробивка новых проёмов, закладка старых. Устройство новых санузлов и установка сантехники может потребовать пробивки сводов. Коридоры здания могут оказаться слишком узкими, а лестницы слишком редкими для длинных коридоров. Необходимо будет установить лифты в здании, где их нет. Говорят даже о возможности объединения верхнего этажа Квадрата с чердачным пространством, что естественно повлечёт за собой создание новых межэтажных перекрытий и конструкций крыши.

Таким образом, о сохранении подлинности значительных частей здания говорить уже не придётся.

Может быть, пока не поздно, стоит рассмотреть и другие варианты использования этого грандиозного архитектурного и исторического комплекса? Например, одним из вариантов могло бы быть размещение здесь большого учебного заведения. Но, может быть, это задача федерального уровня, а не городского, как сейчас.

Смотрите про Воспитательный дом в Красной книге Архнадзора [52]

 

13 Comments (Open | Close)

13 Comments To "Воспитательный дом, которого никто не видит"

#1 Comment By Грызлова Елена. On Пятница, Октябрь 6, 2017 @ 14:22

То, что сохранилось ещё обладает потрясающей красотой! Этот памятник требует бережной реставрации и сохранении уникальной планировки и внутренних интерьеров! Это нельзя продавать, здание должно быть принзнано как объект национального наследия России.

#2 Comment By Гуржиянц(Быстрова)Светлана On Пятница, Октябрь 6, 2017 @ 15:04

В советское время это учебное заведение называлось Академия им.Ф.И.Дзержинского.Она появилась на базе Михайловского Артиллерийского училища,оно находилось в Ленинграде,после Великой Отечественной Войны училище перевели в Москву и переименовали.Мой отец работал в ней с 1953г. по 1985г..

#3 Comment By Екатерина On Пятница, Октябрь 6, 2017 @ 17:24

Красивое какое здание…

#4 Comment By татьяна On Пятница, Октябрь 6, 2017 @ 17:37

Здравствуйте
Спросите у него, помнит ли он И.А.Ланского?

#5 Comment By Марина Антонова On Пятница, Октябрь 6, 2017 @ 18:38

Может быть здесь расположить бы какой-нибудь факультет МГУ? Например, исторический?

#6 Comment By Марина On Пятница, Октябрь 6, 2017 @ 22:05

Какая величественная красота. Сделать здесь гостиницу и косить бабло с интуристов — запредельная пошлость. Неужели нет у нас достойного государственного учреждения, которому необходимо приличное здание? И нет никакого закона, который не позволил бы торговать национальным достоянием? опять снизу постучали…

#7 Comment By serge33 On Суббота, Октябрь 7, 2017 @ 11:06

Сильная идея. Место знаковое. Грамотное приспособление и профессиональная реставрация с сохранением всех деталей, пространства и духа этого места были бы огромной победой. Но в нынешних условиях можно рассчитывать уже только на чудо.

#8 Comment By Мария On Суббота, Октябрь 7, 2017 @ 16:55

Почему бы не сделать гостиницу в советском корпусе. Он достаточно вместителен. А вот исторические корпуса использовать по другому. Беда в том, что если будет госучереждение или учебное заведение здание опять будет недоступно.

#9 Comment By Станислав On Понедельник, Октябрь 9, 2017 @ 1:24

Происходящее с Москвой иначе как мракобесием называть уже нельзя. Разрушение, искажение облика и назначения исторических зданий, чудом сохранившихся до наших дней, переживших несколько воин — варварство за гранью нормального человеческого понимания. Приспособление воспитательного дома под гостиницу приведет к полной утрате целостности архитектурных и планировочных задумок создателей комплекса. В случае реализации проекта от здания останется только остов, коробка с последующей имитацией псевдо-исторического стиля.

#10 Comment By ольга On Понедельник, Октябрь 16, 2017 @ 10:02

…исторически…то есть ЛОГИЧЕСКИ — архитектура — искусство НЕ ДЛЯ НАРОДА…это искусство, создающее глобальный механизм УПРАВЛЕНИЯ НАРОДОМ…когда-то это были религиозные, в основном, здания и средовые комплексы…на этих постройках формировались, развивались в тени технологий психических и строительные технологии…долговечные материалы требовали больших затрат в строительной их обработке…поэтому для народа никакой архитектуры ( как искусства) и существовать не могло…любая элита позиционирует себя в истории через архитектуру…развитие строительных технологий естественным путем привело к удешевлению строительства, к ВОЗМОЖНОСТИ реконструкции под новые запросы новых элит…вспомним научную дискуссию конца 20 века о разделении понятий реабилитация, модернизация и реконструкция…хахачки….сколько докторских тогда получилось?))))…а ведь это был просто пропуск в уничтожение памятников архитектуры как искусства — то, что нужно «нижним» — будем реабилитировать, то, что «не отбирается» — будем реконструировать, а все остальное ВОЗМОЖНО модернизировать…а уж как модернизировать — тут что-то с финансированием науки у нас затормозилось…так что жить придется не прошлым, не будущим, а — сегодняшним днем, т.е. принимать капризы и кривляния той элиты, которую и вскормили…сорри, не сочувствую москвичам, сострадаю ни в чем неповинным камням, деревьям и чугунному литью

#11 Comment By Влад On Понедельник, Октябрь 23, 2017 @ 20:57

Кому и зачем понадобилось переводить из этого здания Академию им Петра Великого? И куда, в Балашиху!!! Считаю это просто вредительством! А теперь не знают что в это здание впихнуть! А я ведь в этом здании 4 года учился. На душе просто противно!

#12 Comment By Михаил On Вторник, Октябрь 31, 2017 @ 0:30

Академию им. Петра Великого перевели в Балашиху,потому что в Балашихе расположена
знаменитая на весь мир фантастических размеров
свалка.А освободившееся здание с особым изощрённым цинизмом изуродуют и превратят
в собянинское китчевое непотребство.

#13 Comment By Алексей On Среда, Ноябрь 1, 2017 @ 22:14

Всё, продали(( [53]