- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Михаил Михайлович Алленов

[1]

(10 сентября 1942 — 21 декабря 2018)

Ушел человек, у которого одни учились, а другие хотели бы. Который, говоря об искусстве, ставил речь историкам искусства, как ставят речь артистам. Мысля об искусстве, ставил мысль. Шутя или сердясь, ставил и эти умения. Учил, что бы ни делал.

Всего четыре текста: фрагмент о храме Покрова на Рву в книге «Суриков»; эссе о доме Пашкова, о метро «Комсомольская», о гостинице «Москва» — делают школу мысли о Москве.

А с нами он начинал Школу наследия [2].

Светлая память.

Прощание с Михаилом Михайловичем Алленовым состоится в понедельник, 24 декабря, в 11.30, в храме св. Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

*
«Пафос так называемой «научной объективности», составляющий предел мечтаний исследователя, — достигнуть такого состояния знаний, которое выражается словами: «симптоматично», «неслучайно», «неудивительно, что» и т.п. Явления творческого чуда превращаются в закономерные, высоковероятностные события, якобы возникающие при соблюдении некоторых условий: например, если родиться тогда-то, воспитываться так-то, окончить (скажем, академию, университет), продолжить (скажем, за границей у Шальгрена или в Гейдельберге и Сорбонне), усердно упражняться, то в итоге, как правило, возникает… Адмиралтейство Захарова или такие, к примеру, строки:

Здесь, Капитолия и Форума вдали,
Средь увядания спокойного природы,
Я слышу Августа и на краю земли
Державным яблоком катящиеся годы».

*
«…Ассоциации, имеющие непроизвольный характер, должны быть выговорены, ибо они суть неотъемлемая часть как восприятия, так и мыслительных процедур, — и обязанность гуманитария не освобождаться от таковых ассоциаций, и тем более не утаивать их, но придумать им, непридуманным, организованную форму».

*
«Всякая точность попадания тем удивительнее, чем дальше расстояние, преодолеваемое стрелой. Лишь слово в силу его иномирности, то есть непричастности трехмерному пространству, способно моделировать любые дистанции удаления и траектории полета, несколькими точными попаданиями выстроить то идеальное пространство, где обитает единственный и неповторимый образ».

Библиография М.М. Алленова [3]

Лекция в Школе наследия [4]: