- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

И Чайковский не помог

­ [1]

Дмитрий Чижков

Во владении 3 по Хилкову переулку частично сохранился главный дом некогда знаменитой московской усадьбы. Когда в 1950-1960-е годы он был приспособлен под жилые квартиры, деревянная центральная часть была разобрана и на её фундаментах возведена четырёхэтажная встройка между флигелями. Флигели сохранились, но надстроены третьими этажами. В марте 2019 года активисты Архнадзора заявили остатки усадьбы на государственную охрану. Увы, 16 июля 2019 года Департамент культурного наследия Москвы своим приказом [2] отказал зданию во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Усадьба сформировалась в послепожарный период, после 1822 года, когда надворная советница Вера Яковлевна Есипова (во втором браке Сольдейн; 1790-1856) приобрела два участка: у князей Голицыных и у генерал-майора А.А. Тучкова. В скором времени Есипова построила протяженный дом, разделивший огромное владение на сад и двор. На плане владения 1824 года уже показаны двор с тремя хозяйственными постройками, сад с прудом и дом сложной конфигурации, состоящий из нескольких объёмов: двухэтажный деревянный центр соединён одноэтажными каменными переходами с двумя каменными двухэтажными флигелями, перпендикулярно 2-му Ушаковскому (ныне Хилкову) переулку.

[3]

Усадьба располагалась в ряду подобных, с главными домами, вытянутыми вдоль террасы холма, садами к реке.

Вера Яковлевна Есипова входила в число добрых знакомых Пушкина. По отзыву современника, она была «очень обходительной и образованной женщиной, интересовавшейся литературой… У ней собирались молодые представители умственной жизни Москвы».

После продажи в усадьбе с 1 января 1828 года разместилось лечебное заведение Общества искусственных минеральных вод, сооснователем которого выступил лейб-медик Александра I, почетный член Московского университета Христиан Иванович (Юстус Христиан) Лодер (1753-1832). В создании заведения принял участие коллега Лодера, заслуженный профессор химии Московского университета, доктор медицины и хирургии, член-корреспондент Петербургской академии наук, академик Медико-хирургической академии Фёдор Фёдорович (Фердинанд-Фридрих) Рейсс (1778-1852). Он также интересовался лечебными свойствами минеральных вод, исследовал химический состав естественных вод Кавказа, Тверской и Московской губерний, а в 1823 году завёл искусственные минеральные воды в московском Нескучном саду. Таким образом, лечебница Лодера стала вторым московским заведением искусственных минеральных вод.

[4]

Состоятельные москвичи по утрам съезжались в Хилков переулок, пили воду, прогуливались по аллеям усадебного парка. На случай ненастной погоды около дома была устроена большая терраса, а вдоль фасада, обращённого к Москве-реке, — галереи, где пациенты могли отдыхать после процедур. Бедным и малоимущим воды отпускались бесплатно.

По легенде, от фамилии Лодера произошло слово «лодырь», но лишь по легенде. В глазах обывателей предлагавшиеся в лечебнице «процедуры» выглядели бесполезным времяпрепровождением.

Заведение стало популярным в Москве. Известный дипломат и мемуарист Александр Яковлевич Булгаков так вспоминал своё посещение: «Давно обещал я Лодеру, да и самому хотелось посмотреть заведение искусственных вод. Встал сегодня в 6 часов и отправился, позавтракав, туда. Там нашёл я Лодера, который в меня впился и всё мне прекрасно показал, но продержал почти всё утро. Надобно сознаться, что всё устроено прекрасно, по-моему, лучше, нежели в Карлсбаде; есть комнаты в доме, галерея с защитою от солнца и дождя, род террасы и, кроме того, обширный сад. Я нашёл множество дам и кавалеров, более 130 человек. Я уверен, что это заведение процветает, как дилижансы».

На графическом изображении того периода показан вид усадьбы-лечебницы со стороны Москвы-реки. Композиция протяжённого дома отличалась аристократичностью. Центральная часть завершалась мезонином и была украшена шестиколонным портиком.

[5]

Почти полвека спустя, в 1873 году, владение поменяло хозяев, перейдя к действительному статскому советнику Ивану Павловичу Шаблыкину, потомку новгородского дворянского рода, известного с XVI столетия и внесённого в VI часть дворянских родословных книг по Московской, Петербургской, Тульской, Калужской, Ярославской, Владимирской и Рязанской губерниям.

В следующем 1874 году в главном доме разместилась гимназия Софьи Николаевны Фишер (1836-1913) — первая в Москве женская гимназия с программой обучения, соответствовавшей мужским учебным заведениям. Окончившие гимназию девушки получали звание домашней учительницы. В 1878 году работы учениц гимназии по латинскому и древнегреческому языкам получили благодарности на Всемирной выставке в Париже, а сама Фишер — титул офицера Французской академии и соответствующий знак отличия. В декабре 1883 года на одном из музыкальных вечеров в гимназии побывал Чайковский, который впоследствии с большой теплотой вспоминал об овации, устроенной ему воспитанницами. С 1895 года выпускницы гимназии могли поступать в Санкт-Петербургский женский медицинский институт без экзаменов. В 1899 году при гимназии было основано «Общество бывших воспитанников женской гимназии С.Н. Фишер». На Всемирной выставке 1900 года в Париже, как руководитель учебного заведения, Софья Николаевна была удостоена диплома и медали. Гимназия просуществовала в усадьбе до самой революции.

Само владение в 1880-е годы перешло к знаменитым московским текстильным фабрикантам Бутиковым. Иван Иванович Бутиков, сын основоположника предпринимательской династии Ивана Петровича, став полноправным хозяином, выстроил вдоль набережной, на месте усадебного парка, фабрику. Старый же дом сохранил своё функциональное назначение. В 1883 году И.И. Бутиков получил разрешение поднять высоту его северного крыла до высоты центральной части с колоннадой, и дом стал асимметричным. На поэтажных планах и чертежах фасадов стоит подпись архитектора П. Ершова.

[6]

В 1911 году дочь и наследница Бутикова Александра Ивановна Дерожинская-Зимина продала дом Обществу бывших воспитанников женской гимназии С.Н. Фишер. Средства на выкуп Общество нашло сбором пожертвований.

После Октябрьской революции здание было национализировано. В 1920-е годы здесь находились Военно-политические курсы РККА.

С началом строительства 1-й очереди Московского метрополитена, когда в районе Остоженки стали размещаться общежития для его строителей, одно из них заняло бывший усадебный дом.

Ныне дом пустует, включен в Красную книгу [7] Архнадзора. Но угроза дому не сводится к запустению. Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), оформленный в 2016 году по обращению ООО “Столичное подворье”, сохраняя за домом функцию многоквартирного жилья, допускает новое строительство с общей площадью 2000 кв. м. сверх существующих 3000. Отказ в постановке на охрану может быть частью реализации этого плана. Похоже, в скором времени ничто не будет напоминать нам об огромной дворянской усадьбе, связанной со столькими выдающимися именами отечественной истории и культуры.

[8]

Ведь статус «Золотой мили», в отличие от статуса «объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия», защищавшего дом с момента подачи заявки, с района Остоженки никто не снимал.

1 Comment (Open | Close)

1 Comment To "И Чайковский не помог"

#1 Comment By Дмитрий On Четверг, Июль 25, 2019 @ 13:51

Гайд-парк это великолепно. Оттуда очень хорошо бороться за исторический облик российской столицы. Что и делает автор гайд-блога, регулярно сообщая о каждой акции Архнадзора , клеймя театр Геликон и не в состоянии пережить тот факт, что в организации этого театра своему сыну Дмитрию Бертману помог его отец примерно как Моцарту в его первых музыкальных опытах помогал его папа Леопольд. Грех, конечно, ужасный помогать родному сыну, да еще в столь корыстном деле, как создание хорошего театра для России. Ну да ладно. Наш спор с Марией Арбатовой начался с ее коммента в моем блоге: она написала, что если бы не знала меня, то подумала бы. что я ангажирован Геликоном .