- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Станциям Ранцево и Скакулино – быть?

[1]

Железнодорожное наследие снова в опасности. На этот раз под угрозой закрытия оказались уникальные станции Ранцево и Скакулино, расположенные на Кувшиновской железнодорожной линии в Тверской области.

Кувшиновская линия – своего рода «музей под открытым небом». Как и много десятилетий назад, здесь, всего в трёхстах километрах от Москвы, прибывающие поезда встречают поднятым крылом семафора с разноцветными огнями, а отправляют, вручая машинисту небольшой металлический жезл, на котором написаны названия этой станции и следующей, до которой ему разрешено движение. Конечно, все эти устройства – и семафоры, и электрожезловую систему движения поездов – можно увидеть в музеях, но в настоящей «живой» работе они сохранились только на этих небольших станциях, затерявшихся где-то между Петербургом и Москвой.

Кувшиновская – классический малодеятельный участок, какие ещё остались на наших железных дорогах. Поезда ходят здесь даже не каждый день. Именно поэтому её не затронули технический прогресс и многочисленные реконструкции, давно отправившие в небытие такие же семафоры и жезлы на «больших» железнодорожных магистралях. Но именно такие малодеятельные участки становятся первыми жертвами «оптимизации», «сокращения расходов» и прочих действий, направленных на улучшение финансового состояния наших железных дорог.

[2]

И что самое обидное, Кувшиновская линия почти дождалась своего музея: в нескольких десятках километров от неё находится станция Осташков – «паровозная столица» нашего времени. Каждую субботу в Осташков прибывает поезд с настоящим паровозом, до Кувшиновской линии ему остаётся пройти всего 40 километров. А дальше – неспешная линия, петляющая среди лесов и болот, легко перепрыгивающая через речки изящными мостиками и встречающая паровоз теми самыми семафорами, причудливыми деревянными вокзалами. Работающие на них прекрасные люди не просто встретят и отправят поезд, но и обязательно расскажут всем интересующимся, как устроена и работает эта нехитрая (но в то же время безотказная!) железнодорожная техника родом из середины прошлого века. Расскажут не потому, что у них это записано в должностной инструкции или им за это платят – нет, просто они увидели интерес в глазах собеседников.

[3]

Поезд бежит дальше и приходит на станцию Торжок, откуда вполне современная «Ласточка» всего за час домчит нас до Твери, а там и до Москвы или Петербурга рукой подать. Вот вам готовый экскурсионный маршрут: Бологое – Осташков – Кувшиновская линия (со станциями Ранцево и Скакулино) – Торжок. Главное – не ломать ту историю, которая удивительным образом сохранилась до наших дней. А для этого надо прямо сейчас, раз и навсегда принять решение, что станциям Ранцево и Скакулино – быть!

Сохранить нужно не только технику, но обязательно оставить при ней сотрудников железной дороги, тем более, что их всего двое: по одному дежурному на каждую из станций.

[4]

Копеечная экономия, которую Октябрьская железная дорога получит от закрытия этих двух станций, будет с лихвой перекрыта прибылью от будущих экскурсионных маршрутов по действительно заповедным железным дорогам Тверского края. Лучший вариант сохранения старинной техники – продолжение её эксплуатации, тем более, что опыт её содержания и использования на Кувшиновской линии есть.

[5]

Общественное движение «Архнадзор» направило письма Генеральному директору – председателю правления ОАО «РЖД» Олегу Белозёрову и начальнику Октябрьской железной дороги Виктору Голомолзину с просьбой сохранить работу уникальных станций Ранцево и Скакулино. Мы призываем всех неравнодушных к истории наших железных дорог сделать то же самое через электронные приёмные ОАО «РЖД» [6] и Октябрьской железной дороги [7].

[8]

Текст нашего обращения:

Уважаемый Олег Валентинович,

Как нам стало известно, готовится решение о закрытии двух станций – Ранцево и Скакулино, находящихся на историческом Кувшиновском подъездном пути, входящем ныне в состав Октябрьской железной дороги.

Эти станции находятся на малодеятельном участке и представляют огромную историческую и культурную ценность: на них сохранились действующие семафоры и электрожезловая система управления движением поездов, маршрутно-контрольные устройства, использующие ключевую зависимость стрелок и сигналов. На станции Ранцево действует железнодорожный переезд со шлагбаумами, управляемыми вручную при помощи системы тросов и блоков. Подобная железнодорожная техника сохранилась лишь в музейных экспозициях, где она находится в статичном положении и демонстрация её работы не предусмотрена. В то же время на Кувшиновской линии все эти системы исправны и по сей день используются для движения поездов, представляя собой действующий музей под открытым небом.

Исключительную ценность станций Ранцево и Скакулино отмечает известный исследователь Российских железных дорог А.Б. Вульфов. Например, в его книге «Бологое-Полоцкая – заповедная железная дорога» (Москва, МОО «Общество любителей железных дорог (ВОЛЖД), 2009 г.) многократно говорится о необходимости сохранения ансамбля железнодорожной линии Бологое – Осташков и ветви Соблаго – Торжок, включая их технические устройства.

Сохранение исторического ансамбля Кувшиновской линии предусмотрено Поручением Президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина «ПП-10 от 31.01.2006 г. «О сохранении железнодорожных объектов ОАО «РЖД», имеющих культурно-историческую ценность» и подготовленным в соответствии с ним приказом начальника Октябрьской железной дороги №Окт-94 от 27 декабря 2011 г.
Несмотря на отсутствие регулярных экскурсионных маршрутов по Кувшиновской линии, станции Ранцево и Скакулино привлекают множество туристов и фотографов, в том числе из Москвы и Петербурга. Их посещение является практически обязательным по пути в Осташков и далее на озеро Селигер. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы и фотографии, в том числе в сети Интернет.

Ансамбль станции Ранцево: деревянный вокзал, два стрелочных поста, семафоры и шлагбаумы – признан объектом культурного наследия.

Просим Вас не допустить закрытия станций Ранцево и Скакулино Кувшиновской линии Октябрьской железной дороги, предусмотреть продолжение их работы, включая эксплуатацию технических систем (семафоры, электрожезловая система, маршрутно-контрольные устройства с ключевой зависимостью, ручные шлагбаумы) и дежурство персонала. Решение о сохранении этих станций положительно скажется на имидже ОАО «РЖД» и Октябрьской железной дороги, позволит сохранить в работе уникальные технические системы и организовать в будущем действующий железнодорожный музей на Кувшиновской линии.

Координационный совет ОД «Архнадзор»

[9]

7 Comments (Open | Close)

7 Comments To "Станциям Ранцево и Скакулино – быть?"

#1 Comment By Анастасия On Вторник, Февраль 11, 2020 @ 23:32

Как обидно видеть,что твой родной край умирает… В детстве постоянно мелькали поезда туда-сюда, а теперь тишина. Два раза в неделю и то только до Кувшинова и сразу назад,жаль…А ведь был когда то поезд и до Москвы,прямой,без пересадок. Теперь не рентабельно,для жд не рентабельно…люди как были так и есть. И желание ездить на поезде у людей осталось,но уже увы!!! нет возможности,а жаль.

#2 Comment By Оксана On Среда, Февраль 12, 2020 @ 0:07

А в Брылево какой был вокзал. Все разобрали. А поезд когда ходил Москва — Осташков народу ездило очень много. В Брылево по 30 человек выходило, а бывало и больше. Поезд отменили, посёлок Брылево опустел , и деревня тоже скоро опустеет.

#3 Comment By Оксана On Среда, Февраль 12, 2020 @ 0:13

Надо не закрывать, а ремонтировать дорогу и пускать поезд. Люди с радостью будут ездить. А короткий поезд ходил до торжка , так люди не попадали на электрички. Нет бы , время изменить, так зачем ? Проще совсем отменить .теперь опять до кувшиново ходит. А кому он до кувшиново нужен если люди едут дальше.

#4 Comment By Татьяна On Среда, Февраль 12, 2020 @ 16:26

Скоро будем заносит всё что было раньше в » Красную книгу » как безвозвратно ушедшие….как жалко. Приезжала в Ранцево раньше к родственникам . Выбегали считали вагоны когда шли поезда . Было и по 10 и 12 шт. Помогаем другим странам поднимать экономику , а у самих развал..Понятно , что людей остаётся в деревнях мало , а всё потому что люди уезжают ..ни работы ничего нет. Уважаемые наши правители обратите внимание и на свой народ. Живём в большой стране нефть продаём , а у самих бензин стоит 45 руб. Надо же с этим что то делать или как ???
После войны всё восстановили , а теперь рушим.

#5 Comment By Анна On Четверг, Февраль 13, 2020 @ 21:07

Это какой же туристический потенциал у этой дороги! Ведь само Кувшиново практически не изменилось, исключая подежженного тдома-усадьбы самой Кувшиновой. А так, одень местных в старую форму, пусти паровозы — и всё. Деньги можно грести лопатой….. Но судя по всему, развитие туризма не выгодно турецким конкурентам… иначе бы люди ездили в отпуск не в Турцию, а в Россию!

#6 Comment By Герман М On Четверг, Сентябрь 16, 2021 @ 13:50

Глупости какие. Нерентабельное умирает, нужное развивается. И это закон.
Если вы думаете, что содержать целый жд участок — это «копеечка» — вы просто глупцы.
Увы, в связи с центростремительным движением, провинция пустеет. Благосостояние увеличивается. Почти в каждой семье теперь есть личный автотранспорт, на котором можно и до Осташкова, и до Твери. И подобные поезда стали ненужными.
Я ниразу не сталкивался с ситуацией, чтоб отменили поезд, который ходил бы «битком».
А ради воздыхателей старой ЖД (коим и сам являюсь) содержать целый участок с инженерными и прочими сооружениями — очень дорогое удовольствие. Я это понимаю. Странно, почему до вас не доходит.

#7 Comment By Борис Горшков On Вторник, Ноябрь 30, 2021 @ 21:37

Герману М.
«Позор тому, кто выше ценит то, что кажется полезным, чем то, что является нравственным». Цицерон.
В Англии, Германии, Швеции, даже в насквозь пропитанных духом наживы Соединённых Штатах сохранены и действуют музейные дороги. Чем Россия хуже?
Не для «вздыхателей о старой жд» они нужны, они нужны для будущих поколений, чтобы потомки знали, как была устроена и как действовала железная дорога в XIX-ХХ веках, именно потому, что техника меняется очень быстро. По-вашему, так и музеи тоже не нужны — кому нужны эти Рафаэли и Айвазовские, когда всё можно заснять на смартфон.