- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Вокзал Токсово. Нелёгкая участь «особо охраняемого объекта»

9_1998_открытка_Токсовский_вокзал [1]

Юрий Егоров

Всего несколько месяцев назад мы радовались сохранению [2] исторических станций Ранцево и Скакулино, что в Тверской области, и приветствовали решение нового руководства Октябрьской железной дороги о сохранении этих станций. Однако «культурные бомбы», заложенные предыдущим начальником дороги, продолжают если не взрываться, то грозить катастрофой уцелевшим памятникам железнодорожной истории и старины. Новый адрес бедствия – станция Токсово, что на линии Петербург – Приозерск в Ленинградской области.

В январе 2020 года, ещё при бывшем начальнике дороги В. Голоскокове, известном своим наплевательским отношением к истории вверенной ему железной дороги, был объявлен конкурс на снос [3] исторического вокзала станции Токсово и строительство нового здания.

[4]

А между тем и этот вокзал, наряду со многими другими, сами железнодорожники включили в список «особо охраняемых»: он числится под номером 42 в приложении к Приказу № Окт-94 от 27 ноября 2011 года «О сохранении памятников материальной и духовной культуры Октябрьской железной дороги».

Здание построено в 1916 году в составе линии Петроград – Токсово – река Лемболовка, продолжавшейся и дальше, через финскую границу. Авторами типового проекта деревянных зданий вокзалов IV класса на этой линии стали финский архитектор, уроженец Сортавалы Урхо Пяллия и инженер Николай Иванович Потехин.

Вокзал Токсово - проект 1916 года [5]

Здание представляет собой интереснейший образец железнодорожной архитектуры эпохи модерна в его «финском», северном стиле. Здесь и сложная планировка, и «игра» фактурой отделки, и высокая полувальмовая кровля, но при этом нет никаких сомнений, что перед нами – железнодорожное здание. До наших дней сохранились всего два таких вокзала: на станциях Токсово и Грузино, последний из которых построен в несколько упрощённом варианте и, тем не менее, тоже внесён в список «особо ценных» под номером 10.

Имеет вокзал Токсово и мемориальную ценность. Станция находилась в старинной дачной местности, поэтому его пассажирами становились А. Грин, С. Маршак, А. Ахматова, Д. Хармс и другие, станция упомянута во многих литературных произведениях.

[6]

Но, как оказалось, если очень хочется, то можно не исполнять свои собственные решения. В конце 2000-х годов оба здания лишились своего деревянного декора, печных труб, а заодно и оригинальной кровли, зато обрели современную отделку из обычного пластикового сайдинга, о котором не имели никакого понятия архитектор Пяллия и инженер Потехин. Приказа об особом статусе этих двух вокзалов никто, разумеется, не отменял.

[7]

А осенью 2019 года началась подготовка к окончательной замене исторического здания в Токсово на современное – тоже «при живом приказе». Впрочем, такая практика для Октябрьской железной дороги не в новость. Техническим заданием предусмотрен демонтаж исторического вокзала и строительство нового – в тех же габаритах, с тем же декором, но из современных материалов. По существу это снос подлинного здания и его замена на новодел.

Предвидя возможный снос, в декабре 2019 года жители посёлка Токсово и Петербурга подали в Комитет по культуре Ленинградской области заявление на включение вокзала в реестр памятников. Установленный федеральным законом срок рассмотрения заявления (до 90 рабочих дней) истёк 30 апреля, однако никакого решения Комитет не озвучил. А железная дорога тем временем продолжает готовиться к сносу вокзала.

апр_2008_фото_Сергеева_Д_В [8]

Сколько ещё таких «культурных бомб» под историческим наследием Октябрьской железной дороги оставил нам её бывший начальник, мы не знаем. Тем не менее февральское решение нового руководства дороги по станциям Ранцево и Скакулино [2] позволяет надеяться на лучшее.

Мы призываем руководство Октябрьской железной дороги и лично её начальника Виктора Голомолзина продолжить успешно начатую работу по сохранению исторического наследия дороги, провести ревизию «сносных» распоряжений прежнего начальника дороги. Начать можно со зданий из списка 2011 года, в том числе вокзала на станции Токсово.

Хотелось бы, чтобы и впредь вместо сноса исторических вокзалов, водонапорных башен и других железнодорожных зданий принимались решения по возвращению им первоначального облика и подлинному (а не на бумаге) их сохранению.

Наши читатели могут направить аналогичную просьбу через электронные приёмные ОАО «РЖД» [9] и Октябрьской железной дороги [10]. Обращение составляется в свободной форме, смысл — призыв вспомнить приказ «О сохранении памятников материальной и духовной культуры Октябрьской железной дороги» и сохранить историческое здание в первозданном виде.