- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Окно в историю осталось без электричества

Музеефицированные археологические фрагменты XVII века покрылись мхом и плесенью

Мария Коробова

В 2018 году нашумевшая программа «Моя улица» [1] дошла до квартала между Мясницкой улицей и Маросейкой. Заранее, в марте, началась совместная работа столичного Департамента капитального ремонта города Москвы (ДКР) и представителей местных жителей и сообществ: Центра изучения истории и наследия Златоустова монастыря, Общественного движения «Архнадзор», инициативной группы «Ивановская горка», музея «Огни Москвы». Состоялось несколько встреч, на которых выработана карта благоустройства и предложения к разработке технического задания для учета в проектировании предложений краеведов, экспертов и местных жителей.

Но когда в мае благоустройство дошло до пересечения Армянского и Малого Златоустинского переулков, где с 1669 до 1938 г. стояла прекрасная церковь Николы в Столпах, городские власти не сразу приняли решение, да даже и саму мысль о полноценной музеефикации остатков его фундамента [2]. Первоначально там работали археологи, и речь шла лишь о сигнации. Но уж больно красивы были вскрытые кладки храма, и конечно, хотелось их сохранить для обозрения.

22 мая начались работы по сооружению бетонной подушки под плитку. 25 мая в Общественной палате РФ прошли слушания [3] по вопросу музеефикации объектов археологии, на имя С.С. Собянина было направлено коллективное обращение [4] от имени ряда известных архитекторов, искусствоведов и общественных деятелей с просьбой «дать распоряжение об изменении сроков окончания работ по благоустройству, поручить провести работы по консервации и сохранению объектов археологии, по проектированию на их основе археологического парка с музеефикацией указанных объектов на месте».

И наконец, городские власти утвердили проект [5], который предусматривал полный комплекс работ по музеефикации памятника методом «археологического окна» под стеклом: и вентиляцию, и освещение, и гидрофобизацию. Осенью его сооружение было завершено, и уже 6 декабря Сергей Собянин наградил [6] авторов и исполнителей проекта в числе лауреатов конкурса «Московская реставрация — 2018». О реставрации и некоторых нюансах сохранения кладки храма мы уже рассказывали [7].

В номинации «Объекты археологического наследия» отмечена церковь Николая Чудотворца в Столпах. Раскрытие и фиксация остатков фундаментов северной галереи и апсиды церкви (Армянский переулок, дом 4, стр. 2). За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ премии удостоен Департамент капремонта. За музеефикацию фрагментов фундамента — ООО «Преображение». За организацию и проведение археологических исследований — ООО «Археологические изыскания в строительстве.


Однако не успели смолкнуть фанфары, как «окно в историю» отключили от электричества. «Окно» в его первоначальном виде продержалось еще полгода, в мае 2019 здесь торжественно отметили Дни культурного наследия и отчитались о своем прошлогоднем достижении, а дальше началась долгая переписка длиною в добрых 2 года с просьбой подключить-таки окно к электрическим сетям и запустить вентиляцию.

Департамент культурного наследия отправлял [8] к Департаменту капитального ремонта, тот к ГКУ УКРиС [9]. УКРиС пытался [10] передать объект балансодержателям города.

13 марта 2020 года ДКР рапортовал [11]: «В настоящее время ведется корректировка технических условий, ориентировочный срок корректировки — 30 календарных дней. Работы по подключению освещения и системы вентиляции будут выполнены после получения новых технических условий».

15 июля 2020 года мэру было направлено письмо [12] по поводу все той же проблемы. 28 июля 2020 г. заместитель префекта ЦАО пишет, что подрядной организации дано поручение выполнить работы по устранению замечаний, указанных в обращении, в срок до 12.08.2020. После завершения работ музейный объект будет приведен в удовлетворительное санитарно-техническое состояние и передан в оперативное управление балансодержателю территории.

15 сентября 2020 года и.о. заместителя префекта по вопросам ЖКХ дает замдиректора ГКУ «УКРиС» Суржиковой пояснения о целесообразности передачи окна в ГБУК Музейное объединение «Музей Москвы»…

В переписках проходит еще год. 24 июня 2021 Музей Москвы готов был принять «окно» на баланс, просил согласования, подсчитывал затраты на обслуживание и просил [13] выделения целевой субсидии у министра правительства Москвы, руководителя Департамента культуры Александра Кибовского.

Пока идет вся эта увлекательная переписка, мох и плесень растут своими темпами, не зная о благих намерениях начальства. В результате в ноябре 2021 года ДКР уже констатирует: «Визуальный осмотр Объекта, проведенный в июле текущего года совместно с сотрудниками ГКУ «УКРиС», показал, что витрина для показа объекта археологии выполнена без учета специфики создания уличных всесезонных витрин, что привело к невозможности эксплуатации данной конструкции на постоянной основе. (Так за что тогда награждали начальников? А окно-то поначалу проветривалось и освещалось! – Ред.)».

Далее: «В результате Объект находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения капитальных работ, включающих допроектирование инженерных систем (вентиляция, обеспыливание, освещение) и подключение к электрическим сетям.
По итогам проведения указанных работ передача Объекта в оперативное управления Музея Москвы будет согласована.”

Чиновники водят нас по кругу, а памятник археологии разрушается.

Иногда подумаешь: может быть, им лучше ничего и не предлагать? Под землей и бетонной подушкой все хотя бы целее было. А тут – отрапортовали, призы получили, а дальше – хоть трава не расти. Трава пока ещё не растет, а вот мох и плесень – очень даже.

1 Comment (Open | Close)

1 Comment To "Окно в историю осталось без электричества"

#1 Comment By Павел On Вторник, Январь 11, 2022 @ 18:27

Жалко, конечно, что даже такая малость как устройство вентиляции в стеклянном укрытии идёт с таким упорным сопротивлением. Видна полная незаинтересованность ведомств. Особенно печально, что одним из таких безразличных выступает Департамент культуры Москвы. Это конечно не плитка на «Моей улице»!