- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

К юбилею Щусева: история одного обмана

[1]

8 октября исполняется 150 лет со дня рождения великого архитектора первой половины XX века Алексея Щусева. Журнал «Охраняется государством» под редакцией координатора «Архнадзора» Константина Михайлова выпустил к юбилею специальный номер [2]. Музей архитектуры посвятил своему основателю и первому директору огромную выставку [3]. Кураторы выставки одновременно выступают авторами статей в журнале.

Но сами градозащитники празднуют без радости или не празднуют вовсе. К юбилейной дате стало окончательно ясно, что РЖД и правительство  Москвы сообща уничтожили [4] одно из хрестоматийных произведений классика — Каланчевский виадук на одноименной площади, у трех вокзалов. Это не просто история вандализма; это история обмана.

В июле 2019 года мы впервые забили тревогу [5]: по проекту расширения Алексеевской соединительной ветки железных дорог виадук Щусева просто сносился и заменялся на типовую железобетонную конструкцию.

[6]
Драма в том, что путепровод, выдающийся памятник [5] де-факто, не был памятником де-юре. И не мог им стать при нынешней администрации города: правительство Сергея Собянина не принимает на охрану действующие инженерные сооружения.

[7]

Фото Сергея Колузакова

Нашу тревогу удалось донести до Москомнаследия, Москомархитектуры и, что удивительно, до РЖД и его проектировщика, Мосгипротранса. Год спустя мы сообщили [8] читателям о результате долгих многосторонних консультаций: Москомархитектура утвердила новое архитектурно-градостроительное решение (АГР) под негласным девизом «Больше Щусева».

Вариант 2020 г. [9]

По новому проекту гранитная подпорная стена виадука воссоздавалась после расширения путей с двух до четырех полос. Правда, не на всю длину: метрополитен категорически возражал против новой нагрузки на мелко залегающий коллектор Сокольнической линии метро. Зато на противоположной стороне виадука строилась аналогичная гранитная подпорная стена с аркадой, запроектированная, но не реализованная Щусевым. Количество необходимого подлинного гранита, таким образом, оставалось почти прежним.

[10]
Дальнейшие события развивались по изначальному сценарию РЖД, как будто не было года переговоров. Щусевский гранит был не просто демонтирован, но исчез в неизвестном направлении. Его аналог, вероятно, и не собирались добывать. Рабочее проектирование, насколько нам известно, перешло к другим архитекторам. В 2022 году, через три года после начала эпопеи, мы забили тревогу [11] вновь: в отделке путепровода появились чередующиеся ряды желтовато-серого гранита, бледного и убогого по сравнению с мощной кладкой Щусева. Проступили очертания муляжа и прямого обмана.

[12]

Этой осенью облицовка новых опор виадука завершается. Никаких гранитных стен-аркад, кроме короткого отрезка вдоль платформы «Каланчевская», просто нет. На их месте, на месте земляной насыпи вдоль Казанского вокзала, устроены сквозные проходы между площадью и безымянным сквером. Называть эти полости общественным пространством не приходится: над головами прохожих непрерывно грохочет четырехполосное железнодорожное движение. Фактически реализован первоначальный проект РЖД.
Притом на сайте Архсовета до сих пор можно найти статью [13] от февраля 2020 года под заголовком «МКА (Москомархитектура. – Ред.) совместно с Архнадзором проработала проект реконструкции Каланчевского путепровода». «В проекте мы предлагаем вернуться к первоначальным эскизам Щусева», — говорит в этом тексте главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

[14]
Уже неинтересно выяснять, утверждала ли Москомархитектура третье АГР вместо второго. Если даже не утверждала, у этого ведомства просто нет административно-полицейских функций. Они есть у Мосгорнаследия, но виадук не был памятником.

А если бы стал им? Тогда реконструкция путепровода проходила бы под шапкой реставрации. Изменения все равно были бы велики, но на сохранении подлинного материала и авторского рисунка аркад можно было настоять именем закона. В отсутствие законодательных рычагов Каланчевский путепровод повис на честном слове, данном Архнадзору и с легкостью взятом назад.
С юбилеем Щусева, дорогие москвичи…

Исходный вариант лета 2019 г. и промежуточный осени 2019 г. [15]

 

1 Comment (Open | Close)

1 Comment To "К юбилею Щусева: история одного обмана"

#1 Comment By Марина On Воскресенье, Октябрь 8, 2023 @ 10:28

А недавно разрушили и снесли старинные пакгаузы, что близ жд D2…
Народ до сих пор там собирает клеймёные кирпичи и фарфоровые изоляторы М.С.Кузнецова…