- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Экспертиза из материала заказчика

[1]

Дача Грачёва. (https://fotostrana.ru/public/post/233977/1935490167/)

В марте 2025 года приказом [2] Мосгорнаследия  исключена из перечня выявленных памятников дача Грачевых начала XX века на Воробьевых Горах (улица Косыгина, 18).

Отрицательные экспертизы, которыми бывают подклеены подобные приказы, обычно вызывают чувство гадливости, лишь отчасти смягчаемое забавным слогом и клоунскими ужимками экспертов.

Заказчик экспертизы — Общество с ограниченной ответственностью «Мастерская архитектуры и градостроительства», что бы это ни значило.

Автор отрицательной экспертизы [3] — «черный» эксперт Владислав Жомин из Саратова. К слову, место проживания эксперта в этот раз не указано, зато оговаривается, что автор даже выезжал на место.

На месте и по тщательном изучении материалов заказчика эксперт выяснил, что правообладателем здания является ООО «Звезда Арбата».

Мы решили внести безвозмездный вклад в экспертную деятельность и не выезжая на место установили, что это микропредприятие со среднесписочной численностью работников 4 человека, зарегистрированное чуть более двух лет назад, с основным видом разрешенной деятельности -«строительство жилых и нежилых зданий».

Дом стал выявленным памятником двадцать (!) лет назад. С тех пор «висел» в этом статусе, что совершенно обыкновенно как для собянинской администрации Москвы, так и для лужковской. Притом заявитель был солидный — сам Природный заказник «Воробьевы горы» Департамента природопользования.

[4]

Из протокола заседания Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям при Комитете по культурному наследию города Москвы от 26.07.2005 No 183

В 2009 году статус выявленного памятника был подтвержден Историко-культурным  экспертным советом при Москомнаследии. Эксперты, знаменитые архитекторы-реставраторы Иван Кроленко и Игорь Русакомский (к слову, почетный реставратор города Москвы), отмечали:

— местоположение здания на бровке плато Воробьевых гор, у пересечения улицы Косыгина с проспектом Вернадского;

— уникальность объекта как единственного сохранившегося на Горах образца деревянной дачной застройки московских предместий начала XX века;

— архитектурно-художественную ценность здания в стиле модерн.

Памятник неоднократно осматривался сотрудниками Мосгорнаследия, составлялись акты и устанавливались факты. Это были факты нарушения законодательства, например появление входного козырька из современных материалов, пластиковых стеклопакетов взамен деревянных, наружных кондиционеров. Словом, осуществлялась будничная государственная охрана наследия, обусловленная статусом здания.

Хуже было то, что в 2023 году ураган повалил деревья на крышу.

[5]

Спустя два года на место бедствия выехал из Саратова эксперт Жомин.

«Исследуемый Объект, на момент включения его в Перечень выявленных объектов культурного наследия г. Москвы являлся типовым примером дачной застройки московских предместий начала XX века. Объект не выделяется среди построек подобного типа и времени, не является ярким представителем деревянного жилого строительства начала ХХ века» (страница 23 акта).

Это типовой пример отрицательной историко-культурной экспертизы, не выделяющийся среди экспертиз подобного типа и времени, написанный ярким представителем деревянной части экспертного сообщества начала XXI века.

Сохраняем орфографию и пунктуацию:

«В результате всего комплекса произведенных за период второй половины ХХ – начала ХХI века работ по приспособлению Объекта под функции административного здания, а также в период после 2023 года из-за существенных повреждений, связанных с падением крупномерных деревьев, часть характерных для загородной дачи начала ХХ века объемно-пространственных, архитектурно-планировочных и художественно-декоративных особенностей, составляющих его предмет охраны оказалось утраченными.»

О безобразиях «второй половины XX — начала XXI века» мы узнаем впервые. При отнесении здания к выявленным памятникам в 2005-2009 годах о них ничего не было известно, а в 2011 году был даже принят предмет охраны памятника.

[6]

Видимо, члены Экспертного совета не знали, что «градостроительная ситуация и планировочная структура прилегающей территории Объекта существенно трансформирована по причине эксплуатации ее под новые функции (постройки соседних зданий во второй половине ХХ века, изменение планировочной структуры) привели к частичной утрате градостроительной ценности, как исторической среды села Воробьево – московского пригорода с жилыми загородными дачами, в контексте застройки рассматриваемого участка г. Москвы» (страница 24 акта).

Если бы комиссия 2005-2009 годов знала об этих обстоятельствах! Потребовался визит саратовского эксперта, чтобы открыть глаза ее членам, частью уже покойным, на столь «существенную трансформацию». Ведь новые здания построены до, а не после включения дачи Грачевых в список выявленных памятников!

Наконец, «меры по устранению последствий падения крупноразмерных деревьев на Объекта до настоящего времени не были приняты», «несущие конструкции здания находятся в неудовлетворительном состоянии», «особенности здания, отнесенные к предмету охраны, к настоящему времени либо значительно видоизменены, либо находятся в неудовлетворительном (не эксплуатируемом) состоянии, либо утрачены» (страница 23 акта).

[7]  [8]

«Падение деревьев на Объекта» и «неудовлетворительное состояние особенностей» впечатлят кого угодно. Понятно, что руководитель Мосгорнаследия А.А. Емельянов просто не мог не согласиться с выводами экспертизы — и подписал приказ немедленно.

[9] [10] [11]

1 Comment (Open | Close)

1 Comment To "Экспертиза из материала заказчика"

#1 Comment By Анастасия On Среда, Апрель 30, 2025 @ 21:53

Невольно задумываешься о вечности — то есть о московских некрополях, которые бывают жертвами ураганов. А ещё о современных технологиях и методиках работ, которыми потчуют при ответах: нет ничего невозможного, что нельзя преодолеть; нет такой стихии и реки, которые бы препятствовали строительству. Но в реставрации стихии и деревья мешают ! Это мы давно знаем, как деревья мешают.
Ну и жаль город Саратов, в котором проживают такие эксперты. В 2024 году существование нескольких десятков памятников этого города поставлено под вопрос.
Как писал русский драматург: «Одним словом — лес!».