Заявление Общественного движения «Архнадзор»
Московский городской суд принял к рассмотрению иск [2] физических лиц — участников Архнадзора к Мосгордуме и мэру Москвы о признании недействующей статьи 17 [3] закона Москвы «Об объектах культурного наследия», как противоречащей аналогичному федеральному закону.
Статья устанавливает срок для отнесения выявленных памятников к Единому государственному реестру в качестве региональных. Декабрьская редакция [4] той же статьи гласит, что выявленные памятники, не прошедшие экспертизу до срока, «считаются исключенными» из перечня. Однако федеральный закон [5] не знает иного порядка отнесения выявленных памятников к реестру или отказа в отнесении, кроме государственной историко-культурной экспертизы.
К нашему иску по известной форме (вышлем по требованию) могут присоединиться все желающие. Мы намерены пройти судебную процедуру до конца.
Срок, установленный статьей 17, истек 1 июля. Как мы и предвидели, Департамент культурного наследия Москвы не смог или не захотел провести экспертизу массива выявленных памятников. Впрочем, мы уверены, что в этом и состоял план мэра и правительства Москвы, когда они вводили неправовую норму в закон. За полгода отнесены к реестру только 53 отдельных памятника и 61 ансамбль, в сумме — 120 строений. Это около 8% от всего перечня, наполнявшегося в течение нескольких десятилетий усилиями многих специалистов.
Например, вне реестра остались палаты [6] Пафнутьев-Боровского подворья XVII века в Ипатьевском переулке, 12 (во дворе), физически спасенные от сноса великим реставратором Петром Барановским методом передвижки на новое место в 1967 году.
Всего же в условной номинации «древнейшие гражданские здания (палаты XVII века [8])» прошли в реестр лишь 4 дома из 10, включая один полный новодел (Софийская набережная, 6, снос 2000 года). В этой номинации остаются вне реестра, например, палаты [9] Ипата Муханова, командира личного фрегата Петра Великого (М. Златоустинский переулок, 10, стр. 3).
[10]
В номинации «Барокко [11] первой половины — середины XVIII века» прошли в реестр 5 зданий из более чем полутора десятков. Вне реестра в этой номинации остается даже дворец московских митрополитов на подворье Троице-Сергиева монастыря на Самотеке (2-й Троицкий переулок, 6, стр. 9) (см. фото в начале статьи).
Что говорить, если вне реестра остаются более 370 выявленных могил и надгробий. Приведем единственный пример: семейный участок Сергея Михайловича и Владимира Сергеевича Соловьевых в Новодевичьем монастыре.
[12]
Архнадзор обращается к собственникам и пользователям выявленных памятников, к инвесторам и застройщикам, «положившим глаз» на таковые памятники, с настоятельным призывом не участвовать в юридически нечистом деле. Руководствоваться исключительно федеральным законодательством, по смыслу которого перечень выявленных памятников [13] Москвы сохраняется и составляет сегодня более 1600 строк.
Архнадзор обращается к мэру и правительству Москвы, к Московской городской думе с настоятельным предложением внести изменение в закон города «Об объектах культурного наследия», отменив статью 17.