Так в трех словах можно обрисовать судьбу драгоценного археологического объекта – фрагмента крепостной стены Белого города – в собянинской Москве.
Стены Белого города, огромной крепости с десятками воротных и глухих башен, построенные в конце XVI века знаменитым древнерусским зодчим Федором Конем, были разобраны при Екатерине II. По их трассе проложено Бульварное кольцо Москвы. Но белокаменные фундаменты древней крепости по-прежнему залегают под землей на всем протяжении кольца бульваров.
В 2000-е годы большой участок фундаментов стен Белого города был вскрыт при строительстве подземного паркинга на Хохловской площади. Тогда-то и выяснилось, что фундамент крепости проходит не по центральной оси бульваров, а ближе к их внутреннему проезду.
В 2010-е годы остатки стен Белого города были вскрыты при благоустройстве территории Сретенского бульвара. Кирпичный массив основания башни Тверских ворот был отрыт – не археологами, увы, а экскаватором, при этом поврежден – на Пушкинской площади.
Трассировка археологических остатков Белого города при этом оказывалась все та же – ближе к внутреннему проезду бульваров.
Фрагмент Белого города на Хохловской площади после многолетней борьбы экспертов и общественности за его сохранение был не только не разобран, но даже музеефицирован. Проект подземного паркинга был отменен, а вокруг законсервированного фундамента крепостной стены создано общественное пространство, проведено благоустройство. Таким образом, город не только признал, но и зримо показал ценность этого памятника археологии.
Казалось бы, при любых дальнейших работах на Бульварном кольце строители и благоустроители должны быть обязаны учитывать возможность натолкнуться на фундаменты крепости, получать соответствующие разрешения в Мосгорнаследии.
Однако на практике – все как будто в первый раз. И каждый раз – с новым ущербом для памятника археологии. В конце июня 2025 года в траншее в нескольких метрах к юго-западу от вестибюля станции метро «Чистые Пруды» показались белокаменные остатки стен Белого города. Здесь сооружают новую трамвайную линию и ведут благоустройство. Траншея, идущая поперек трассы бульваров, фундамент Белого города просто-напросто перерубила. К прежним повреждениям, нанесенным московской древности старыми инженерными сетями, добавились новые.
Несколько недель общественники и жители окрестных кварталов бомбардировали Мосгорнаследие сигналами тревоги. Но работы в траншее не останавливались. Понятное дело, муниципальные контракты важнее каких-то там древностей.
Наконец на этой неделе, по нашей информации, в Мосгорнаследии состоялось совещание, на котором решено было земляных работ на этом участке больше не проводить, уцелевшие остатки фундамента Белого города законсервировать геотекстилем и песком, засыпать землей, а на поверхности произвести сигнацию памятника археологии и поставить памятную табличку.
Решение здравое, но почему оно рождается постфактум, да еще после повреждения объекта? Ведь культурный слой старой Москвы в границах не то что Белого города, а всего Камер-Коллежского вала давно объявлен объектом культурного наследия. Все работы, которые могут его затронуть, должны по закону проходить предварительную государственную историко-культурную экспертизу, а проекты – проходить согласование в Мосгорнаследии. Актов соответствующих экспертиз в открытом доступе не обнаруживается. Система охраны культурного наследия в Москве в очередной раз не сработала.
А что касается сигнации стен Белого города, давно пора провести системное, не из-под ковша экскаватора, археологическое исследование фундаментов древней московской крепости, возможно, на некоторых участках экспонировать и музеефицировать памятник археологии, как это сделано на Хохловской площади, а на остальных участках – провести сигнацию.
И для москвичей познавательно будет, и строителям помешает где не надо траншеи копать. Уж куда полезнее для города, чем по десятому разу бордюры перекладывать.