- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Развыявление-10: московский некрополь

[1]

Прошло восемь с половиной месяцев со времени принятия скандального закона города «Об объектах культурного наследия», установившего срок давности для отнесения выявленных памятников к реестру, и более месяца — со дня наступления этого срока. Но только теперь мы почувствовали себя не одинокими: тема заинтересовала прессу и блогеров.

Обращаем внимание, что на сайте [2] Архнадзора и на наших официальных страницах в Телеграм [3], ВКонтакте [4] и на Рутубе [5] содержится вся информация, необходимая для уяснения дела. Как правило, заголовкам материалов предшествует тег [6] «развыявление». С декабря минувшего года мы разъясняем [7] противоправность  нормы закона, представляем «развыявленные» памятники по векам [8], стилям [9] и мемориальной [10] ценности, информируем о судебном [11] процессе  «Архнадзор против Мосгордумы и мэра Москвы».

Сегодня публикуем полный список могил и надгробий [12], «развыявленных» согласно букве городского закона с 1 июля 2025 года. В нем 376 объектов. Это тематическая выборка из общего официального перечня выявленных памятников, воспроизведенного под особым баннером на нашем сайте. Список говорит сам за себя, но и комментарии необходимы.

На материале некрополя особенно ясно видно, какую работу проделали краеведы, искусствоведы, генеалоги и собственно некрополисты за 50 лет существования законодательного понятия «выявленный памятник».

Хрестоматийный пример — № 44 списка. Могила Натальи Федоровны Обресковой, урожденной Ивановой, адресата стихотворений Лермонтова под инициалами «Н.Ф.И.» Как были расшифрованы инициалы, помнят все, кто видели знаменитый фильм [13]  Ираклия Андроникова «Загадка Н.Ф.И.».

[14]

Могила Н.Ф. Обресковой

Или № 149. Михаил Михайлович Морозов — не просто литературовед. Это Мика Морозов с портрета Серова, похороненный в общей ограде с матерью, покровительницей философов Маргаритой Кирилловной Морозовой (№ 150).

[15]

В списке почти отсутствуют захоронения Донского монастыря: Музей архитектуры, помещавшийся в нем, давно провел их в государственный реестр. Но «развыявленными» оказались перезахоронения Антона Ивановича Деникина и Ивана Александровича Ильина с супругами.

Наибольшее впечатление на комментаторов производит «развыявление» надгробия Чехова на Новодевичьем кладбище (№ 333 списка). Уважаемый Андрей Медведев  пишет [16], что это памятник федерального значения с 1960 года, то есть «общественность» ошибается. Однако памятником в 1960 году стала сама могила Чехова, и вся эта часть постановления правительства касалась [17]  «могил /урн». Тогда как полувековая работа экспертов позволила выявить художественные надгробия. Именно надгробие Чехова работы архитектора Браиловского значится в перечне выявленных памятников. Еще лет сорок назад ничего не стоило заменить старый памятник на современный, как это было сделано с надгробием Гоголя на соседнем участке. Только в 2017 году Министерство культуры описало [18] надгробие как предмет охраны… могилы. Если мэрия Москвы была согласна с этим подходом, ей следовало исключить надгробие из перечня выявленных памятников в том же 2017 году. Словом, это адресная правовая коллизия, которая разрешается адресными же приказами и экспертизами, но никак не оправдывает выбрасывание всех 376 выявленных объектов некрополя безо всяких приказов и экспертиз.

[19]

Могила и надгробие А.П. Чехова

В постановлении 1960 года мы не найдем могилу Шаляпина, прах которого был перенесен в Россию позже. Поэтому она выявлена (№ 318 списка).

[20]

Могила Ф.И. Шаляпина

Далее, в постановлении 1960 года находим могилу историка Сергея Михайловича Соловьева, но не находим могилу его сына философа Владимира Сергеевича на том же участке в Новодевичьем монастыре. Поэтому в перечне выявленных есть надгробный памятник первого (№ 254) и могила второго (№ 252). Снова видим, как точна и кропотлива была работа экспертов и заявителей.

[21]

Семейное захоронение Соловьевых

Теперь ее бросают в мусор.

Это лишь кажется, что столь именитому некрополю ничто не угрожает. Менее известные и просто неприметные могилы, особенно в отсутствие наследников, запросто могут исчезнуть. А работы на художественных памятниках не будут считаться реставрационными в терминах закона о наследии. Собственно, исчезнет законодательная обязанность их реставрировать. Простое падение дерева может привести к необратимым последствиям.

Добавим, что все выявленные памятники московского некрополя опубликованы в научной литературе, которая станет вечным укором правительству города, если оно не вернет себе разум.