Следы на камнях

24

Александр Можаев

На ловца, как вы знаете, и зверь бежит. Старая Москва весьма охотно отдает свои секреты, было бы кому их собирать. Этот город глубок и огромен, еще многие поколения любознательных краеведов будут выворачивать из недр так называемого культурного слоя его удивительные древности: черепа и червонцы, чугунки и черепицу, четверики, челобитные, челядь. По идее, этим благородным трудом должны заниматься специально обученные, дипломированные специалисты — но велика Москва, за всей не угонишься. К тому же известно, что официальные органы охраны не отличаются особой расторопностью. А ведь иной раз наследие предков приходится выдергивать непосредственно из лап разбушевавшихся бульдозеров, счет в таких случаях идет на часы. И тогда краеведческую инициативу вынужденно берут в свои руки простые трудящиеся, обремененные чувством ответственности за прошлое и будущее своего крайне интересного города.

Валентин Карелин проживает в Армянском переулке, работает учителем истории в школе №1060. Многие годы следит за землекопательной деятельностью городских служб и застройщиков в своем родном районе – окрестностях Покровки. Следит не то чтобы нарочно, а так – шел, увидел траншею, заглянул полюбопытствовать. А там, в никому не нужном строительном мусоре, чего только не найдется: изразцы печей Златоустьинского монастыря, обломки белокаменных надгробий, клейменые кирпичи. Кроме того, именно Валентин спас древние резные камни, обнаруженные в начале 1990-х в стене дома 13 по Солянке. Тогда об этой находке много толковали – особняк построен в 19 веке, а резной узор явно относится к 16-му. Потом выяснилось, что дом строился как раз в то время, когда в Кремле начиналось сооружение Большого дворца, а старые княжеские терема продавались на лом. Таким образом кремлевские камни перебрались на Солянку и пребывали на ней до 1996 года, когда компания «Вим-билль-дан» смахнула старинный дом под строительство собственного офиса. Дворцовые древности отправились бы на свалку, каб не Валентин, успевший эвакуировать шесть единиц хранения.

25

Практические результаты нечаянных поисков поначалу складировались по углам собственной квартиры, пока не пошла большая рыба. В прошлом году во дворе Карелинского дома (Армянский, 7), началась прокладка некоего трубопровода. Бульдозер вскрыл стены глубокого подвала, сложенного из белокаменных блоков. Времени на размышления практически не оставалось и Валентин привлек к общественнополезному труду вверенных ему школьников. В рамках факультатива по москвоведению добровольцы извлекли из котлована несколько десятков больших белокаменных блоков. А в забутовке стены обнаружилась совсем невероятная вещь – лежащие рядком, аккуратно спрятанные в каменную толщу резные детали церковного портала 17 столетия (строители явно жалели эти красоты, и возможно, внутри стены хранился весь разобранный портал целиком, но к моменту обнаружения треть постройки уже была съедена бульдозером). И главный сюрприз: большая каменная розетка, явно служившая замковым камнем церковного свода.

26

Встал вопрос об атрибутировании находок, перемещенных на чердак школы. Судя по кирпичу, дополнявшему белокаменную кладку, подвал был сооружен из вторичного материала в третьей четверти 18 века. Как раз тогда разбирались близлежайшие стены Белого города и старое здание церкви архидиакона Евпла на Мясницкой улице, их камни вполне могли быть использованы при строительстве подвала. Новообретенный портал очень схож с порталом церкви Владимира в Старых Садах, а значит, совпадает с летописно известной датой строительства ее ровесника — храма Евпла (1657). Простые блоки, образующие кладку стен подвала, имеют чуть коническую форму и теоретически могли образовывать массив круглой башни Белого города. Впрочем, специалисты говорят о том, что такая форма блоков может объясняться удобством заливки швов раствором.

8519

Доказать вышеозначенные допущения, скорее всего, невозможно, но и опровергнуть тоже непросто. Исходя из этого, Валентин Карелин предложил школьникам попытаться москвоведчески обосновать версии, связанные с Белым городом и храмом Евпла. Мы решили опубликовать некоторые фрагменты этой творческой работы в качестве достойнейшего примера для подражаний – кабы родная история повсеместно преподавалась столь творческим образом, мы жили бы в гораздо более обустроенном государстве.

py

А теперь Валентин Карелин проводит дни во дворе школы 1060, на Серпуховской улице, непосредственно под табличкой, сообщающей о том, что в этой школе учились Андрей Тарковский и отец Александр Мень. Валентин занят краеведческим благоустройством школьного участка – при помощи двоих рабочих планирует двор и выкладывает на нем цветочные террасы из тех самых белогородских блоков. Будет теперь и у этой замоскворецкой клумбы своя собственная романтическая история. А школьники уже украсили камни собственноручной резьбой – рельефные цветы, бабочки и ладошки, очень художественно. Можно сказать, раритет обрел вторую молодость.

«Вы не представляете, до чего их резать жалко, — говорит Карелин, — а делать нечего, никому они не нужны. А так хоть в дело пойдут. Я вот только думаю, может надо было как-то больше это дело осовременить? Это ведь будут наши следы на камнях, может вместо бабочек стоило резать самолеты?»

Img_8574

… Кстати сказать, при обустройстве клумбы из под земли был извлечен здоровенный мельничный жернов, тоже пойдет в дело. И даже автор этих строк, ковырнув ногой землю, обнаружил веселенький изразец 17 века. На ловца и зверь бежит.

2 комментария

Ольга Самовар больше года назад   Изменить
Клумбы хороши!
Во кла а я с ним там в котловане познакомился. Если нужны растения для клумбы могу помочь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *