Атмосфера времён

Александр Можаев

Тема конверсии старой промышленной архитектуры становится для Москвы всё более актуальной. Однако на одну хорошую новость (вчерашний отказ ИКОС Москомнаследия вывести из списка памятников круговое депо Ярославского вокзала середины 19 века) приходится две плохих – решение комиссии того же Москомнаследия о сносе большей части комплекса Газового завода (об этом мы расскажем подробнее на днях) и готовящийся снос гаража на Рогожском валу.


Проектные чертежи гаражного комплекса на углу Рогожского вала и Новорогожской улицы подписаны 1949 годом, фамилию автора в штампе разобрать пока не удалось. Помимо самого гаража, состоящего из пяти ангаров, перекрытых большепролётными металлическими фермами, в комплекс входит четырёхэтажный административный корпус, неоклассическую ограду со сторожкой и ряд подсобных построек.

Здание не является совершенно уникальным для города, похожие ангары 1950-х существуют на Ходынке и в Измайлово, но там они обслуживают метрополитен и не могут быть объектами туризма. Важно и то, что гараж является одним из наиболее ярких сооружений этого района, не сохранившего исторической среды. Здесь преобладают унылые пятиэтажки, ныне уступающие место столь же унылым муниципальным новостройкам. На фоне окружающей серости Рогожский гараж, сохранившийся комплекс строений 1950 года выглядит полноценной достопримечательностью.

Гараж не успел получить охранного статуса, но на стадии предварительных обсуждений его ценность не вызывала сомнений у московских чиновников, обсуждались лишь варианты восстановления первоначального облика административного корпуса либо строительства на его месте нового здания. Но 21 января 2009 года, Правительство Москвы выпустило неожиданнее решение: «В целях сохранения исторического наследия отечественного автомобилестроения осуществить в 2009-11 гг. снос зданий по адресу Рогожский вал, 9/2 и строительство нового комплекса зданий для размещения музея Ретро-автомобилей».

То есть, подлинный ретро-гараж, в котором ныне размещаются ретро-автомобили, сносится для строительства некоего «комплекса зданий» с развёрнутой инфраструктурой, от бильярда до ремонтных мастерских. Варианты приспособления исторических корпусов, являющихся идеальным фоном для экспонатов автомобильного музея, даже не рассматриваются. Цели сохранения отечественного автомобилестроительного наследия почему-то оказываются несовместимы с целями сохранения наследия отечественной промышленной архитектуры. При этом в проспекте музея красиво прописано и про «атмосферу времен далекого прошлого», и про «дух времени» и – отдельным девизом — «Не забывайте прошлое!»

Собственно говоря, это лишь продолжение истории, начавшейся в 2003 году, когда Юрий Лужков объявил о создании в Москве сразу двух музеев ретро-автомобилей. Первый проект был реализован на улице в рамках строительства фирмой «Интеко» жилого комплекса «Фьюжн-парк». Тогда под ковш пошёл Усачёвский троллейбусный парк, образец предреволюционного прома. Эксперты пытались сохранить хотя бы часть фасадной стены, как напоминание о прошлом района, но депо было ликвидировано полностью. Современный дизайн интерьеров музея, названного «Автовилль», напоминает скорее модный автосалон. Почему-то кажется, что от Рогожской новостройки вряд ли стоит ожидать большего изящества.

В Европе отношение к памятникам старинного прома и их конверсии стало признаком градостроительной цивилизованности. А нам пока остаётся уповать лишь на тактичность директора музея ретро-автомобилей Давида Лешкашели – вдруг да передумает? Ведь это же странно, если антиквар, знающий толк, например, в холстах, одновременно топит печь не понятными ему гравюрами…

4 комментария

Пи#ец какой-то, что за власти у нас!!! (простите, по-иному не скажешь...)
"Ведь это же странно, если антиквар, знающий толк, например, в холстах, одновременно топит печь не понятными ему гравюрами…" Браво!
Это называется про мальчика и тигра. Мальчик идёт к клетке с тигром, каждый раз делая два шага. Тигр рычит, и мальчик отходит на один шаг. А до клетки, допустим, пятнадцать шагов, и требуется посчитать, сколько всего шагов сделает мальчик. Из них лишних столько-то. Это я к самому первому абзацу статьи - хорошего делают мало на фоне огромного количества нехорошего. Может быть они смотрят на это как на уступки с их стороны? Вот мы вам вот этот домик, но зато снесём два других, потому что хватит с вас да и места нету. Всегда, мол, придётся чем-то жертвовать, итак места в городе уже нет. А если всё и сразу нам надо? Потому что нельзя поступаться, нельзя. Есть такое слово.
В середине 90-х в отпускной компании пообщалась с одной на тот момент юной сотрудницей Главапу. На естественный вопрос "зачем вы это делаете" было сказано, до сих пор помню:"Город не может все сохранить, значит и заботиться не о чем". "Дева" была молодым специалистом, т.е. "никем и ничем". -Набраться "такого" имхо могла только в местах обучения. Может, там, где учат тех, кто в архитектурных службах работает, чему-то не тому учили и учат?! По городу пройдешь, - строить они не умеют, чего беречь не знают, но решать права имеют. Нафиг России ТАКИЕ спецы и такие вузы?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *