- Архнадзор - https://www.archnadzor.ru -

«Зачистка» Cада

Александровский сад, ноябрь, 2012 [1]

Наталья Черняева

Нервным лучше сейчас не заходить в Александровский сад: их ждет «культурный шок».  Мы привыкли к этому саду, имевшему долгую историю, сложившуюся структуру и образ, задуманный знаменитым архитектором Осипом Бове. Это была одна из последних констант околокремлевского пространства и один из последних старых городских садов в центре — с воздухом и тенью, с пением птиц и сидящими на траве парочками.

Вступая под его сень, мы чувствовали себя почти европейцами, проходя уютными аллеями вдоль древних стен, под старыми мостами и, приходя в сознание после шума и выхлопных газов вечно спешащей Москвы, обретали способность дышать, но вместе с глотком кислорода обретали еще и память.

Александровский сад... было время [2]

Сады, называвшиеся когда-то Кремлевскими, были разбиты по указу Александра I в 1820-1823 годах на месте протекавшей здесь речки Неглинки, заключенной в трубу в 1819 году, и были задуманы их создателем — Осипом Бове —  как памятник победы в войне с Наполеоном и как знак возрождения древней столицы после ужасного пожара 1812 года.

Александровский сад-ворота-1910-1914 [3]

Сам Бове руководил созданием верхней части сада: он задумал его как романтический парк с модными тогда «руинами», беседками и гротом. В оформлении сада, как напоминание о недавней победоносной войне, присутствовала военная и имперская атрибутика: двуглавые орлы на колоннах входных ворот, бронзовые секиры в рисунке ограды.

Александровский сад, входные ворота [4]

При разбивке Александровского сада его территория была поделена на три части, которые «сдавались» поэтапно. От Воскресенской площади до Троицкой башни тянулся Верхний, самый парадный сад, открытый в 1821 году. Позднее, в 1822, появился Средний, самый глубокий (до Боровицкой башни), и наконец, Нижний, простиравшийся далее до набережной, самый короткий — в 1823 году. Границами садов служили мосты. Сейчас Верхний сад — самый многолюдный, Средний — более тихий, спокойный, а Нижний и вовсе закрыт для посещения. В 20-е годы ХIХ века планировка сада была более пейзажной: лужайки, группы кустов, деревьев и цветников в английском вкусе, по сторонам главной аллеи, обсаженной в четыре ряда липами, дорожки, усыпанные песком.

Александровский сад. Иосиф Шарлемань [5]

Сад изначально создавался как публичное пространство для гуляний нарядной публики и был открыт в день тезоименитства Александра I. Он стал очень популярен среди москвичей. Таким он и оставался на протяжении двух столетий.  Это было одно из самых узнаваемых и самых посещаемых мест Москвы.

Александровский сад, легендарный тополь

Разумеется, сад, как живой организм, не мог не претерпевать изменений: менялись моды и вкусы, менялась первоначальная планировка, вводились в оборот новые породы деревьев и цветов, старые растения постепенно заменялись на новые, разбивались все более роскошные клумбы.

Александровский сад, клумба [6]

Здесь, как правило, работали очень грамотные садовники и озеленители, изменения в саду проходили крайне деликатно, сохранялся и поддерживался не только архитектурный, но и ландшафтный, природный образ сада. В 1947 году — в честь победы уже в другой войне, Великой Отечественной — и по случаю празднования 800-летия Москвы в саду были высажены те липы, утрату которых мы сегодня оплакиваем, как и уничтожение тополя-великана, росшего у старого фонтана, одного из старейших в городе.

Александровский сад, тополь у фонтана [7]

Тополь был высотной доминантой верхнего сада, крону его обрезали еще в прошлом году, а сегодня от него остался только пенек.

Александровский сад, срубленный тополь [8]

Деревья живут долго — часто дольше нас самих. Липа может прожить до 120-150 лет и достигает пика декоративности где-то после 20-25 лет жизни. Судя по срезам пней, оставшихся от липовой аллеи, эти деревья могли бы давать тень еще лет 50, а те немногие, что были больны, можно было заменить точечно, как это долгие годы делалось и должно было бы происходить и впредь: сохранять сложившийся образ сада, его структуру, преемственность высаженных видов растений и местоположение, учитывая их размеры, сроки цветения и палитру.

Те, кто отдал распоряжение тотально «зачистить» сад, избавив его от всяких намеков на пейзаж, считают почему-то, что возвращают ему «исторический облик». Правда, непонятно, какой именно исторический период любезен сердцу нынешних чиновников. Почему бы, возвращая саду его первоначальный вид, не вернуть на место решетку Александровского сада, исчезнувшую в результате предыдущего «благоустройства», почему не убрать церетелиевский зверинец от древних стен? Почему, наконец, не снести  еще один «сюрприз» этого года — стеклянные киоски, изуродовавшие Кутафью башню, [9] вернуть исторический вид федеральному памятнику, новое строительство на котором прямо запрещено законом?

Стройка у Кутафьей башни

Почему, проводя с невиданной скоростью столь радикальную реконструкцию, никто не ознакомил ни специалистов, ни общественность с проектом, без которого невозможны никакие работы на таком ценнейшем и значимом объекте,  расположенном в охранной зоне Кремля — объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО? Люди, закладывающие миллионы рублей на «озеленение» исторических садов и бульваров, забывают, что это не просто городской скверик или двор жилого дома в спальном районе. Наверное, им бесполезно цитировать Флорентийскую хартию по охране исторических садов, подписанную, между прочим, Россией более 30 лет назад одновременно с Венецианской хартией, но все же: исторический сад, как его описывает Флорентийская хартия, «являясь выражением тесных отношений между цивилизацией и природой, местом отдыха, способствующим размышлениям и мечтам, приобретает таким образом космический смысл идеализированного представления о мире, «paradis» («рай») в этимологическом смысле слова, но также несет на себе печать культуры, стиля, эпохи и, возможно, личности создателя».  «Любая реставрация, а в исключительных случаях восстановление исторического сада должны осуществляться лишь после глубокого исследования всех документов, касающихся сада или аналогичных садов, которые обеспечили бы научный характер вмешательства. Это исследование должно закончиться разработкой проекта, который должен быть представлен на коллегиальное утверждение» (ст.15 Флорентийской хартии).

Александровский сад, общий вид [10]

Александровский сад является федеральным объектом культурного наследия и памятником садово-паркового искусства. Я допускаю, что нынешние преобразования были совершены под руководством опытных дендрологов и все посажено по науке (и по линейке), но почему никто не спросил мнения экспертов — историков, специалистов по ландшафтной архитектуре, органы охраны памятников, наконец.  Никто не представил проект общественности, той самой публике, для которой, собственно, и создавался сад как общедоступное городское пространство? Нам опять обещают все новое, гораздо лучше старого: новые деревья, новые фонари.  Только недавно прогремел скандал с реконструкцией Бульварного кольца — там тоже все «обновили» — и фонари на Тверском, и дорожки, и растения [11].

Пока нам остается лишь бессильно смотреть на дело рук наших «благоустроителей»: на месте раскидистых лип — унылые ряды саженцев, привязанных к растяжкам, как узники концлагеря, боящиеся упасть от голода. Кто выставил вас на позор, мученики живой природы, закопав в землю в конце ноября? доживете ли вы до следующей весны или «в связи с естественной убылью» придется опять вкладывать деньги и заменять вас на новые?

Александровский сад, "обновленная" аллея [12]

Возможно даже, что это очень хорошие и — наверняка — очень дорогие саженцы.  Но чтобы вырасти, наработать эту самую «печать культуры», сложиться в единый ансамбль, создать образ сада, достойный древних стен Кремля, им понадобится еще очень много лет. Мы уже не увидим этого, но может быть, нашим детям повезет лицезреть наконец «настоящий исторический» облик Александровского сада? Хотя вполне возможно, что какой-нибудь следующий ретивый администратор затеет очередное «благоустройство» и однажды потомки обнаружат на этом месте «сад камней», или футбольное поле, или речку Неглинку. Или серый мощеный плац: с ним гораздо меньше хлопот.

Александровский сад [13]

Во всем цивилизованном мире очень трепетно относятся к старым садам и паркам, особенно к городским — как наиболее уязвимым, подвергающимся большей нагрузке, чем загородные ландшафты. Старые деревья бережно сохраняются, их лечат и омолаживают, ими гордятся, к ним водят детей, чтобы те, раскинув руки, измеряли объем ствола. Но нам, нам не нужно ничего старого, корявого, тенистого, неровного — да здравствует тотальный «евроремонт», бессмысленный и беспощадный! У нас был шанс передать этот сад нашим потомкам, как передают память, историю… родину, наконец, но мы этим шансом не воспользовались.

Александровский сад, 1970-е годы Александровский сад, главная аллея, ноябрь, 2012

Есть и еще одна, тоже недавняя, напасть: в СМИ прошла информация об установке в Александровском саду памятника патриарху Гермогену (скульптор С.Щербаков).

Комментарий скульптора и художника Н. Аввакумова:   

Николай Аввакумов [14]Выбранное место для памятника я считаю крайне неудачным. Я имею в виду газон, где стоит закладной камень — на оси боковых ворот сада и грота. Победившая на конкурсе скульптура фасадная: Святитель благословляет крестом входящих в сад людей, но куда ориентировать этот фасад? Если скульптура будет лицом к боковым воротам, то окажется спиной к основной аллее Александровского сада. Если лицом к аллее, то спиной к этим воротам. Боком тоже не поставишь — перед ним будет газон с отдыхающими на траве, а памятнику необходима небольшая площадь, с которой он будет наилучшим образом восприниматься. Её здесь нет, а есть лишь небольшая круговая дорожка с лавочками. Вообще после церетелиевской реконструкции (с бронзовыми фигурами на сюжеты из басен) место перестало восприниматься серьёзно. Не зря пришлось мемориал Могилы Неизвестного солдата отделить от зоны отдыха специальной оградой. В саду люди загорают, лёжа на траве, плавают и ныряют в фонтанах. А здесь такая серьёзная тема намечается.
Если вообще ставить в Александровском саду, то лучше в той его части, которая справа от Троицких ворот. Там есть бугор, от которого кремлёвская стена начинается. Где-то там и найти место на фоне стены, например. Кто принял решение здесь ставить? С кем это обсуждалось? С.Щербаков хороший скульптор, но почему надо открыть памятник через 6 месяцев? Очень мало времени для создания достойной скульптуры.

В публикации использованы фотографии ресурса http://drugoi.livejournal.com/3790957.html [1]

7 Comments (Open | Close)

7 Comments To "«Зачистка» Cада"

#1 Comment By Наталья On Понедельник, Декабрь 3, 2012 @ 11:22

Поправьте, пожалуйста, опечатку: «В 1947 году — в честь победы уже в другой войне, Великой Отечественной — и по случаю празднования 850-летия Москвы в саду…»

#2 Comment By Serge On Вторник, Декабрь 4, 2012 @ 1:24

Очередная дикость, но о чем вообще можно говорить учитывая наличие полуржавой грязной палатки по продаже шаурмы и пр. на входе в АЛЕКСАНДРОВСКИЙ САД (в конце подземного перехода от угла Моховой и Никитской) — это же просто нонсенс! Мне кажется было бы правильно разместить фото этого места (если необходимо могу его сделать), может кому вдруг стыдно станет и то радость…

#3 Comment By Константин On Вторник, Декабрь 4, 2012 @ 20:13

А как вам строительство некоего корпуса с высоченной многоскатной крышей рядом с Троицкой башней? (снаружи слева, если смотреть с моста через сад)…

#4 Comment By Tulip On Среда, Декабрь 5, 2012 @ 12:46

Хорошая статья, но очень грустная. Александровский сад был любимым местом наших семейных прогулок, я его очень любила. Для меня это большая потеря. ((

#5 Comment By Наталья Самовер On Среда, Декабрь 5, 2012 @ 19:02

Рядом с Троицкой башней, похоже происходит реконструкция (с надстройкой) ранее существовавш,его здания. Там за декоративной стенкой прячутся постройки технического назначения, в которых находится аппаратура жизнеобеспечения кремлевских зданий — система кондиционирования и т.п. А исторически там размещалась электростанция, с конца 19 века обслуживавшая Кремль.

#6 Comment By Aркадий Ростиславович Небольсин On Понедельник, Декабрь 10, 2012 @ 19:37

С большой печалью я прочитал заметку на вашем вебсайте о вырубке исторических деревьев в Александровском саду. Меня до глубины души поразила бессмысленность этой акции: уничтожаются живые исторические деревья, которые еще много десятилетий могли бы радовать своим видом москвичей, помогать им дышать в центре огромного, перегруженного машинами мегаполиса, и вместо них высаживаются молодые саженцы, выживаемость которых под вопросом. Жаль, что «авторы» этой акции не подумали еще и о том, что бездумно, варварски погубленные деревья Александровского сада – это живые свидетели истории Москвы, возможно, свидетели юности и молодости их родителей, бабушек и дедушек в трудные, но и счастливые послевоенные годы… Деревья эти, так же как и здания, несут и передают нам историческую память, осуществляют связь поколений. Кто же и за что приговорил их к варварскому уничтожению?

Грустно констатировать, что вопрос утраты исторических ландшафтов городов, уничтожения парков и садов, зеленых зон актуален не только для Москвы, но и для Петербурга, для других городов России. Плачевно, что бесчисленные деревья и аллеи были искоренены при строительстве скоростной автомагистрали Москва-Санкт-Петербург.

В 90—е годы Александровский сад уже пострадал в ходе «реконструкции» Манежной площади, лишившись великолепной классической решетки. Его словно «вытолкнули» на безобразную Манежную площадь с ее неуместными скульптурными группами и грудой фонарей. Теперь – вырубка деревьев, наносящая вред как экологии, так и историческому облику Сада. И все это происходит в самом центре столицы, у стен Московского Кремля, являющегося, как многим известно, объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Неужели хотя бы забота о международном престиже не может подвигнуть «благоукрасителей» Москвы принимать продуманные, ответственные решения, советоваться с экспертами, общественностью? Семь раз примерять, а потом уже резать, ломать и выкорчевывать? Или они и дальше будут приравнивать достопримечательные места, каковым является Александровский сад, к своим приусадебным участкам, на которых можно творить все, что заблагорассудится?

Присоединяюсь к неравнодушным москвичам, осудившим эту варварскую акцию в Александровском саду и, в заключение, хочу привести стихотворение известного американского поэта Джойса Килмера «Деревья», которое говорит само за себя.

Деревья

Перевод Михаила Лукашевича

По мне, и лучшие стихи
В сравненье с деревом плохи.

Тем деревом, чей жадный рот
К земной груди приник и пьет;

Что руки тянет к небесам
В молитве, недоступной нам;

В чьих волосах из года в год
Свое гнездо пичуга вьет;

Чьи плечи укрывает снег,
Что полюбило дождь навек.

Стихи создам и я, глупец,
А дерево – лишь Он, Творец.

#7 Comment By Олег On Понедельник, Декабрь 10, 2018 @ 13:45

А качество работ по укладке гранитной мостовой,выполненных в 2015 году, не выдерживает ни какой критики. Попробуйте прогуляться сейчас ( декабрь 2018 года) в Александровском саду. Визуально — гранитная мостовая.а по факту — «плавающая». Приходиться смотреть под ноги и выбирать место , куда можно наступить без опасения подвернуть ступню. Трёх лет не прошло,а плитка шевелится,как живая,и это перед Могилой Неизвестного Солдата, где правительственные делегации возлагают цветы. А стоимость, выполненных работ скорее всего была космическая. Вот реалии нашего времени. На словах все отлично, а на деле — халтура.