Совсем другое Круговое депо

Депо в разрезе

Юрий Егоров

Наша предыдущая публикация на эту тему заканчивалась поданным в Мосгорнаследие актом историко-культурной экспертизы и почти одновременным возвращением депо в собственность ОАО «РЖД». Всего год назад уникальное здание архитектора К.Тона чуть не снесли, мотивируя это тем, что постройка не обладает ни исторической, ни культурной ценностью, зато страшно мешает новому железнодорожному строительству. С тех пор изменилось очень многое. Целый год здание стояло пустым, но вот уже месяц, как Круговое депо снова обитаемо. Там ходят строители, работает техника, здание понемногу освобождается от панциря поздних наслоений и перестроек. Это начало – как мы надеемся – реставрационных работ… Работы идут, хотя проект утверждён только частично, а судьба самого здания до сих пор окончательно не определена. Депо преображается и с каждым днём становится всё больше похожим на само себя.

Депо с разобранными галереями

Уходят в небытие мелочные офисные лабиринты из пластика и гипсокартона, освобождая старинные стойла, в которые заезжали первые русские паровозы. Исчезают подвесные потолки, открывая поражённому зрителю могучие своды, лежащие на массивных, тяжёлых и в то же время изящных кирпичных арках.

Соединённые стойла на 2-м этаже

Разделённые перегородками стойла становятся единым объёмом, как и должно быть в настоящем паровозном депо. Сначала это происходило медленно, в первый раз было, как сенсация – соединились два смежных стойла! Через несколько дней их стало три – фантастика! Сейчас таких уже десять! Можно пройти почти половину депо, вообще не выходя на улицу, в сопровождении сводов, арок, дымовых труб, покрытых кирпичными узорами и вековой паровозной копотью.

Вид вдоль стойла

В одном стойле отыскалась пара  арочных окон, не изменившихся со времён архитектора Константина Тона и императора Николая I. Больше полутора веков эти окна хранили свою форму, приданную им рукой Мастера под пристальным взглядом инженера-Императора. Их обошла реконструкция, затеянная Главным Обществом Российских железных дорог в 1870-е годы, их не затронули перестройки советского времени, они всё видели и всё пережили.

Единственное место, где уцелел подлинный фасад руки К. Тона

И вот – спустя все эти годы, мы, современные люди, идём по старинному депо и просто так смотрим на эти окна, фотографируем их, как будто так и должно быть. А ведь действительно – как ещё может быть? Только так. В почти противоположном стойле сохранилось другое свидетельство ушедшей железнодорожной эпохи – затейливой формы дымовая труба. Вроде труба и труба, что в ней такого? Но оказалось, что такие трубы ставило уже упомянутое Главное Общество Российских железных дорог спустя всего двадцать лет после открытия депо. Нигде их уже нет, а у нас – есть!

Дополнительная дымовая труба имени К. Тона (эти трубы сделаны по его предложению)

И много, много таких открытий уже сделано или ещё только будет сделано. Расчистка депо продолжается, а впереди ещё разборка галерей внутреннего двора и перекрытий второго этажа. Буквально на днях открылся второй въездной тоннель для проезда в депо со стороны вокзала. Место его расположения было известно, но одно дело – знать, где он находится, и совсем другое – идти по нему из депо, по дороге паровозов, видя впереди вокзальные пути. Тоннель раскрыт примерно на две трети своей высоты, но этого уже вполне достаточно, чтобы он «заиграл» всей своей силой, показал свои невероятно мощные стены, дохнул на зрителя давно рассеявшимся дымом ушедших паровозных эпох.

Въездной тоннель со стороны вокзала

И стало наконец понятно, что это не просто кирпичное здание, а первое паровозное депо Москвы, восстающее из магазинно-офисно-складской паутины и медленно пробуждающееся к настоящей жизни подобно сказочному великану.

Въездной тоннель - детали

Однако какой будет эта новая жизнь старого депо? Ответа нет до сих пор. С одной стороны, происходящее сейчас – однозначное благо для депо. С другой стороны, где-то в правительстве Москвы бродят бумаги, позволяющие в рамках «приспособления депо к современному использованию» разрушить почти половину здания – девять из двадцати двух его стойл. Так решила комиссия при правительстве Москвы, не зря названная «сносной». Причина – всё тот же четвёртый главный путь, на необходимости которого так настаивают железнодорожники. И нужно найти выход – решение, позволяющее вывести депо из-под угрозы, построить новые пути и не потерять при этом ни одного кирпичика из старинных деповских стен.

Въездной тоннель - вид через двор депо

Надо сказать, что изменения в депо сопровождаются и изменениями в отношениях «Архнадзора» с РЖД. Глухая стена молчания, лишь изредка нарушаемая фразой кого-то из первых лиц компании всё о том же – об отсутствии ценности, аварийности и т.д., постепенно сменяется переговорами, знакомством с документами, выходами на место работ. Надеемся, что в какой-то момент придёт и тот самый долгожданный ответ на вопрос – как сохранить депо в первозданном виде? И если соломоново решение всё-таки будет найдено, то мы увидим картину, потрясшую путешественников середины XIX века, отъезжавших из Москвы в Петербург: «…Один из путей ведёт вправо, к круглому зданию, в котором хранятся машины. Разумеется, теперь невозможно остановиться, взглянуть внутрь этой гигантской конюшни, где стоят рысаки-самолёты, а любопытна ротонда с вращающимся полом, которым поворачивают локомотивы, и лёгкий железный купол, имеющий в диаметре 15 саж., а в вышину от пола 12 саж. Рядом и около круглого здания все строения, принадлежащие к станции: сараи для дров, водокачная машина, кузницы, контора и проч.»

Птичка на 3-м этаже, а сзади - вокзалы и место под новые пути

Это начало путешествия по Петербурго-Московской железной дороге, описанное в «Путеводителе по железной дороге от Москвы до станции Крюковской, в г.Воскресенск и по Новому Иерусалиму», изданном в 1853 году – спустя всего два года после открытия движения по первой железнодорожной магистрали России.

10 комментариев

Есть ли этот путеводитель в электронном виде?
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
Какая вещь открывается! В Москве больше нет ничего подобного. Глядя на это, легко понимаешь, что такое наследие для нашей сегодняшней жизни, как оно украшает, одушевляет и углубляет жизнь, которая без этого быстро скатилась бы к плоскому и убогому утилитаризму. И совершенно несомненно, что реально современным, умным и патриотичным будет именно сложное решение, которое позволит построить новый путь, не повреждая старое депо, и вернуть это депо к жизни, к современному использованию, раскрыв всю его мощь и красоту. Вообще "современное" решение всегда значит "интеллектуальное и красивое". Эпоха примитивного вандализма прошла. Те, кто не понимают этого, застыли как допотопная муха в янтаре.
Красота какая! Неужели будут реставрировать? А я летом читала интервью Якунина,что там будут строить дорогу.Сделали какой-то другой проект?КАКОЕ СЧАСТЬЕ,ЧТО СПАСЛИ ДЕПО!
Пока ещё не спасли. РЖД готовы сохранить половину здания - если точно, то 13 стойл из 22. Судьба остальной части здания (9 стойл) весьма неопределённа. Надеемся на продолжение переговоров и поиск совместного решения, которое устроит всех.
А что РЖД говорит на вопрос ребром: когда соединят Октябрьскую и Курскую дороги?
Наталья Самовер больше года назад   Изменить
На это РЖД говорит, что одно другому не мешает.
А есть ли автор проекта реставрации? Есть ли охранное обязательство? Ведь можно и лишнего махнуть в такой атаке. Или оставить то, что стоило бы убрать. Например, внутри верхняя часть кольца родная. Это стена для опоры купола. Только окна пробили, а внутри проемов связи видны. Наружные стены третьего этажа не нужны. Купол - важнейшая часть художественного целого. Его надо строить с соблюдением старой технологии. Такой шедевр прославит руководство РЖД на весь мир.
Ведь можно и лишнего махнуть в такой атаке. Или оставить то, что стоило бы убрать. Например, внутри верхняя часть кольца родная. Это стена для опоры купола. Только окна пробили, а внутри проемов связи видны. Наружные стены третьего этажа действительно не нужны. Если стремиться к первоначальному облику. Но есть ли проект? И есть ли предмет охраны, охранное обязательство??? И кто решится оставить в предмете охраны только часть здания??? Если бы этот злополучный путь был поднят на эстакаду или опущен под землю или отановился перед депо - это можнобыло бы назвать компромисом.
Юрий, Ваши вопросы очень своевременны и оправданны. К сожалению, сейчас уже можно определённо сказать, что работы вышли за пределы имеющихся согласований. Проект реставрации есть, но он только частичный и уже нарушен. Согласованный список работ заканчивался на укреплении здания металлоконструкциями, чего до сих пор не произошло. На разборку пристроек пока никаких документов нет, тем не менее, они разбираются. Мосгорнаследие поставлено в известность, надеемся на их своевременную и адекватную реакцию. Что касается перетрассировки пути - такие варианты есть, они обсуждались нами, в том числе со специалистами в области ж.д. транспорта. Обсудить их с РЖД пока не удалось.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *