Двадцать против одного, или Светлое будущее Коронационного убежища

Убежище в память святого коронования

Константин Михайлов

На официальном сайте Мосгорнаследия недавно опубликован протокол заседания Комиссии при Правительстве Москвы по градостроительству в зонах охраны объектов культурного наследия 26 декабря 2012 года – того самого, на котором было принято столь нашумевшее в последние недели решение о сносе корпусов Ново-Екатерининской больницы. Но речь сегодня не об этом. По больнице одни заявления сделаны, другие изучаются прокуратурой, третьи еще предстоят – тут все своим чередом.  Тем более что споры о новогоднем экскаваторном подарке москвичам на Страстном бульваре явно мешают почтеннейшей публике сосредоточиться на другом решении высокочтимой Комиссии. А это несправедливо, потому что “новая градостроительная политика” наступает по всему фронту.

Протокол

Итак, в протоколе заседания Комиссии от 26 декабря значится такой пункт (да простится нам длинная цитата):

3.3. Об утверждении границ объединенной охранной зоны № 190

 (А.А.Емельянов, А.В.Кибовский)

1. Принять к сведению:

1.1. Информацию Департамента культурного наследия города Москвы (А.А.Емельянов):

— о том, что Рабочей группой Комиссии 19 декабря2012 г. рекомендовано одобрить предлагаемый проект границ объединенной охранной зоны № 190… — рассматриваемый проект режимов и регламентов разработан по заказу Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в связи с необходимостью развития медицинского центра.

1.2. Информацию члена Комиссии А.Л.Баталова о необходимости дополнительного обсуждения проекта нового строительства на участке по адресу: ул. Короленко, вл. 3 и выявлении возможности его средовой адаптации.

1.3. «Особое мнение» члена Комиссии К.П.Михайлова о несогласии с представленным проектом границ объединенной охранной зоны № 190 и обстройки храма 8-этажными стеклянными корпусами.

2. Принято решение:

2.1. Одобрить представленный проект границ объединенной охранной зоны № 190….

2.2. Департаменту культурного наследия города Москвы подготовить и внести на утверждение в Правительство Москвы в установленном порядке проект распорядительного документа об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия.

2.3. Результаты голосования членов Комиссии:

Одобрить представленный проект границ объединенной охранной зоны № 190 – 20 голосов;

Против представленного проекта границ объединенной охранной зоны № 190 – 1 голос.

Без протокола

Все понятно? Ничего не понятно? В переводе на язык, понятный простым смертным, решено было вот что.

В Сокольниках, на улице Короленко, 3 расположено бывшее Коронационное убежище – ансамбль весьма стильных построек эпохи московского модерна. Комплекс благотворительных учреждений для неимущих, названный в честь коронации Николая II, выстроен на рубеже XIX-XX вв. по проекту известных архитекторов А.Л. Обера и А.Ф. Мейснера. Рядом зодчим И.С. Кузнецовым в те же годы построено здание Дома призрения имени Баева.

Палата Коронационного убежища на ул. Ермаковской, ок. 1909г.

Корпуса выходят на красную линию улицы а в глубине участка стоит превосходная церковь Смоленской иконы Богоматери, спроектированная Мейснером. К сожалению, в советские годы она лишена завершений.

Храм Смоленской иконы Храм Смоленской иконы сегодня

Все это– выявленные объекты культурного наследия. И вокруг них- как положено, объединенная охранная зона.

Комплекс старинных зданий на улице Короленко занимает медицинское учреждение со сложным названием, приведенным в протоколе. Без всякого сомнения, учреждение важное и нужное людям, нуждающееся в развитии. И, конечно, понятно, что современному медицинскому комплексу всероссийского значения, куда приезжают лечиться со всей страны, тесны стены богаделен столетней давности. И нужно расширяться и строиться, коль скоро государство выделяет на это деньги. И прекрасно.

Вот только вопрос – где.

Из всего многообразия вариантов, предоставляемых немалой территорией современной Москвы и огромной территорией т.н. Новой Москвы – медицинские и гражданские власти выбирают для новых корпусов место в близком соседстве со старыми, на том же земельном участке. Понятно, что так удобнее. Но удобный вариант далеко не всегда самый верный.

Место для объемных новостроек оказывается на территории объединенной охранной зоны, № 190, которая установлена Правительством Москвы в 1998 году. Установлена именно для того, чтобы никакие новые корпуса в близком соседстве с объектами культурного наследия появиться не могли, и исторический вид ансамбля не мог быть искажен.

И что же делать, если строительство нарушит режим охранной зоны? Да очень просто – охранную зону надо взять и сократить, чтобы не мешала строительству. И все будет по закону. И церковь заодно восстановим в прежнем прекрасном виде.

Поэтому  комиссия по градостроительству и рассматривала 26 декабря 2012 года вопрос о границах объединенной охранной зоны № 190, как будто они уже не были намечены квалифицированными специалистами и утверждены столичным правительством в 1998 году. Из охранной зоны теперь будут вырезаны два внушительных участка, и на них вырастут два внушительных новых корпуса. И это решение принимается Комиссией двадцатью голосами против одного.

И этот один, конечно, понимает, что шагает не в ногу. Но ничего с собой поделать не может. Потому что перед глазами – вот эта, предъявленная на заседании Комиссии 26 декабря, картинка: схематичное изображение светлого будущего Коронационного убежища.

Проект застройки Коронационного убежища

Переход на личности

Уважаемый Сергей Семенович!

Давайте не будем тратить попусту слов. Если “новая градостроительная политика” будет воплощаться в таких волнительных образах, никакие слова уже не помогут.

Поэтому у меня простое рацпредложение: пока не выпущено постановление Правительства Москвы о корректировке границ объединенной охранной зоны № 190, вернуться к вопросу о будущем строительстве на улице Короленко.

Ведь нам практически каждую неделю рассказывают, что новые городские власти отменяют миллионы квадратных метров прежних инвестконтрактов.

И если новый прекрасный и светлый медицинский комплекс удастся построить за пределами охранных зон на месте какого-нибудь отмененного торгового или офисного центра, то это будет уже настоящая — не только градостроительная, но и социальная – политика.

А картинку отправим в архив градостроительного наследия мрачных времен.

P.S. Один из старинных корпусов Коронационного убежища в декабре предстал перед автором этих строк в непривычном виде: без кровли, перекрытий, с пустыми глазницами окон и дверей. Из переписки с Мосгорнаследием выяснилось: это, оказывается, реставрация. Правда, без разрешения. Поэтому работы были Мосгорнаследием остановлены.

Ответ ДКН

4 комментария

Иногда один стоит двадцати...
С этим надо что-то делать... Ведь так вся наша работа будет похерена... сегодня мы добиваемся охраны объекта и кладём бумажки в "коллекцию" - а завтра приходят эти ухари со своими полномочиями и единогласно аннулируют все эти бумажки и постановления... Сегодня мы боремся за территорию и нам говорят - "вы победили - живите". А через три дня нам говорят - "мы передумали - всё снести!" Нам каким-то образом срочно нужны новые полномочия, какие-то новые рычаги, больше юристов... я уже не знаю, что ещё...
надо шире применять механизм уголовной репрессии за злоупотребления служебным положением.
Историческое здание так и стоит с выбитыми окнами и дырами по периметру. Ветер и сырость. Сейчас собираются детское отделение переводить на Каширку. Готовят место для новой стройки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *