- Архнадзор - https://www.archnadzor.ru -

Эхо Костромы на границе Ивановской области

t2evhwt9j0csu2lbiz [1]

Село Писцово и «зеркало» Богоявленского собора Костромского кремля

Роман Цеханский

Последняя статья нашего друга и коллеги, ушедшего 19 августа. [2] 

Культурное наследие Костромской земли не ограничивается пределами нынешней одноименной области; оно включает и места, которые в результате усечения Костромской губернии в 1918 году и последующих территориальных преобразований отошли к соседним регионам. Писцово ныне входит в Ивановскую область, но исторически и культурно оно много веков было связано с городами Костромой и Нерехтой. Обширный Нерехтский уезд в прежние времена продлевал пределы Костромской губернии к югу от Волги почти до Иваново-Вознесенска (ранее входившего во Владимирскую губернию). В ХХ веке Писцово было административно подчинено соседнему поселку Комсомольскому и также получило статус поселка [1].

Для нас – проектировщиков и строителей Костромского кремля, воссоздаваемого попечением известного благотворителя и мецената В.И. Тырышкина – село Писцово представляет интерес потому, что в нем сохранился до наших дней Богородице-Рождественский храм, фактическая копия, «зеркало» кремлевского Богоявленского собора [2]. Последний сейчас уже строится, однако сбор сведений для точного воспроизведения его облика по-прежнему остается актуальной задачей. Причин тому несколько.

1 [3]
Во-первых, Богоявленский собор, построенный в 1776-1790 годах выдающимся костромским зодчим С.А. Воротиловым и взорванный в 1934 году вместе с Успенским собором и кремлевской колокольней, в XIX веке подвергся фундаментальной перестройке. Его по кровлю обстроили приделами, а от первоначальной композиции остались лишь подкупольное звено с барабаном и главой, а также примкнувшие к ним центральная апсида с востока, и с запада – входная часть и переход в колокольню. Таким образом, боковые части собора были разобраны в XIX веке и вновь возведены уже со значительным расширением собора к югу и северу.

Во-вторых, старые чертежи Богоявленского собора (например, 1809 года, хранящиеся в Музее архитектуры имени А.В. Щусева в Москве) – не фиксационные и не проектные. У тех же чертежей 1809 года план и фасад при общем сходстве с осуществленным зданием отличаются несоответствием ордеров, рисунков окон, входных лестниц. Возможно, эти чертежи – копии с какого-то авторского варианта проекта или же проектное предложение подрядчика, мастера столярных дел К.Я. Трубникова. То же можно сказать и о чертеже фасада, подписанном губернским архитектором Григорьевым и более профессионально (по сравнению с чертежами 1809 года) сделанном. Здесь также есть расхождения с натурой. На фиксационном фасаде перед перестройкой боковые крыльца уже сломаны, но показано, что их как будто и не было. Ордера колокольни, как и на прежнем чертеже, другие; присутствует руст на выступающих частях. Колокольня обрывается на листе на третьем ярусе. Планы собора 1866 года, подписанные архитектором Садовниковым, изображают уже проект его перестройки и, видимо, сделаны по факту окончания работ.

В-третьих, фиксационные обмеры Богоявленского собора 1934 года, сделанные в ходе подготовки к взрыву кремлевского ансамбля, производились в спешке и, соответственно, вызывают немало вопросов. Честь и хвала энтузиастам Чудакову и Чижову, за несколько дней в 1934 году проделавшим огромную обмерную работу, без которой немыслимо было бы подготовить чертежи воссоздания. Но нужны и дополнительные детали, и уточнения размеров.

Наконец, в-четвертых, сохранившиеся фото Богоявленского собора запечатлели его облик уже после перестройки XIX века. При этом фотографий внутреннего вида собора нам известно лишь две, одна из них весьма среднего качества.

Все эти обстоятельства мешают точно воспроизвести в чертежах, а затем и в натуре облик утраченного Богоявленского собора (отметим, восстанавливаемого в том виде, в каком его строил С. Воротилов в XVIII столетии, без позднейших пристроек). Тем более ценной для нас оказалась информация о Богородице-Рождественском храме в Писцово, не перестраивавшемся, сохранившим до наших дней свой первоначальный вид [3]. Сюда мы – главный архитектор проекта воссоздания Костромского кремля А.М. Денисов, архитектор Р.В. Цеханский (автор этой статьи), архитектор Костромской епархии священник Михаил Мостовой и журналист Игорь Алексеев – и отправились.

2 [4]

Дорога из Костромы в Писцово пролегает через Иваново, из этого областного центра в село ходит и общественный транспорт. Старая дорога Нерехта–Писцово ныне – проселочная, так что ехать по ней, не спрося местных жителей, мы не решились.

Местность здесь открытая, со слабо выраженным рельефом. Село Писцово еще в древности расположилось на речке Черной (ныне Фабричная) на пересечении оживленных торговых путей из Шуи, Суздаля и Костромы. Первое упоминание села вместе с деревянной церковью Пресвятой Троицы в летописях относится к 1568 году. Царь направил сюда своих писцов: «Лета 7076 по Государеву Цареву и Великого Князя наказу Курбат Ондреев сын Измайлов да подьячий Рудак Толмачев писали и мерили Костромского уезда села Писцова приселки и деревни, которые остались за государевым указом…» [4 [5]]. Расчертив по речке Черной (черной, как чернила) границу вотчины, писцы на многие годы проложили здесь границу Костромской и Владимирской земель. Такой легендой объясняется возникновение села Писцово.

В XVII веке Писцово уже известно как вотчина Романовых. Грабивший здешние места Болотников со своей шайкой, встретив сопротивление, вынужден был в Писцово вернуть добычу. С 1660 года разросшееся до 370 дворов Писцово с деревнями было пожаловано царем Алексеем Михайловичем князю Ю.А. Долгорукову, который, видимо, построил здесь Троицкую церковь в конце XVII или в начале XVIII века.

В 1711 году на пригорке, за речкой, в Писцово существует девичий монастырь; в 1748 году построена каменная церковь во имя Воскресения Христова. Село разрастается до 500 дворов, тогда оно принадлежало Голицыным. В 1808 году в Писцово иждивением крестьянской вдовы Анны Дмитриевны Ледневой построена каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы – цель нашего путешествия.

Итак, мы прибыли в Писцово.

Первое впечатление, испытанное мною – я где-то уже это видел. Памятники сохранились в разной степени: руины Воскресенской церкви; плохонько, но стоящая церковь Пресвятой Троицы; наконец, хорошо сохранившийся, отреставрированный храм Рождества Богородицы. Но суть была не в этом: село-городок сохранило структуру, четко указывающую на свой архетип – Кострому; разумеется, не нынешнюю, а прежнюю, украшенную многими храмами и часовнями.

Основной магистралью, вдоль которой складывалось Писцово, была старинная дорога из Нерехты в Тейково и Суздаль – перпендикулярная дороге из Иваново, по которой мы приехали. Село сформировалось на берегу Черной речки, у переправы, ставшей мостом, в основном с западной стороны. На восточной заречной стороне на небольшом холмике стоит бывшая монастырская Воскресенская церковь XVIII столетия, разросшаяся в XIX веке в большой комплекс со своей колокольней [5 [5]]. По другую сторону моста раскинулась широкая площадь, обрамленная малыми каменными домиками с расходящимися от нее в стороны улочками. Далее по курсу старой дороги с запада площадь фиксирована Троицкой церковью, от которой начинается развилка главной трассы в две улицы. Все это живо напомнило мне Кострому. Даже заречная церковь Воскресения имеет входную часовню, ныне руинированную, но и в таком виде напоминающую Александровскую часовню в Костроме (ныне, увы, снесенную, на ее месте сейчас стоит советский памятник Ивану Сусанину). Не говоря уже о том, что сам образ монастыря за рекой для Костромы привычен – это знаменитая Ипатьевская обитель. Даже заброшенный ныне постамент, где раньше находилась статуя И.В. Сталина, был некогда предназначен для памятника императору Александру III; тут же вспоминается костромская история с превращением недостроенного романовского монумента в памятник Ленину. И возрождение Православия в Писцово ознаменовано – как и в костромском Богоявленско-Анастасиином женском монастыре, где сохранилась чудотворная Смоленская икона-фреска Божией Матери – случайно найденным чудодейственным изображением Спаса на фреске в часовне Воскресенской церкви.

3 [6]

По ходу движения по Писцово впечатление только усиливалось. Троицкая церковь – крупная, соборного вида, пятиглавая – стоит, обрамленная двумя часовнями XIX века. Ее колокольня, первоначально отдельно стоящая, ныне встроена в торговые ряды (чисто костромское решение!). А за ними стоит и цель нашего путешествия, теплая церковь Рождества Богородицы, построенная специально по образцу Богоявленского собора в Костроме. Она полностью сохранилась. Есть сведения, что в 1873 году вокруг церкви была устроена каменная ограда с чугунными решетками, начинавшаяся от торговых рядов и доходившая до крыльца. По обе стороны храма в ограде имелись ворота, а сама ограда заканчивалась на уровне линии позднего притвора. С северной стороны храма находилась каменная палатка. На старых фотографиях церковная ограда в Писцово схожа со знаменитой оградой Костромского кремля, с каменными палатками, с прозрачными звеньями решеток. Вот такое эхо Костромы на окраине губернии.

4 [7]

Мы подходим к Богородице-Рождественскому храму. Это самая молодая церковь Писцово и, конечно, она была достойна своим протяженным, дворцовым фасадом обратиться к центральной площади – но оказалась развернута вдоль старой дороги. Впрочем, это тоже неплохо: каждый проезжающий мог оценить изысканность модной для того времени архитектуры рубежа барокко и классицизма.

Взглянув на Богородице-Рождественскую церковь, ощущаешь, что оживают наши чертежи, модели; перед нами – кремлевский Богоявленский собор! Его архитектурное решение не имеет точного аналога. Разработавшие проект собора архитектор-самородок С.А. Воротилов и костромской епископ Симон (Лагов) в чем-то повторяли петербургские соборы того времени: Петропавловский, перестроенный в шестидесятых годах XVIII века после пожара (центральная глава, искусственный мрамор на стенах, сдвоенные пилястры), Николо-Богоявленский морской (организация интерьера). Но в целом костромской собор не похож ни на один из них. К примеру, скругление углов его центрального четверика – вообще редкая для того времени вещь, для городских соборов не характерная, встречающаяся скорее в усадебных церквах.

В октябре 1776 года состоялась закладка фундаментов Богоявленского собора, а к 1785 году он был воздвигнут и оштукатурен. Внутренние работы велись еще несколько лет, и в декабре 1790 года преемник владыки Симона, епископ Костромской и Галичский Павел (Зернов), освятил собор. Его строительство соответствовало веяниям времени: теплые (полностью отапливаемые) соборы только возникали в древних кремлях Великого Новгорода (1759 год), Вологды (1776 год), и всегда это были здания принципиально новой, барочной архитектуры. В Костроме, немного задержавшейся в таком начинании, теплый собор был выстроен к 1790 году уже на грани архитектуры барокко и раннего классицизма.

Именно к нему как к образцу обратились в 1808 году исполнители заказа крестьянской вдовы Анны Дмитриевны Ледневой – видимо, решившей потратить доставшееся от мужа наследство на возведение новой теплой церкви. Надо полагать, строители храма в Писцово пользовались оригинальными авторскими чертежами С.А. Воротилова (сам он скончался в 1792 году), ибо церковь точно соответствует костромскому собору в плановых размерах и многих своих деталях.

Но отличия от костромского Богоявленского собора у Богородице-Рождественского храма все же есть. Писцовская церковь абсолютно симметрична, и с запада к основному объему примыкает такое же полукружие, как и центральная апсида с востока. Центральный четверик Богоявленского собора имеет скругленные углы, получившие из-за вытянутости вдоль четверика четверть-эллипсоидные формы (уникальная особенность костромского собора). В Писцово это создало неповторимую игру полукружий на продольном, обращенном к дороге фасаде и придало ему самый привлекательный вид. Но в Костроме с запада к центральному объему собора примыкает прямой переход в колокольню; в писцовском же храме прямоугольный притвор с запада понижен по отношению к основной части и явно более позднего происхождения. Также в Писцово отказались от боковых входов, видимо, из соображений сохранения тепла. Соответственно нет и боковых крылец, что придает продольному фасаду особую эффектность при обозрении с дороги. И наконец, писцовская церковь одноэтажна, вход в нее – непосредственно с земли. У костромского же собора внизу целый подклет, ставший в XIX веке усыпальницей костромских архиереев.

Позднебарочный оконный модуль в Писцово сделан несколько по-особому, более свободного, чем в Костроме, рисунка. Пилястры же, раскрепованные по бокам рустами, более классичны; особенно строго выглядит единый широкий карниз, опоясывающий всю церковь по периметру. Скромнее выглядят и центральные выступающие ризалиты, завершенные фронтонами. Трехчастная композиция окон подчеркивает вертикальную ось. Таким мы, повторюсь, видим костромской собор в старину, до перестройки 1866 года – ту же композицию скругленного в плане четверика, завершенного крупным барабаном с высоким куполом и главкой. В основание купола врезаны восемь больших фигурных люкарн.

К слову, писцовская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в XIX – начале ХХ века числилась собором. В 1931 году в храме прекратились богослужения; официально же как молитвенное здание он ликвидирован решением исполкома областного совета от 1 августа 1940 года. После закрытия в соборе находился склад колхоза «12-й Октябрь», впоследствии, до 1989 года, продовольственная база писцовского рознично-торгового предприятия – попросту склад продуктового магазина, который до сих пор работает в соседних торговых рядах.

5 [8]

14 октября 1989 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Ивановским облисполкомом было вынесено решение «О регистрации религиозной общины Русской Православной Церкви в поселке Писцово и передаче ей храма Рождества Пресвятой Богородицы». Такое же решение было вынесено и Комсомольским райисполкомом 29 октября 1989 года. 6 января 1990 года в 17 часов началась первая после длительного перерыва служба в Богородице-Рождественском храме.

К осени 1991 года был закончен ремонт наружных и внутренних стен храма, в 1993 году ожила колокольня, раздался звон колоколов, а к 200-летнему юбилею храма в 2008 году написаны несколько икон в иконостас и поновлена (может, и не совсем удачно) сохранившаяся фреска на западном фронтоне храма – Рождество Пресвятой Богородицы.

Вдоволь насмотревшись на церковь снаружи, мы направляемся внутрь. Здесь сразу понимаешь, почему за образец был выбран именно костромской Богоявленский храм. Центральное пространство перекрыто плоским потолком, отсекающим интерьер от пространства барабана. Так экономили тепло, и потому проектировщики храма в Писцово оценили особенность костромского собора как храма, экономичного в плане расхода дров. В Костроме же не дали пропасть пространству купола, устроив внутри известную соборную библиотеку. В Писцово верхний барабан оставили в покое, сохранив его огромные окна со стеклами как чисто декоративное завершение. Боковые ячейки перекрыты системой лотковых сводов и конх, которые плавно скругляют своды интерьера на внешние стены. Внутри храма главенствуют, как и в Костроме, четыре огромных массивных столба, богато украшенные (явно навеянные образцами санкт-петербургских соборов). Столбы завершаются трогательными деревянными карнизами; последние выдают желание строителей передать по возможности максимум деталей костромского собора – желание, зачастую тормозившееся отсутствием соответствующих квалифицированных кадров строителей. Впрочем, денег на церковь явно не жалели: полы настланы из наборных чугунных плит.

Особенно нас порадовал частично сохранившийся «родной» иконостас.

Центральную алтарную конху закрывает очень красивый классический иконостас, сохранившийся от первоначального интерьера. Его красота особенно контрастирует с куда более простыми поздними иконостасами малых приделов. Двухъярусный, трехчиновой в семь осей иконостас одновременно композиционно компактен и своим мощным выступом вперед, оформленным с боков плавными скруглениями, диктует главную тему в интерьере – перебивая зрительно мощные четыре колонны, ныне полностью расписанные. К сожалению, почти все тонко выполненные детали иконостаса исчезли вместе с иконами; но можно надеяться, что их отпечатки, следы и сохранившиеся остатки дадут материал для комплексного восстановления иконостаса. Данный незаурядный памятник этого явно заслуживает.

6 [9]

Иконостас был весь вызолочен и покрыт также золоченой резьбой. Интересно, что есть сведения: в этом классическом иконостасе иконы были выполнены в древнерусском стиле. Так же было и в костромском соборе: традиционное мышление наших предков не принимало модные западные («итальянские») образа.

Нам осталось немного погулять по Писцово, перевести дух, закрепить впечатления. Село живет своей полудеревенской жизнью. За алтарем храма рубят дрова; погода этой весной еще долго не даст забыть зиму. Природа просыпается, с шатровой колокольни льет капель. Кстати, колокольня стоит симметрично улице и так же симметрично, как в Костроме, обстроена торговыми рядами. Реставраторы оштукатурили ряды, но колокольню оставили под обмазкой. Так зримо выделены века строительной истории села Писцово. Впрочем, железо на шатре колокольни оставили в покое. Шатер красиво скруглен, обогащая силуэт. В XIX веке, в ампирное время, в планировке села стали выделять поперечную ось. По ней ориентированы торговые ряды и выстроенные у Троицкого собора часовни.

Часовни торговых рядов, скромные, квадратные в плане, хорошо сочетаются с рядами. Их главки-вазоны со сложным ступенчатым силуэтом обогащают вид села. К началу XIX века Писцово стало торгово-промышленным центром, обросло фабриками. Но первоначальный классический задел еще долго заставлял жителей выравнивать дома вдоль заложенных планировочных осей, и даже деревянные избы часто имеют классический вид. Обитатели Писцово до сих пор занимают старинные каменные двухэтажные дома – памятники должны быть востребованы жизнью. Кстати, ценной жилой деревянной и каменной застройки XVIII–XIX веков в селе немало: на охране государства находится не менее двадцати объектов.

Последнее, что мы осмотрели – руины интереснейшей Воскресенской церкви, у которой барочная композиция «восьмерик на четверике» украшена вполне древнерусскими наличниками в стиле XVII века. Но боюсь, что этот памятник скоро рухнет.

На этом наша поездка в старинное село Писцово завершилась. А воссоздание Богоявленского собора в Костромском кремле продолжается…

1 [10]

Примечания

1. Конечно, забавно было узнать про существование Комсомольского благочиния Шуйской епархии.

2. См.: Свод памятников архитектуры и монументального искусства. Ивановская область. Часть 2. М.: Наука, 1998, с. 514-538 (Писцово). Нельзя не упомянуть также интереснейший сайт местных краеведов http://muzeypiscowa.ucoz.ru/ [11] , откуда и взяты здесь основные исторические сведения.

3. См.: http://muzeypiscowa.ucoz.ru/publ/muzej_pod_otkrytym_nebom/khramy/khram_rozhdestva_presvjatoj_bogorodicy/2-1-0-45 [12]

4. Шумаков С. Сотницы, грамоты и записи. Костромские сотницы 7068–7076 годов. Издание Императорского общества истории и древностей Российских при Московском университете. М.: Университетская тип., 1902, IX, 5120/153, листы 5-7. Цит. по: http://muzeypiscowa.ucoz.ru/index/piscovo_vek_za_vekom/0-4 [13]

5. Весь комплекс сильно руинирован и его состояние вызывает тревогу, аварийность зданий налицо.

Опубликовано на сайте «Соборная библиотека [5]«.