- Архнадзор - https://www.archnadzor.ru -

Бадаевский «обвесили»

Бондарная (справа). Вид вместе с воротами и главной конторой (1895-1900) [1]

Игорь Шихов

Продолжаем рассказывать об отказах в рассмотрении заявлений о придании статуса объекта культурного наследия (ОКН) по формальным поводам. На этот раз — о “малых формах” [2] на Бадаевском заводе [3], отказ в рассмотрении заявки по которым получен год назад.

Когда эксперт Е.Е. Соловьева [4] в 2014 году решала, какая часть Трехгорного (Бадаевского) пивоваренного завода достойна стать объектом культурного наследия, в своей экспертизе она ограничилась рассмотрением наиболее крупных корпусов завода, выстроенных в ряд в северной части территории (строения 1, 2, 3).

От ее внимания ускользнуло небольшое, но крайне интересное здание, расположенное рядом с контрольными воротами и очевидным образом с ними связанное: бондарная-весовая.

Общий вид со шпилем гостиницы “Украина”. 2019 [5]

Хотя оно по всем параметрам достойно стать частью ансамбля: создано теми же архитекторами (Августом Вебером и Александром Евлановым), в то же время и в той же стилистике, что и те части корпусов завода, которые в итоге стали ОКН. Чтобы заполнить этот пробел, в начале июля 2019 года было подано заявление о включении его в реестр ОКН и в составе ансамбля Трехгорного пивоваренного завода.

Автор этого здания, Август Егорович Вебер, получил архитектурное образование в Венской Императорской художественной академии, но широкая известность и заслуженная слава пришли к нему, когда он работал в России. В Москву он приехал по приглашению известного предпринимателя А.А. Пороховщикова в 1871 году для строительства ресторана «Славянский базар» [6]. В 1880-1882 годах вместе с архитектором А.С. Каминским принял участие в проектировании и строительстве павильонов для Всероссийской художественно-промышленной выставки на Ходынском поле. С начала 1880-х и до 1900 года А.Е. Вебер был главным архитектором Трехгорного пивоваренного завода, именно им построено большинство сохранившихся исторических зданий.

1895 г. Чертеж фасада. Архитектор А.Е. Вебер [7]

Бондарную Вебер проектирует в 1895 году, когда быстро растущему предприятию потребовалось увеличить производство тары для наполнения и вывоза продукта. Помимо собственно бондарной мастерской, в двухэтажной части здания располагались мойка бочек (на первом этаже) и квартира (на втором). Бондарная запечатлена на фотографиях из альбома, выпущенного к 25-летию завода в 1900 году. На них видно небольшое отступление от проекта: узкие сдвоенные оконные проемы первого этажа бондарной заменены широкими, с мелкой расстекловкой, а деревянная одноэтажная пристройка так и не появилась.

Бондарная и мойка бочек. Вид с территории завода (1895-1900) [8]

В 1900 году тот же архитектор надстроил одноэтажную часть кирпичного здания бондарной вторым этажом, предназначенным для второй квартиры. В декоративном оформлении фасадов Вебер использовал элементы, схожие с теми, что присутствуют на основных производственных зданиях завода: трехступенчатый фронтон — аттик с узкими арочными окнами, полуциркульные ниши с выделенными дугами, выложенными из кирпичей, зубчатые междуэтажный и венчающий карнизы и пилястры.

На проектном чертеже можно заметить, что в фасадной нише Вебер планировал разместить декоративное изображение, сходное с эмблемой завода, которой украшен главный корпус, так называемая “малая контора”. Но в итоге на этом месте остался лишь год постройки здания — 1895.

1900 г. Чертеж фасада (надстройка 2-го этажа над бондарной). Архитектор А.Е. Вебер [9]

В 1910 году, одновременно с перестройкой контрольных ворот и в непосредственной близости от них, архитектор А.П. Евланов выстроил перед южным фасадом бондарной одноэтажную пристройку с весами, для взвешивания подвод и автомобилей, вывозивших продукцию. В декоративном отношении весовая интересна скульптурными рельефами, выразительным арками почти во всю высоту здания (впоследствии ставшими окнами), изломанной формой кровли и почти кружевной отделкой междуарочных пилонов, вертикальных вставок под карнизами и самих карнизов, оформленных в виде ломаной линии.

Окрашенные в яркий белый цвет декоративные элементы весовой органично перекликаются с солярной символикой других заводских зданий, в первую очередь, фасада главного корпуса (строения 1), что, несомненно, составляло замысел архитектора.

Декоративная деталь пилона весовой [10]

Бондарная-весовая полностью сохранила весь архитектурный декор, в значительной степени внутреннюю планировку. Она придает заводу функциональную и архитектурную завершенность, да и сама представляет собой небольшой ансамбль.

Бондарная и весовая. Вид с территории завода (после 1910 г.) [11]

Композиционно важна непосредственная близость к контрольным воротам Трехгорного пивоваренного завода, через которые продукция вывозилась в город. Декоративные элементы, удачно сочетающиеся с парадным фасадом главного корпуса и ажурным оформлением контрольных ворот, придают зданию бондарной-весовой легкость и изящность. Что прекрасно иллюстрируют как архивные, так и современные фотографии.

Бондарная и весовая с перспективой основных корпусов и памятником “Паровоз” [12]

На вышеприведенных фото видно, как двухцветный бело-красный декор бондарной перекликается с парадным фасадом главного корпуса, а весовая продолжает игру изломами крыши и солярной символикой.

Весовая (слева). Вид с территории завода (1960-е) [13]

Заявка на включение бондарной-весовой в реестр ОКН, в составе ансамбля “Трехгорного пивоваренного завода”, была подана 25 июня 2019 года, но уже в начале июля она была возвращена без рассмотрения.

[14]

Формальной причиной отказа в рассмотрении заявки стал тот факт, что она была подана после публикации для общественного обсуждения историко-культурной экспертизы корректировки зон охраны [15], в которой эксперты решили считать бондарную-весовую “объектом историко-градостроительной среды”.

Южный фасад. Вид от контрольных ворот [16]

На самом деле, наличие экспертного мнения не должно было стать препятствием для рассмотрения заявки, так как на момент ее подачи решение о согласии с экспертизой еще не было принято, что подтверждается самим ответом Мосгорнаследия. В котором, кстати, содержится неточность: объект находится не на территории ОКН, а в охранной зоне. Впрочем, в обоих случаях, предлагаемый экспертами статус законодательно никак не гарантирует сохранение этого замечательного здания.

Западный фасад [17]

Можно предположить, что отказ от рассмотрения заявки продиктован исключительно планами крупномасштабного строительства [18] на соседнем участке, ради легализации которого и был заказан новый проект зон охраны и его экспертиза. Получается, что интересы застройщика оказались важнее, чем очевидная архитектурная и художественная ценность исторического здания.

Восточный фасад. Вид из-за ворот [19]

Список использованных источников:
  1. Альбом, выпущенный к 25-летию Трехгорного пивоваренного товарищества, 1900 г.
  2. Т.П.Кудрявцева-Сулоима. Определение предмета охраны в архитектурных объектах промышленного наследия (на примере исследования производственных корпусов Трехгорного пивоваренного завода). М. — 2005 г.
  3. Материалы историко-культурных исследований, проведенных ООО “Алатр+” в 2005 г.
    ЦИАМ, ф. 54, оп. 149, ед. хр. 45.
  4. ЦИАМ, ф. 54, оп. 154, ед. хр. 196.
  5. Исторические фотографии с электронного ресурса www.pastvu.com.