- Архнадзор - https://www.archnadzor.ru -

Больше не Щусев

[1]

Летом 2020 года мы сообщали [2] о совместной с РЖД, Мосгорнаследием и Москомархитектурой работе над проектом реконструкции одного из виднейших инженерных памятников Москвы – Каланчёвского путепровода.

Это была едва ли не единственная работа [3] знаменитого Алексея Щусева, не получившая государственной защиты, то есть статуса объекта культурного наследия. Такова принципиальная позиция современных московских властей: не брать на охрану инженерные объекты, чтобы не помешать их реконструкции даже в гипотетическом будущем. Позиция незаконная, но пока прокуратура или Следком не станут думать так же, в отношении инженерных объектов остается полагаться на переговорные усилия и честное слово.

Напомним, о чём удалось договориться два года назад. Замена балочных конструкций арочными, увеличение числа путей и разборка части промежуточных опор были неизбежны (см текст по ссылке выше). Зато было обещано воссоздание гранитной аркады со стороны Казанского вокзала и площади, а кроме того — возведение такой же аркады со стороны гостиницы «Ленинградская», согласно проекту Щусева, не реализованному в этой части. Новый проект даже получил неофициальный девиз «Больше Щусева».

[4]

Два года рабочие собирали арки и лили бетон. Но вот в начале августа открылась для пассажиров часть нового вестибюля платформы «Площадь трёх вокзалов» (так будет теперь называться привычная всем «Каланчёвская», несмотря на то, что вокзалов на площади становится четыре). В отделке внешних стен вестибюля чередуются ряды гладкого и грубого серого гранита, отдалённо напоминающего щусевский. Он выглядит бледно и убого по сравнению с мощной, уверенной поступью камня, прорисованной мастером более ста лет назад. Это муляж шедевра. Ни цвет (бледно-серый сейчас против жёлто-коричневого у настоящего Щусева), ни характер обработки камня не соответствуют оригиналу. Да и сам камень – новый, хотя нам было обещано возвращение подлинного гранита.

[5]

Остается некоторая надежда, что остальной путепровод всё же получит ту отделку, которую заслуживает. Иначе Москва лишится даже напоминания об одном из лучших инженерных памятников, а лозунг «больше Щусева» останется пустым звуком.

Увы, отсутствие охранного статуса позволяет вести работы вне поля закона о наследии. Мы не видим проекта, который можно было бы назвать реставрационным, не знаем авторов реставрационной части. Есть только эскиз архитектурно-градостроительного решения (АГР), опубликованный Москомархитектурой. Кроме того, мы знаем, что заказчик был намерен отклониться даже от этого эскиза из-за требований метрополитена.