- Архнадзор - https://www.archnadzor.ru -

«Самострой» архитектора Померанцева, или Двойной позор правительства Москвы

[1]

Юрий Егоров

Несколько лет назад среди гаражного кооператива близ станции Серебряный Бор Московской Окружной железной дороги обнаружился интереснейший фрагмент [2] водонапорной башни, относившейся к воинскому продовольственному пункту, что стоял на этой станции. Такие пункты предназначались для быстрого питания солдат, следующих через Московский железнодорожный узел в составе воинских эшелонов, и включали в себя мощные кухни, несколько столовых на 600 человек каждая, продовольственные склады и жилые дома для управлявшего работой пункта коменданта и команды из солдат, его обслуживавших. Роль этих продовольственных пунктов в двух крупнейших войнах ХХ века очевидна.

Башня примечательна самобытной архитектурой, её модерн гораздо ярче и сочнее, чем подчёркнуто скромный стиль остальной дороги. Сложная планировка, множество декоративных деталей, затейливая композиция фасадов выделяют её среди других построек Окружной. Интересно и то, что башня была построена при железнодорожной станции, но для снабжения водой паровозов не использовалась. Она была предназначена для питания исключительно воинского продовольственного пункта, одного из четырёх на дороге. Остальные продовольственные пункты располагались на станциях Пресня, Лихоборы и Угрешская и предполагали заправку водой паровозов. Поэтому их башни работали и для железнодорожников, и для военных.

[3]

Подготовка большого объёма пищи, одновременное обслуживание нескольких тысяч человек (а продовольственные пункты рассчитывались на одновременное питание как минимум 1200 человек) требовали соответствующего запаса воды. Обойтись обычными колодцами здесь не получалось. Вот и потребовалась своя башня.  Автором небольшой изящной башни на станции Серебряный Бор стал выдающийся архитектор А.Н. Померанцев, под руководством которого создавался весь ансамбль Московской Окружной железной дороги.

Много лет эта башня считалась утраченной, пока несколько лет назад среди гаражей не обнаружился её фрагмент, да не просто фрагмент, а целый первый этаж – с узнаваемыми чертами и декором. Настоящее открытие!

Чертёж башни на ст. Серебряный Бор 1908 г. [4]

Однако московский Департамент культурного наследия находку не оценил, выписав отказ в присвоении фрагменту башни охранного статуса. Наша заявка была отклонена – вероятно, потому, что башня сохранилась не целиком. Надо сказать, что такая «некомплектность» памятников архитектуры порой встречается и не всегда служит поводом для отказа в признании их ценности. Скажем, ценность античных руин или объектов, связанных со сражениями Великой Отечественной войны никто не отрицает, признавая при этом, что перед нами – именно руины. А здесь отказ – несмотря на работу выдающегося архитектора, индивидуальный проект здания и его включённость в состав исторической железной дороги, многие постройки которой признаны памятниками архитектуры.

Так бы и стояла башня, никому не мешая – тем более что площадь её маленькая, ничего существенного на узкой полосе земли вдоль железной дороги построить нельзя. Но пару дней назад эта история получила продолжение.

[5]

Государственная инспекция по недвижимости своим решением от 10 января этого года взяла и признала башню «самостроем». Пришёл, понимаете ли, сто лет назад знаменитый архитектор Померанцев и построил тут целую башню, не спросив разрешения у Сергея Собянина и прочих чиновников современного правительства Москвы. Так и написано: «факт незаконного использования земельного участка, выразившийся в возведении строения» – и плевать, что было это в те далёкие времена, когда ни инспекции, ни нынешних чиновников даже в проекте не было. Здесь всё смешалось – и бюрократия, и нежелание чиновников московской мэрии разбираться хоть в чём-то кроме своих бумажек, и неумение ценить свою историю.

Куда ни посмотри – бескультурье, непрофессионализм и формальный подход. Нецелое здание – значит, не может признаваться историческим наследием. Не знаем, откуда оно взялось – значит, самострой, а раз самострой – надо снести. Видимо, так мыслит Сергей Собянин, так же поступает его администрация.

[6]

Было бы смешно, если бы перед глазами не стоял предыдущий подобный случай – снос фрагмента водонапорной башни станции Москва-Смоленская-товарная [7] на Ходынской улице, построенной в 1882 году. Тот же подход: «ничего не знаем, разбираться не хотим» – и через пару дней на месте башни уже красовалось так любимое московскими чиновниками пустое место с обязательным «благоустройством» и без малейшего намёка на историю.

Вообще самострой предполагает полное отсутствие каких-либо документов на здание – не только разрешения на постройку, но и планов, чертежей и т.д. В нашем же случае мы имеем множество документов, к тому же, находящихся в свободном доступе. Хотите чертежи? Они есть в составе «Альбома типовых исполнительных чертежей» Окружной дороги. Известны имя архитектора, годы постройки, функция здания, то есть для чего оно предназначалось. Есть даже план станции Серебряный Бор с перечислением всех построек, среди которых указана и наша башня. Было бы желание чиновников разобраться, но его, увы, нет.

Альбом чертежей МОЖД - лист 97 с указанием башни [8]

 

Не особо надеясь на сознательность Инспекции по недвижимости, а равно и на заинтересованность Департамента культурного наследия, однажды уже высказавшего своё мнение, мы всё же призываем их включиться в дело и сохранить часть истории Московской Окружной железной дороги, работу выдающегося Александра Померанцева – фрагмент водонапорной башни на станции Серебряный Бор. Параллельно мы направляем обращение в Прокуратуру города Москвы с просьбой отменить решение о сносе башни как самостроя.

Одновременно просим включиться музей Московской железной дороги как организацию, заинтересованную в сохранении железнодорожной истории нашего города. Также призываем всех, кто хочет сохранить историю наших железных дорог, обращаться в мэрию Москвы с просьбой сохранить фрагмент башни на станции Серебряный Бор, иначе изучать её можно будет разве что по макету, выпущенному компанией «Умная бумага». В отличие от московских чиновников, там эту башню оценили.

2 Comments (Open | Close)

2 Comments To "«Самострой» архитектора Померанцева, или Двойной позор правительства Москвы"

#1 Comment By Александр On Пятница, Январь 13, 2023 @ 8:40

Интересно, а одноэтажное здание по Малому Песчаному переулку 2А, сейчас там церковь, но здание не являлось церковью ранее, нигде не смог найти информацию. А по виду очень напоминает пристанционный постройки конца 19 — начала 20 века. Я запомнил только то что ранее там был овощной магазин, а до этого жилой дом. В начале 90х руководство посëлка Сокол прилепила табличку, что это является памятником архитектуры, часовня архитектора Клейна при госпитальном кладбище Арбатец. Но это был хитрый ход, что бы сохранить здание.

#2 Comment By нарниец On Пятница, Январь 13, 2023 @ 22:11

Надо попробовать поставить здание на кадастровый учёт, иначе его формально, «на бумагах» просто нет как недвижимого объекта. И ещё: указано 20.01.23г, а прийти ломать могут не 20-го, а позже. Если есть люди, нужно дежурить