- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

В шаге от памятника

Пост Кожухово 2015 [1]

Юрий Егоров

На днях пришло сообщение об очередной утрате объекта железнодорожного наследия. Снесён последний из двух постов центрального управления стрелками и сигналами на станции Кожухово Московской Окружной железной дороги и по совместительству предпоследняя историческая постройка этой станции. Снос был внезапным и никем, вероятно, не согласованным, а главное – снесено здание, находившееся в шаге от охранного статуса.

Мы давно знали о существовании этого поста, стоявшего на территории бывшего завода ЗиЛ, за глухим бетонным забором. Пост этот никогда не перестраивался и даже не перекрашивался в безумные бело-голубые цвета в год столетия Окружной дороги. В нём не было окон и дверей, зато был цел почти весь внешний декор, сохранялись оригинальная крыша и деревянное чердачное перекрытие с лепными карнизами, а внутри оставалась изящная клёпаная лестница из трёх маршей, ведущая на второй этаж. Пост не имел никакого охранного статуса и мог быть снесён в любой момент вместе с остальными заводскими цехами.

Пост Кожухово - лестница [2]

Когда начался повальный снос застройки ЗиЛа [3], мы обратили внимание Мосгорнаследия на это здание. Как оказалось, пост централизации ещё в 2013 году был учтён [4] в рамках историко-культурной экспертизы исторической застройки станции Кожухово. Однако Мосгорнаследие опубликовало эту экспертизу лишь осенью 2015 года. Вот что о нём написано в экспертизе: «В ходе исследования было выявлено, что на рассматриваемой территории …полностью сохранилась … будка центрального управления стрелками и сигналами, не искажённая перестройками и представляющая особую историческую ценность». Как следствие, экспертиза рекомендовала взять на охрану и этот пост, присвоив ему статус памятника – вполне оправданное решение, так как исторический железнодорожный ансамбль железной дороги – это не только архитектурные памятники, к которым, безусловно, относится и этот пост, но и инженерно-техническое обеспечение работы железной дороги.

P6149631 [5]

Однако охранного статуса пост централизации так и не дождался: в конце марта – начале апреля он был снесён, причём снесён известной организацией, «специализирующейся», если здесь уместно такое слово, на работе с железнодорожным наследием. На информационном щите, установленном на месте сноса, в качестве подрядчика указано ООО «Эпоха Возрождения» – организация именно с таким названием майской ночью 2013 года снесла почти половину Кругового депо [6] на Ленинградском вокзале в рамках его «реставрации и приспособления к современному использованию».

cover_web_big [7]

Видимо, этот опыт понадобился ещё раз, и ещё неизвестно сколько раз пригодится, так как к настоящему времени на территории Окружной железной дороги насчитывается порядка пятнадцати исторических зданий, входящий в её ансамбль, но не имеющих статуса памятника. Часть этих зданий уникальны: они были построены или сохранились до наших дней в единственном экземпляре. Сколько их (а заодно и зданий, успешно прошедших экспертизу, подобно нашему посту) может быть снесено при «благоустройстве» территории Окружной железной дороги – не хочется даже думать.

Общественное движение «Архнадзор» призывает правительство Москвы и, в частности, Департамент культурного наследия объявить мораторий на снос исторических построек в полосе отвода Московской Окружной железной дороги до полного окончания ведущихся в настоящее время работ по их выявлению и определению охранного статуса. Этих зданий не так много, чтобы они всерьёз помешали работам по реконструкции МКЖД. Просим довести эту информацию до ОАО «РЖД» и всех организаций, задействованных в реконструкции Окружной ж.д. и обеспечить неукоснительное выполнение этих требований.

Пост Кожухово 2009 [8]

Справка:

пост центрального управления стрелками и сигналами – техническое железнодорожное здание, которое служит для централизованной (управляемой из одной точки) подготовки маршрутов приёма и отправления поездов на крупных станциях. Данный тип зданий практически полностью утрачен на железных дорогах России.

Посты централизации Окружной железной дороги представляли собой выразительные двухэтажные здания башенного типа с арочными окнами и балконом на втором этаже, декорированные в стиле «модерн». Сооружались по типовым проектам под руководством выдающегося архитектора А.Н. Померанцева. Всего было построено 34 таких поста, до наших дней сохранялось 12. Теперь их стало 11.

Пост Кожухово - чертёж [9]

Станция Кожухово находится недалеко от метро «Автозаводская», построена в 1905–1908 гг. Практически вся её историческая застройка исчезла в 1930-е годы при строительстве автозавода им. Сталина (впоследствии – ЗиЛ). До наших дней сохранялись два поста централизации (первый снесён в конце 1990-х – начале 2000-х годов, второй – весной 2016 г.), а также вокзал (сохранился) со служебной постройкой (снесена в 2000-е годы).