Победа над самостроем

1

Александр Можаев

Знаковые события часто остаются незамеченными. Однако обратите внимание: на Таганской площади разобрана непотопляемая мансарда на доме купца Колесникова, один из самых бесстыжих и безобразных самостроев лужковской поры, на борьбу с которым у города ушло девять лет. Означает ли это начало новой лучшей жизни или не означает ничего, кроме чистой случайности – неизвестно. Похоже, что в Москве скоро станет меньше ещё одним «заповедником девяностых», а это событие.

Таганская площадь вообще странное пространство, каких в Москве немало. Когда-то внятная торговая площадь с рядами, построенными самим Бове, пала жертвой нереализованных великих проектов. Планировали то одно, то другое, снесли торговые ряды, обгрызли края примыкающих кварталов, да так и бросили. И пока градостроители гадают, как выкручиваться из этого неловкого положения, на внутренней стороне площади продолжает существовать вполне заповедный ряд строений с дурными пластмассовыми фасадами и сплошным рядом вывесок типа шаурма-чайхона-дискотека. В 80-е это были обычные дореволюционные дома, а потом их вот так скрючило и до сих пор не раскрючивает.

Понятно, что за пределами Третьего кольца таких заповедников пруд пруди, но на Садовом это давно кажется реликтом. Поди знай, почему именно здесь задержался дух лихих времен, может, снова любимая краеведческая метафизика. Ведь как раз за углом замыкающего внутреннюю сторону площади дома Колесникова находилась та самая «Кавказская кухня», разгром которой бандой Игоря Талькова украсил кинофильм «За последней чертой» 1991 года.

Самострой

Огромная, бесформенная, крытая профлистом мансарда появилась на доме Колесникова, продолжив искажение площади в 2007 году, и я хорошо помню общее удивление тех, кто видел её впервые. В ту интересную пору в Москве самострой на самострое самостроем погонял, но этот был совсем за гранью. Следом за двухэтажной нахлобучкой на крыше индивидуальный предприниматель Анна Зарицкая начала возводить пятиэтажную пристройку сзади, что-то из железа и фанеры, словно это не Таганка, а дальние задворки Черкизовского рынка.

Как сказал коллега Константин Михайлов, подробно изучивший хронику этих приключений: «Город Москва не искал легких путей. Он сначала позволил собственнику изувечить памятник, а потом развернул с ним борьбу«. Суды с гражданкой Зарицкой велись несколько лет. В 2009 была снесена задняя пристройка, в 2010 закрыт располагавшийся в доме зал игровых автоматов, в 2012 году дом был изъят у собственника (не отобран, а гуманно выкуплен за 126 миллионов рублей), и только в 2016 началась реставрация.

Кажется, ну и что, чуть раньше или чуть позже – не могла же эта дрянь висеть на доме вечно. Но мы знаем немало примеров, когда очевидный самострой со временем легализовался всякими хитрыми способами или заменялся на более капитальные сооружения. Самый известный случай – так называемый «Навозный жук» на Рождественском бульваре, здание неизвестного назначения, которое было построено поперек бульвара (памятника садово-паркового искусства), там, где новое строительство в принципе невозможно. Спустя 15 лет он, видимо, узаконился, потому что сейчас идет подготовка к его открытию, в результате которой «жук» стал ещё на один ярус выше. Та же ловкость рук, что с нашумевшим сносом ларьков – охранная зона, но документы в наличии.

2

Так что мы поздравляем жителей Таганки, Москвы и всех людей доброй воли с долгожданным торжеством справедливости и с надеждой на то, что и вся Таганская площадь избавится, наконец, от тальковской романтики и зашагает в ногу со временем. Но Москве остаётся ещё множество подобных самостроев, среди которых, на мой взгляд, самый принципиальный – Гостиный двор в Китай-городе.

Юрий Лужков сделал возможной невозможную с точки зрения закона надстройку одного из главных памятников московского классицизма, вдвое увеличившую его высоту. Великолепный квартал Гостиного двора, будучи перекрыт душным стеклянным потолком, не востребован ни туристами, ни арендаторами, и кажется, сама житейская логика подсказывает, что от надстройки надо освобождаться. И если победа закона над таганской мансардой неслучайна, то может всё-таки стоит надеяться, что и Гостиный двор когда-то вернется в своё исконное состояние?

Опубликовано vesti.ru

1 комментарий

Может, и до надстройки над сортиром на Рождественском бульваре со временем доберутся?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *