- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Полет в никуда

aeroport [1]

Один из лучших образцов советского ар-деко — построенная по проекту архитекторов Б.С. Виленского, В.А. Ершова и инженера Н.А. Кабанова станция метро «Аэропорт» — в ближайшее время может лишиться исторического облика.

Департамент культурного наследия города Москвы принял решение [2] согласовать «проект реставрации и приспособления» вестибюлей станции, выполненный ООО «Бюро А495». Казалось бы, это известие должно обрадовать ценителей архитектурного наследия, ведь станции в самом деле не помешало бы проведение качественной научной реставрации. К сожалению, титул проекта не соответствует его содержанию: в действительности «проект реставрации и приспособления» предусматривает практически полное уничтожение подлинного декоративного оформления вестибюлей станции, сохранившегося со времени ее открытия в 1938 году.

vestibyul [3]

По мнению разработчиков проекта, в процессе реставрации станции целесообразно полностью заменить каменную облицовку ее вестибюлей: демонтажу подлежат белый мрамор «Коелга», мрамор узбекского месторождения «Газган», мраморный оникс «Агамзалу», черный диабаз, розоватый прохоро-баландинский мрамор, армянский оливково-черный мрамор «Давалу» и мраморовидный известняк месторождения «Биюк-Янкой» (последний, по сведениям сайта Палеометро.ру [4], столь богат окаменелыми моллюсками и кораллами, что делает станцию «Аэропорт» одной из первой в московском метро по видовому разнообразию окаменелостей).

paleometro [5]

По крайней мере частичному уничтожению подвергнутся и редчайшие по степени своей сохранности деревянные кассы с латунными перегородками: проектом предусматриваются замена латунных деталей и «воссоздание» деревянных. Неясна также судьба подлинных оконных и дверных заполнений: несмотря на то что окна и двери входных групп полностью сохранились, в проекте также говорится об их «воссоздании».

kassa-2 [6]

Столь серьезное вмешательство в облик памятника обосновывается, по мнению проектировщиков, утратой подлинной облицовкой «эстетического вида природного камня» и неудовлетворительным (в том числе ограниченно работоспособным) техническим состоянием деталей интерьера. Аттестованные эксперты Е.П. Борисенко, А.И. Трапезникова и Л.К. Горлова, несмотря на свой богатый профессиональный опыт, оказались согласны с подобным решением [7].

vestibyul-2 [8]

По мнению экспертов и авторов проекта, наличие на мраморных плитах сколов, трещин и таких поверхностных дефектов, как пятна, ямчатость и выветривание, является достаточным основанием для замены подлинного интерьера памятника новодельным, выполненным из таких «аутентичных материалов», как «мрамор, аналогичный по цвету, текстуре и аналогичным характеристикам». Осознавая невозможность доставки камня с семи разбросанных по территории бывшего СССР карьеров, на некоторых из которых добыча уже давно не ведется, эксперты легализуют не только массированную замену подлинных деталей интерьера на новые, но и изменение материалов отделки вестибюлей, подобное произошедшему на «Маяковской» [9] в 2000-е годы.

dekor [10]

Планируемая замена подлинных латунных перегородок экспертами и вовсе не обосновывается.

latunnyie-peregorodki [11]

Перед вынесением заключения о «соответствии научно-проектной документации законодательству» экспертов не останавливает ни присутствие подлинных облицовки, столярных заполнений и художественного металла в описании предмета охраны станции (перечне особенностей объекта культурного наследия, послуживших основанием для включения в реестр и подлежащих обязательному сохранению), ни наличие в Уголовном кодексе Российской Федерации статьи 243 «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия».

kolonnyi [12]

Не пугает авторов проекта и экспертов и неминуемое разрушение в результате работ единства вестибюлей и перронного зала станции как целостного произведения архитектуры. Проект никоим образом не учитывает, что замена отделки вестибюлей разделит памятник на три чужеродных друг другу пространства, облик одного из которых — перронного зала — будет формироваться материалами восьмидесятилетнего возраста, а облик двух других — вестибюлей — современными материалами. Не исключено, что в дальнейшие планы Метрополитена входит и ремонт перронного зала, способный привести к полному уничтожению архитектурного памятника.

lestnitsa [13]

Факт согласования проектной документации Департаментом культурного наследия не может не вызвать недоумения. Лишь недавно шесть аналогичных проектов, также выполненных ООО «Бюро А495», были  отклонены Департаментом. В частности, Мосгорнаследие не согласилось с возможностью демонтажа уникального розового биробиджанского мрамора на «Белорусской» Замоскворецкой линии [14] и полного уничтожения облицовки вестибюля и перронного зала на «Белорусской» Кольцевой линии [15], что отражено в сводках замечаний к соответствующим актам экспертизы. Не были согласованы и аналогичные проекты «реставрации и приспособления» вестибюлей станций «Павелецкая» Замоскворецкой линии [16] и «Площадь Революции» [17], также предусматривавшие  замену мрамора.

Департаментом также были отклонены предусматривающий уничтожение подлинных кессонированных потолков «проект реставрации и приспособления» вестибюлей станции «Охотный ряд» [18] и недостаточно проработанный «проект реставрации и приспособления» вестибюлей станции «Кропоткинская» [19]. Неясно, почему варварские методы реконструкции, шесть раз признанные Департаментом не соответствующими законодательству, в случае станции «Аэропорт» оказываются, по мнению Департамента, допустимыми.

aeroport [20]

Отметим, что все вышеупомянутые проекты были одобрены одной и той же комиссией государственных экспертов в лице Е.П. Борисенко, А.И. Трапезниковой и Л.К. Горловой. Проявленный тройкой экспертов уровень ответственности наглядно характеризуется тем фактом, что основными источниками по истории Московского метрополитена стали для них «Википедия» и сайт moscowchronology.ru, откуда были позаимствованы с минимальными правками огромные фрагменты текстов.

Можно констатировать, что в случае, если на станции «Аэропорт» будут проведены работы по согласованному Мосгорнаследием проекту, Московское метро понесет крупнейшую утрату со времен уничтожения подлинного интерьера станции «Маяковская» [9] в 2000-е годы. Отметим, что станция «Аэропорт» по сей день не получила подобающего охранного статуса, уже много лет оставаясь, несмотря на общепризнанные архитектурные и художественные достоинства, всего лишь «выявленным» памятником. Недостаточно высокий охранный статус — одна из причин, делающих возможным появление варварских проектов реконструкции Московского метро.

Не меньшую обеспокоенность вызывает судьба более 20 станций Сокольнической, Замоскворецкой, Арбатско-Покровской, Филевской и Кольцевой линий, акты экспертизы по которым еще не публиковались. ООО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ», субподрядчиком которого является ООО «Бюро А495», заключен контракт с Московским метрополитеном на разработку проектной документации по 30 станциям-памятникам, в числе которых такие шедевры, как «Красные ворота» И.А. Фомина, «Арбатская» Л.М. Полякова, «Новослободская» А.Н. Душкина. Выполнение работ по проектам, аналогичным уже опубликованным, на столь большом числе станций способно полностью уничтожить Московское метро как подлинный памятник, достойный включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Общественное движение «Архнадзор» призывает Московский метрополитен отказаться от планов по уничтожению подлинных интерьеров выдающихся памятников истории и культуры — станций метро 1930-х — 1950-х годов, а Департамент культурного наследия города Москвы — пересмотреть решение о согласовании работ на станции «Аэропорт».

emblema [21]
UPD: пересмотр решения Мосгорнаследия

«Архнадзор» рад сообщить, что широкий резонанс в СМИ и сетях на нашу публикацию  принес плоды.

Еще 3 апреля Мосгорнаследие сообщило нам в устной форме об отклонении проекта, а сегодня (4 апреля) опубликованное на сайте ДКН официальное извещение [7] о результатах рассмотрения проекта работ на станции было изменено. В графе, извещавшей до сегодняшнего дня о согласии с выводом заключения государственной историко-культурной экспертизы и согласовании проектной документации, появилась новая запись: Проектная документация отклонена от согласования.

Прилагаем исходную (Исходная) [2] и измененную (Измененная [22]) версии официального извещения, опубликованные на официальном сайте Мосгорнаследия. Исходная версия в настоящее время удалена [23] с сайта.

Сюжет Вестей с комментарием координатора АН Юрия Егорова:

Фотографии: Ю. Егоров, П. Акаев, PastVu, Палеометро.ру

33 Comments (Open | Close)

33 Comments To "Полет в никуда"

#1 Comment By Ольга On Понедельник, Апрель 3, 2017 @ 12:41

как-то можно помочь по этому вопросу? написать обращение от жителей города?

#2 Comment By Александр On Понедельник, Апрель 3, 2017 @ 13:17

Создавайте петицию, это варворство !!! Рестоврация не значит уничтожение !
change.org

#3 Comment By Анна On Понедельник, Апрель 3, 2017 @ 13:19

Листовки распечатать и развесить по району аэропорт. И к депутатам с челобитной. Срочно.

#4 Comment By Игорь Ганкин On Понедельник, Апрель 3, 2017 @ 13:48

Ужасно. По моему мнению, Аэропорт САМАЯ красивая станция метро. Современная «реставрация» — фальсификация и вульгарное уродство. Необходима, как минимум, петиция. Сам создать её не могу, мне отказывают: «Слишком мало друзей для первичной регистрации». Думаю, стоит также обратиться в ЮНЕСКО: московское метро — всемирный памятник архитектуры.

#5 Comment By cергей On Понедельник, Апрель 3, 2017 @ 14:12

в МАРХИ открыли новый факультет ВАРХИ ?
во многие места идешь, как в первый раз, понимая, что минус первый был с большей любовью и красотой исполнен 🙁

#6 Comment By Соколова Елена On Понедельник, Апрель 3, 2017 @ 15:11

Ужас, надо петицию на имя Путина написать

#7 Comment By Ginger On Понедельник, Апрель 3, 2017 @ 17:04

только не на чендже, а на рои.ру

#8 Comment By Марина On Понедельник, Апрель 3, 2017 @ 21:08

Научитесь писать без ошибок. А то петицию не примут((.

#9 Comment By Ирина On Понедельник, Апрель 3, 2017 @ 22:04

А вот ЮНЕСКО — хороша мысль. Любые обращения к властям разного уровня ничего не дадут — все перед мэрией прогнулись.

#10 Comment By АндрейД On Понедельник, Апрель 3, 2017 @ 22:49

Да. Теперь Аэропорт…

#11 Comment By Евгений On Понедельник, Апрель 3, 2017 @ 23:25

Это позор! Конечно, петицию нужно создать, и как то еще бороться, хотя, как это не печально, скорее всего победит бабло, которое будет распилено на этой реставрации. Но я готов участвовать в любых акциях по сохранению моей любимой станции.

#12 Comment By Ирис On Вторник, Апрель 4, 2017 @ 1:00

Опять бабло кому- то срочно понадобилось, все успокоиться не могут, дешевая раб сила покоя не даёт. А качество! Тротуары новые проложили, «специалисты»,а плитка разъезжается, и влолны идут.. тут копнули, там снесли, народная стройка, одним словом, на народные деньги..

#13 Comment By Вера On Вторник, Апрель 4, 2017 @ 9:11

Поддерживаю, хотя наши петиции почти ничего не меняют… «35мм» все-таки украли. Желающих «заменить» мрамор на «высококачественный бетон», похоже, в нашей стране не счесть. А профессии «архитектор» или «искусствовед» вымирают.

#14 Comment By Павел On Вторник, Апрель 4, 2017 @ 11:33

давно уже есть западные технологии, которые реставрируют такой камень быстро и без повреждений, главное, это обходится дешевле, чем все менять и переделывать.

#15 Comment By Ефим On Вторник, Апрель 4, 2017 @ 12:25

Уважаемые руководители города, а почему Вы перестали слушать заинтересованных в судьбе Москвы людей? Почему все нужно брать при помощи какой-то агрессии??? Куда не посмотришь — собирают подписи в защиту… А я помню с юности, в шестидесятые-семидесятые годы было много в Москве открытых широко рекламируемых выставок проектов, на которые продвинутая молодежь ходила, мы выступали в ходе обсуждений, голосовали. Слушали споры знаменитых архитекторов разных направлений, потом голосовали. Главное же не наследить, а след оставить!!!? Полезный след в истории Москвы.

#16 Comment By Анатолий On Вторник, Апрель 4, 2017 @ 14:09

О, Боже!!!Как я могу помочь по этому вопросу…пишет Ольга))) Да не как) Вы поймите 2 вещи: ВЫ же архнадзор, сидите и только орете на всех, плохие специалисты, работники…А вы кто???? что же вы умники такие не пошли получать образование архитекторов, проектировщиков, реставраторов…и работали бы… Вы только свой язык можете засовывать куда не надо, ВЫ вообще не можете судить о том, что такое архитектура и не имеете право это делать…потому что вы НЕ СПЕЦИАЛИСТЫ!!! Вы вечно всем не довольны…вы! Детский мир у ВАС это ужасный проект реконструкции…а для москвичей это лучший проект реставрации года (Премия Московская реставрация). Так, что тот человек, как вы все, который не знает, что такое производство работ, и тот кто в реставрации выучил только закон 73 не имеет права об этом рассуждать. Собрались,умники..работайте там. Специалисты собрались..смешно же

#17 Comment By Екатерина On Вторник, Апрель 4, 2017 @ 14:21

Анатолию.

Вы пишете с ошибками человека, не выучившего русский язык за пятый класс. Вы позволяете себе говорить от имени москвичей непонятно на каком основании. Ни к какому производству работ и реставрации вы отношения иметь не можете В ПРИНЦИПЕ с таким ( «Так, что тот человек, как вы все, который не знает, что такое производство работ, и тот кто в реставрации выучил только закон 73 не имеет права об этом рассуждать») уровнем мышления, но если вы его действительно имеете — родственник купленных реставраторов или руководителей проектов типа обсуждаемого, тогда всё понятно.

#18 Comment By МАРИНА On Вторник, Апрель 4, 2017 @ 14:36

Екатерина, согласна с вами на 100%. «Детский мир» испорчен полностью и тот, кто пишет, что это прекрасный проект — просто заинтересованное в дальнейшей пустой трате денег на псевдореставрацию, лицо. К тому же малограмотное.

#19 Comment By Иван On Вторник, Апрель 4, 2017 @ 15:22

Ну почему сразу «заинтересованное»? Может, просто дурак. Дураков больше, чем «заинтересованных», а «заинтересованные», думаю, не дураки.

#20 Comment By Ирина On Вторник, Апрель 4, 2017 @ 15:49

Присоединяюсь к комментариям о спасении станции Аэропорт. Готова подписать петицию.
Смешной Анатолий! Откуда он в моем городе?

#21 Comment By Катя On Среда, Апрель 5, 2017 @ 8:08

Петицию в студию!

#22 Comment By Евгений On Среда, Апрель 5, 2017 @ 15:13

Вот черти! Что хотят то и творят!

#23 Comment By Игорь On Среда, Апрель 5, 2017 @ 19:28

Твари какие!
Любую петицию подпишу. А если, вдруг, у этих лимитчиков, которые ещё не нажрались на ремонтах-плитках-озеленении, что-нибудь прокатит, клянусь: лично буду п…ь каждого такого » реставратора», которого только увижу около моего Аэропорта. Пусть только попробуют, — узнают, как выглядит зло на самом деле.

#24 Comment By Ирина On Четверг, Апрель 6, 2017 @ 8:39

Я против, это моя родная и любимая станция, на которой прожила до 30 лет. Самая красивая, нельзя Ее уродовать, это вредительство!

#25 Comment By Елена On Четверг, Апрель 6, 2017 @ 16:09

Москву разрушают. Это совершенно очевидно. Равнодушно и хладнокровно портят все исторически привычные и дорогие нашим сердцам места. Прикрываясь словами о возврате облика при сносе палаток, меняют облик города безжалостно. Кругом безвкусица плодится со страшной скоростью. Центр угробили. Прошлась по Спиридоновке вчера. Все в безумных фонарях. Сплошные слезы! Теперь и до Аэропорта добрались…Давайте же бороться!!!!

#26 Comment By Александр On Четверг, Апрель 6, 2017 @ 17:27

Наверное надо делать максимальный репост в соц. сетях, лучше если это будет ОК и Fb, целевая аудитория более взрослая. имхо.

#27 Comment By Нина On Четверг, Апрель 6, 2017 @ 20:55

Впечатление, что Москву захватили серые, провинциальные, безграмотные оккупанты.Ну давайте Комсомольскую ломать.Маяковскую. Елисеевский отреставрировали,Детский мир тоже- вперед Казань и Хантымансийск!Набратьже нужно , пока не сняли…

#28 Comment By Владимир On Суббота, Апрель 8, 2017 @ 18:14

Кому то понравился мрамор с малюссками и прочие ониксы, и латунь в обрамлении.Наверно ночью вывозить будут…))) как воры !

#29 Comment By Владимир On Суббота, Апрель 8, 2017 @ 18:24

Кому-то понравился мрамор с моллюсками и прочие окаменелости кораллы,камни-ониксы, и латунь в обрамлении.Наверно ночью вывозить будут…))) как воры !

#30 Comment By Владимир On Суббота, Апрель 8, 2017 @ 18:25

Вопрос времени и денег,всё решено !
Да уж !

#31 Comment By Катерина On Понедельник, Апрель 10, 2017 @ 11:36

Эти «эксперты» — просто вредители какие-то!!! Вот откуда это всё берётся? Их же таких кто-то учит, образование даёт, чьими-то стараниями они получают дипломы… Всю бы эту шарашу под зад веником турнуть!

#32 Comment By Александр On Вторник, Апрель 11, 2017 @ 11:27

Москва становится провинциальным городом. Поражает безвкусица в оформлении некоторых улиц. С чувствами москвичей не считаются.

#33 Comment By Elena On Вторник, Апрель 11, 2017 @ 17:57

Народ, нужно объединяться не только по районам города и развешивать/расклеивать листовки и т.п. только на той территории, где находится тот или иной объект, а в целом по городу. Вся Москва — наш город, и чем больше людей из разных уголков откликается на проблему, тем лучше всем нам.