- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Лакокраска добита

Строение 23 до сноса фасада [1]

В ноябре 2019 Архнадзор сообщал [2] о начале сноса бывшего Лакокрасочного завода братьев Мамонтовых на Пресне (2-я Звенигородская улица, 12) и сделал заявление [3] о незаконности сноса.

После утраты строений 1 и 5 мы перевели завод из нашей Красной книги [4] в Черную. Однако на месте сохранялись еще несколько исторических строений, не защищенных никаким статусом, но подлежавших сохранению согласно проекту нового строительства. Теперь снесены и они.

Завод, основанный в 1840 году, переведен на нынешнее место в 1858-м. В его строительстве участвовали видные архитекторы Серебряного века Иван Барютин и Иван Бони.

Строение 22 - корпус Бони [5]

Производство закрылось к 2016 году. Новый владелец территории — «Спектр-ЛК» — решил использовать место для нового жилищного строительства. В 2018 году под банковский кредит началась реализация проекта архитектурного бюро «Меганом» (Юрий Григорян). Тогда же все исторические здания комплекса были исключены из перечня объектов, заявленных на госохрану в качестве памятников (заявка подана координатором Архнадзора).

Два регламентных участка были предназначены под высотную (75 м) застройку, для остальных записана возможность реконструкции «в габаритах существующих зданий». Эти параметры утверждены [6] Постановлением правительства Москвы 2016 года в составе проекта планировки территории (ППТ).

«Реконструкцию в габаритах» мы, вероятно, и наблюдаем. Среди прочих строений только что сломан заставочный фасад завода — торец строения 23 с надписью «1914 год». Это одна из последних заводских построек дореволюционной Москвы, датированная годом начала Первой мировой войны.

Строение 21 - котельная [7]

Между тем на сайте [8] застройщика по-прежнему висит обещание сохранить 7 исторических зданий. Но лишь строения 21 (корпус архитектора Бони) и 22 (котельная) остались в состоянии, близком к историческому. Остальные либо полностью снесены и заменены бетонными коробками, либо перестроены до неузнаваемости.
Как говорят в таких случаях, Постановление правительства Москвы не стоило той бумаги, на которой написано.